Ховат а-Талмидим — Расположить к себе сердце ученика

Дата: | Автор материала: Рав Келонимус Калмиш Шапиро

1830

Предисловие к книге «Ховат а-Талмидим» (окончание)

Мы не претендуем на то, чтобы коснуться всех аспектов воспитания, а лишь указываем, почему оно стало неэффективно сейчас, и на что нужно обратить внимание больше, чем в прежних поколениях, а также дорогу, по которой правильно идти учителям и родителям, чтобы справится с проклятием нашего времени – преждевременным взрослением детей. А все подробности, касающиеся воспитания, пусть ищут наставники и отцы в нашей святой Торе и найдут там все, что необходимо. Поскольку мы не пришли, не дай Б-г, сказать нечто, придуманное нами самими. Наша Тора дана Всевышним навечно, и в любом поколении мы найдем в ней ответ на вопрос, по какой дороге идти и как поступать в той или иной ситуации.

Например, Гемара в трактате Шаббат (20б) говорит, что Раба перед началом урока шутил, так что смеялись ученики, а потом с трепетом садился и начинал урок. Раба шутил в начале, чтобы ученики были в радости, поскольку говорят наши мудрецы, благословлена их память, что Б-жественное присутствие (Шехина) не прибывает на человеке, если только он не находится в радости. Но Тора «подобна молоту, разбивающему скалу» (Ирмияу, 23:29), и слова ее рассыпаются множеством искр и подтекстов. Так что для нашего поколения дает Гемара особый совет, которому должен следовать рав и наставник, для того чтобы излечить рану отдаления, возникшего между учеником и учителем. А именно: важно постараться расположить к себе сердце ученика, и приблизить его, а радость – одно из главных средств, помогающих это сделать! Душа подростка не терпит уныния, и наставник не должен выглядеть в его глазах вечно сердитым ворчуном. Это не означает, что наставник должен вести себя легковесно перед учеником, чтобы не стал он его, не дай Б-г, презирать. Наоборот, наставник должен приложить усилия, чтобы выглядеть в глазах ученика человеком возвышенным, но при этом также хорошим и легким в общении. И даже если шутит он с учеником, пусть при этом будет почтение и трепет у того перед наставником, и даже когда нужно отчитать ученика и устрашить его, пусть в этом будет крупинка радости. Как сказано в Теилим (2:11): «И радуйтесь в трепете», – пусть ученик трепещет перед наставником не как трепещут перед злобным и сердитым человеком, а пусть трепещет перед ним из почтения перед человеком высокодуховным. И сказано («Зоар»): «Если рав подобен ангелу – Тору учите из его уст». В глазах ученика наставник должен казаться подобным ангелу в человеческом обличье, или, по крайней мере, человеком очень возвышенным, и тогда, даже если покажет он ученику, что сердится на него, тот не начнет его за это ненавидеть. А когда улыбнется ему, обрадуется и будет любить и уважать его еще больше.

И насколько великий Шла [великий мудрец Торы и каббалист рав Йешаяу а-Леви Гурвиц, автор книги «Шней Лухот а-Брит»], благословенна его память, осветил нам дорогу в том, что касается воспитания, применительно к нашему поколению, объясняя сказанное в стихе (Мишлей 9:8): «Не укоряй насмешника, чтобы не возненавидел тебя, укоряй мудреца, и он тебя полюбит»! Когда хочешь укорить другого, не обращайся к нему пренебрежительно и не отталкивай его, говоря: «ты – насмешник», потому что так он возненавидит тебя и не послушается, но «укоряй мудреца», скажи ему: «ведь ты – мудрец, и почему же так поступаешь?», и тогда полюбит тебя и послушается. Как нужно остерегаться этого в нашем поколении, когда сердца молодежи сами по себе так далеки от нас! Но, кроме того, что подход «укоряй мудреца» необходим, чтобы приблизить сердца молодежи к нам, он еще очень действенен в отношении воспитания вообще. Следуя ему, мы раскрываем потенциал ученика и заставляем его проявиться, тем самым поддерживая его и помогая идти дорогой Торы. Например, если хвалить человека за щедрость, это может его подтолкнуть его дать больше денег на благотворительность, поскольку похвала помогла ему одолеть дух жадности. Поэтому должны наставник и отец искать те хорошие качества, которые есть у ученика, хвалить его и укреплять в них, говоря: какие большие способности и возможности стать великим в Торе и Служении есть у тебя! И всего этого ты сможешь достичь, если будешь работать над этим. Но все это нужно делать с умом и пониманием – так, чтобы не возгордился ученик и не проявил халатность.

Мы не приводим здесь все места в Торе и «Шулхан Арухе», где говорится о путях воспитания, на которые в этом поколении требуется обратить особое внимание, поскольку, чем больше будут обращаться к этим источникам, тем больше будут находить там все необходимое.

