Наш личный Храм — «Четыре локтя» алахи

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Илель

1974

Продолжение, начало здесь.

Хохма, бина и даат

Молитва Шмоне Эсре состоит из трех частей. В первых трех благословениях мы воздаем хвалу Б-гу. В последующих тринадцати мы обращаемся к Нему со своими просьбами. Мы молимся и лично за себя, и за весь еврейский народ: о приходе Машиаха, о восстановлении Храма и т. д. В завершение мы произносим три благословения, в которых благодарим Б-га за все добро, которое Он для нас делает, и за то, что отвечает на наши молитвы.

В центральных тринадцати благословениях мы сначала просим Б-га одарить нас всеми составляющими человеческого разума: хохма, бина и даат. Мы просим о самом важном – о мудрости Торы. Ведь чем человек лучше животного? Животные любят есть, и мы тоже. Они любят плескаться в воде, и мы тоже. Так по большому счету мы одинаковы! В чем же отличие? В разуме. Мы созданы по образу и подобию Б-га, а это значит, что в нас заложена искра Б-жественного разума, дающая нам возможность понимать абстрактные и духовные концепции. Чем больше человек познает и освящает свою жизнь, тем глубже будет его понимание и духовность. Поэтому наша первая просьба – о разуме, которым мы отличаемся.

Человеческий мозг состоит из трех частей. Каждая занимает одну из трех частей черепной коробки: справа, слева и с затылка. Высший разум человека тоже делится на три составляющие, и кабалисты учат, что каждой из них соответствует своя часть мозга. Правая часть – это хохма, знание; левая – бина, понимание, основанное на сравнительном анализе; а задняя – но центральная – даат, совмещение знания и понимания в идеальном равновесии. У каждой из них своя роль. Первая (хохма) может впитывать огромное количество информации, как компьютер. Вторую (бина) мы используем, когда сравниваем разные факты, выявляем сходства и различия, и приходим к пониманию. Даат – центральный баланс. Даат Тора – это способность взвесить различные мнения и прийти к однозначному выводу о том, что гласит в данной ситуации истинный закон Торы (алаха).

Свод законов Шульхан Арух состоит из четырех разделов. Но каждый раввин должен также знать и пятый. Этот пятый раздел – здравый смысл, который, как известно, имеется не у всех. Даат Тора – это умение применять мудрость Торы на практике. Это знание когда, кому и что посоветовать. Раввин должен учитывать, что за человек к нему обращается, и в каких он находится обстоятельствах. У каждой общины свой образ жизни и свои проблемы, поэтому для принятия правильного решения требуется не только мудрость, но и способность применить ее в конкретных условиях.

Мудрецы говорят, что падаль (невела) лучше мудреца Торы, у которого нет даат. У него может быть много знаний (хохма), он может даже глубоко изучить всю Тору. Но если он неправильно применяет все эти знания на практике, то от такой мудрости мало толку.

Научиться правильному применению познаний в Торе можно, только находясь в обществе великих раввинов и наблюдая их в действии. Иначе не помогут никакие книги.

Цель изучения Торы – улучшить себя, раскаяться в грехах и делать добро. Тора должна нас изменить. Мы должны ощущать, что Тора нас поднимает и позитивно влияет на наше мышление и поведение, делает нас более чуткими, терпимыми и заботливыми.

Мы часто не замечаем, что сплошь и рядом нам предоставляются возможности исполнять заповеди. Обычно люди делят свою жизнь на две отдельные части: материальную и духовную, и как бы живут в двух разных мирах. Есть мир синагоги, где человек надевает талит и тфилин и молится. А есть мир снаружи ее – джунгли, в которых он живет и работает. Но ведь это не так. Доброе слово, сказанное другому человеку по пути на работу – это выполнение заповеди милосердия (гмилут хасадим). Материальная помощь – тоже тип милосердия, но не единственный. Можно подать кому-то хорошую идею, можно помочь бизнесмену заключить сделку, можно указать на возможность удачно вложить деньги. А можно и поддержать словом или улыбнуться. Люди часто не осознают, насколько Тора и ее заповеди распространяются на всю нашу жизнь.