Хорошо и правильно, если несколько раз в неделю будет учить наставник с учениками Мидраш или книгу «Эйн Яаков» [сборник агадот из Талмуда с комментариями, составленный равом Яаковом ибн Хабибом]. Как сказали наши мудрецы («Сифри», глава Экев, 49): «Если хочешь узнать Того, Кто сказал – и появился этот мир, учи агаду». Более же взрослые ученики могут учить это сами. Когда захочет наставник сказать ученикам что-либо из книг мусара, правильно, чтобы не говорил он только о наказании, но сделал акцент на величие еврейской души, как близка она ко Всевышнему, выше даже, чем ангелы. Душа подростка пугается, слыша о наказании, и не только не приближается от этого к нам, а, наоборот, может отдалиться. Когда же наставник в основном говорит о величии Израиля, то и слова мусара будут действенны, а душа подростка пробудится и загорится.

И также притчу пусть не оставляют без внимания наставники и отцы. И так говорили наши мудрецы («Мидраш Шир а-Ширим», глава 1): «Пусть не будет притча незначима в твоих глазах, поскольку благодаря притче может человек понять слова Торы». И особенно важно пользоваться притчей во время учебы с детьми. Чтобы объяснить и логику Торы, и вопросы мусара. И еще, нужно знать, что притчу следует рассказывать точно, в правильном порядке, как будто все было так на самом деле. Поскольку такова природа детей: хотя и знают они, что это – только притча, но, когда слушают ее, кажется им, что все происходило в действительности, и от этого сам сюжет притчи влияет на них гораздо больше, чем скрытый подтекст, который в ней заложен. В этой книге, в четвертой главе, мы приводим притчу [она приводится в конце – прим. перев.], давая более подробное изложение ее сюжета, чем это нужно для скрытого подтекста, который в ней содержится. Там мы описали праведность сапожника и его молитву для того, чтобы встрепенулся подросток, читая об этом, и пробудился немного. И чтобы не тянулся за вожделениями этого мира, а стремился приблизиться ко Всевышнему в Торе и истинном Служении.

Притча о праведном сапожнике

Жил однажды один еврей. Был он сапожником, и был очень беден. Домик его стоял у развилки дорог. Зарабатывал он на жизнь тем, что чинил обувь проходящим мимо путникам. Денег от этого он получал мало, но, тем не менее, всегда пребывал в спокойствии и радости, – и он, и его жена, и дети. Поскольку был сапожник необычайно Б-гобоязнен, домочадцев своих учил, что вся жизнь человека в этом мире коротка и пребывание его здесь временно. Настоящая жизнь – в Высшем мире, в жизни вечной. Там будет душа наслаждаться приближением к великолепию истинной ценности Царства Небес и получать бесконечное удовольствие от света Творца. Поэтому чем поможет человеку все его богатство, если в этом мире Всевышнему не служил и к Нему не приблизился?

Большим мудрецом Торы сапожник не был, но в меру своих сил во всякий час дня и ночи, когда была возможность, учился и молился Всевышнему. И бывало, что удавалось ему пробудить себя, и тогда воспламенялся он очень сильно, и мог молится и изливать душу перед Творцом. А чтобы не мешали и не сбивали его, уходил из своего маленького домика в лес, который был по соседству. И если кто проходил тогда мимо, то видел: вот стоит человек, и лицо его светится: славит, благодарит и прославляет, разговаривает со Всевышним, как будто глазами своими видит величие престола Его перед собой! И удивлялись, и пугались случайные прохожие, но те, кто знали сапожника, говорили: «Нет сомнения, что сапожник человек необычайно праведный – хасид». И так назвали его между собой люди.