Правильная расстановка приоритетов

Когда наш праотец Яаков переезжал с семьей в Египет, он послал вперед себя Йеуду. По словам мудрецов, которые приводит Раши, Йеуда был послан с миссией устроить место для изучения Торы. Яаков позаботился о том, чтобы к моменту их прибытия на новое место жительства там уже были учреждены ешива и раввинский суд, который мог бы решать вопросы по законам Торы. Еврейская община без духовных лидеров и наставников, без изучения Торы и обучения ей не имеет ценности и долго не продержится. Яаков преподал нам урок: начинать надо с Торы. Основать ешиву, еврейскую школу, синагогу, построить микве. Главное – чтобы были центры изучения Торы, куда люди могли бы приходить и учиться.

Сегодняшнее поколение уже не может передать традицию Торы следующему таким же образом, как предыдущие. Теперь недостаточно просто сказать: «Так мы делаем потому, что так делали всегда, и вы тоже так делайте». То ли внешний мир не представлял в прошлом столько соблазнов, то ли дети стали «не такими», но одно очевидно: так уже не получится. Если хотим, чтобы дети продолжили нашу традицию, мы должны сами развиваться и расти и быть способными объяснить им все и продемонстрировать, что на любой вопрос есть ответ.

Недавно один важный человек задал мне научный вопрос о сотворении мира. Когда я дал ему исчерпывающий ответ, он был поражен: «И это тоже знают раввины?!» Мы должны знать, что ответить неверующим.

В сегодняшнем мире мораль и этика находятся в серьезном упадке. Наркотики и разврат стали нормой. И нам нельзя довольствоваться тем, что мы не так низко пали. Мы должны требовать от себя большего. Середина дороги опасна. Надо держаться немного правее, чтобы, когда тебя будут тянуть в противоположную сторону, ты по крайней мере остался посередине.

Все в нашей жизни – наш дом, наше будущее, наше счастье и выживание наших общин – зависит от того, уделяем ли мы время изучению Торы. Надо найти время. Необязательно становиться рабом своего бизнеса. Необязательно первым приходить утром в офис и уходить последним. Не надо думать, что несколько дополнительных часов принесут больше денег – это совсем не так. В работе надо выполнять общепринятую норму, но не более того. А утренние и вечерние часы использовать для изучения Торы. Если система заработка налажена, благословение и успех будут поступать с Небес.

Это не значит, что работа и бизнес не требуют серьезного к себе отношения. Мудрецы говорят, что если человек нанимает работников и не следит за ними внимательно, он точно потеряет свои деньги. Тем не менее, в рамках обычного дневного графика можно найти достаточно времени для изучения Торы. Помимо всех забот о семье и работе надо задумываться и о том, зачем мы здесь, в этом мире, и что от нас ожидается.

Бен Иш Хай пишет, что люди часто переворачивают все с ног на голову: они уделяют девяносто процентов времени бизнесу, большую часть оставшегося времени – семье. А там, как придется, они ходят в синагогу, молятся и иногда слушают урок Торы. Но когда они переходят в мир иной, все это остается позади. Семья провожает человека не дальше могилы, деньги и имущество и туда не доходят. Берет он с собой лишь Тору, совершенные им заповеди и добрые дела. То, что он в жизни считал мелочью, на самом деле было самой выгодной инвестицией. Даже самые успешные финансовые операции не могут принести более высокую прибыль, чем духовность, которая продолжит выплачивать дивиденды вечно.

Когда я был в Панаме, мне повстречался один видный член тамошней общины, который не только понимал эти принципы, но и жил по ним. Он хотел и сам изучать Тору более глубоко, и дать своим детям правильное образование. И не смущался недостатком подходящих для этого условий в своем городе. Он сделал то, что столь многие евреи делали на протяжении веков: нанял раввина и поселил его у себя дома. Он платит ему так же хорошо, как начальникам отделов в своей фирме. А раввин его учит. По пути на работу они учатся вместе. Дома раввин обучает его детей, а жена раввина – его жену. Аналогичным образом раввин и его супруга обучают родственников и друзей этих людей.