И было, когда началась последняя война [Первая мировая война], перестали люди ходить по дорогам, и не стало у него вообще никакого заработка. Настал день, когда даже хлеба не было ни для него, ни для жены и детей. На второй день маленькие дети плакали: «Папа, дай нам хлеба, мы умираем от голода!». А на третий день лежали дети без сил, и только шептали: «Папа, хлеба!» – губы их шевелятся, а голоса не слышно, поскольку ослабли они от голода, и нет больше сил кричать. И сам сапожник ослабел от голода, и ноги его не держат от голода, и от горя за жену и детей. Но укрепился он, встал и вышел наружу. Жена его закричала: «Муж мой, не уходи, если суждено нам умереть от голода, хотя бы все вместе умрем»! Но он не отступился от упования на Всевышнего, и сказал: «Не умирать я иду, а к Б-гу Жизни иду в лес молится! К Отцу моему, который на Небесах я иду, чтобы сделал Он нам чудо, и остались мы в живых». И шел он, и плакал, и поднял глаза к Небу и сказал: «Пожалуйста, услышь меня, Всевышний! Еще до того, как создал Ты этот мир, избрал Ты нас быть Твоими детьми, Твоими доверенными слугами, близкими к Тебе. Всегда прибывал Ты с нами и “на крыльях орла” нас поднял Ты до Небес. И как хорошо было нам тогда, когда говорил Ты с нами, не только с Небес слышен был Твой голос, но и в нас самих говорил он! Открывался Ты нам через пророка из среды нашей, слышали мы голос Твой, упрекающий и наставляющий идти по прямой дороге. И весь мир трепетал перед Тобой и перед нами – ведь кто из людей не испугается народа, в среде которого прибывает Хозяин мира, окружающий нас и прибывающий в наших душах и телах! Как невыразимо горько нам сейчас, когда Ты скрыл Свое лицо от нас! Сердце страдает и тоскует по святости Твоей, которая скрылась, а душа кричит: “Отец мой, приблизь меня!”, но нет ответа. Если пробудится в еврейской душе дух тшувы [раскаяния], и еврей подумает: ведь из-за того дурного, что совершил, отдалился я от Всевышнего! Вернусь к нему и буду Ему служить, а Он, как милосердный отец, вернется к нам! Но так горько нам, потому что с тех пор, как скрылся Ты от нас, навалилось на нас так много бед и несчастий, которые ослабляют сердце и огорчают душу, что толкают нас нарушить Твою волю, не дай Б-г! Властелин мира, не только за себя я молюсь, но за всех детей твоих, сыновей Израиля. Отец милосердный, как же оставил Ты своих детей в этом мире, таком унылом и страшном, одних, почему смотришь Ты, как они обливаются кровью ран от побоев, и молчишь?!

Не только заработок для себя я прошу! Тебя, Отец мой любимый, прошу: приблизь, пожалуйста, нас, откройся нам пожалей нас, спаси нас и пошли нам Машиаха сейчас, и будем мы служить Тебе в трепете и любви, как наши сердца жаждут этого!»

И так он плакал и молился долго, и не мог уже перевести дух и совершенно ослаб от голода и слез, так, что потерял сознание. Но вот, почувствовал он очень приятный и сильный запах, и от этого пришел в себя и увидел необычайно красивый цветок, растущий в лесу, от которого и шел запах. Вдруг появились у него силы, встал он, и сорвал цветок и побежал к себе домой, чтобы запахом этого цветка подбодрить, хотя бы немного, своих домочадцев.

Когда вышел он на дорогу, увидел, что едет карета, а в ней сидит какой-то важный господин. Карета остановилась, и позвал его тот господин: «Послушай, бедняк, зачем тебе этот цветок? Дай его лучше мне, а я хорошо тебе заплачу». И ответил сапожник: «За деньги я его не отдам, но только за буханку хлеба, чтобы накормить жену и детей, которые уже три дня не ели ничего, и еще благословлю тебя». Продал сапожник цветок за буханку хлеба, и радостный побежал домой!

Ночью увидел сапожник во сне своего отца в разорванных одеждах, который кричал и плакал, и бил себя в грудь. Сказал отец: «Знай, что молитва твоя сегодня в лесу поднялась с громом к самому Престолу, и все ангелы милосердия пробудились, и начали кричать ко Всевышнему: “Доколе не будешь Ты милосердным к детям Твоим, которые тонут в море несчастий и бед, но Имя Твое не забыли и с Тобой так связаны”? Железная стена, разделявшая между Израилем и их Небесным Отцом должна была вот-вот упасть, и все молитвы евреев, которые не могли подняться, начали подниматься и пробудили Милосердие, чтобы положить конец страданиям. И было объявлено, что, поскольку ты и твоя молитва приблизили Избавление, тебе откроется цветок, оживляющий мертвых, а меня пошлют к тебе во сне сказать, чтобы шел ты в пещеру Махпела и к могилам пророков, оживить их, и тогда придет Машиах! На Небесах были свет и радость! Ангелы и души праведников ликовали. Смятение было в стане Сатана, и решили они обмануть тебя, чтобы вырвать цветок из твоих рук. Тот господин, который купил у тебя цветок, был посланцем Сатана. А сейчас – горе нам, сын мой, и не только тебе, но и всему Израилю, и также Тому, Имя Которого освящает Израиль. Все было в твоих руках, сын мой! Отцы, пророки и Машиах, – и всех потерял ты за буханку хлеба. Сатан и все, кто с ним, радуются и смеются над нами. Мы же унижены, и плачем, и кричим: “Кто тот человек, который все разрушил и свет святости погасил, может ли быть, что он – еврей и именем Израиль называется?»


http://www.beerot.ru/?p=25471