Я сказал тому бизнесмену, что он восстановил древнюю традицию сирийского города Халеба (Алеппо), где даже рабочие обладали большими познаниями в Торе. Они знали наизусть весь ТаНаХ и хорошо знали Мишну и Гемару, изучая их ежедневно. Некоторые бизнесмены были большими учеными Торы и мудрецами, писали серьезные книги. Каждый работающий брал себе в дом, по меньшей мере, одного мудреца с семьей, а иногда даже двух или трех, таким образом, организуя частный колель. Эти ученые Торы учили ее с отцом семейства, обучали детей и отвечали на любые вопросы по алахе.

Это было возможно тогда, это возможно и сейчас. Каждый человек должен общаться с мудрецами Торы и окунаться в атмосферу ее изучения.

Даже если учиться нелегко, одно общение с мудрецами и пребывание в их обществе помогает человеку расти. Если старательно изучаешь Тору, то каких-то результатов точно добьешься. Человек не должен говорить: «В молодости я не учился, теперь хотелось бы, но я едва читаю, что же я могу сделать?» Да, раньше ему, может быть, не предоставлялась такая возможность или он недостаточно серьезно относился к изучению Торы, но никогда не поздно начинать. Мы исповедуем принцип: «тот, кто хочет очиститься, получает помощь». Если хочешь улучшиться и предпринимаешь усилия, Б-г тебе поможет. «Просверлите Мне отверстие размером с острие иглы, и Я открою вам ворота, подобные широчайшим воротам в Храме». Вам надо приложить лишь небольшое усилие. Начните и увидите, что благословение и успех придут.

Когда человек усердно трудится и пробивает дорогу к Торе, Тора пробивает дорогу к нему. «Он трудится в этом месте, а Тора трудится для него в другом месте». Каждый мудрец Торы подтвердит этот феномен. Иногда Гемара в одном месте представляется трудной для понимания. Ты над ней трудишься, ломаешь голову и, в конечном счете, приходишь хоть к какому-то пониманию. А потом изучаешь Гемару в другом месте, и, поскольку ты уже изучал первый отрывок, вдруг вся тема открывается перед тобой как на карте. Читаешь комментарии и к своему изумлению обнаруживаешь, что твоя логика совпадает с той, которой пользуется комментарий Рашба. Что же произошло? Тора тебе открылась. Ты обрел личную связь с ней. Как говорит Талмуд, ягата у-мацата таамин – «[Если] ты усердно трудился и нашел, верь [этому]». Интересно, что Талмуд не говорит: «ты усердно трудился и добился успеха». Нет, ты не обязательно добился того, над чем трудился. «Ты усердно трудился» и шел к кладу, который, казалось бы, лежит в одном месте, а нашел внезапно в другом, там, где не планировал, как случайную находку. После того как ломаешь голову и пытаешься построить какую-то умственную конструкцию, тебе вдруг открывается вид, который ты и не строил в воображении, как новая земля первооткрывателю.

В бизнесе такое происходит постоянно. Ты можешь прилагать усилия в одном направлении, а прибыль вдруг приходит с другого, откуда ты совсем ее не ждал. Так и в Торе: усердный труд приносит дивиденды подобным образом, и очень большие. Успех гарантирован. Надо только приложить усилия.

Поскольку Тора наиболее важна для нас, наша первая просьба в молитве Шмоне Эсре – удостоиться полноценного разума для того, чтобы мы могли изучать Тору. Это единственное средство развить свой ум и научиться правильно мыслить, правильно действовать, правильно исполнять заповеди, правильно молиться, а также молиться о том, что нам по-настоящему необходимо, и правильно понимать свою роль в этом мире.

Этот период (с 17-го Тамуза по 9-е Ава), когда мы больше обычного скорбим о разрушении Храма и более страстно молимся о его восстановлении, является подходящим временем для того, чтобы заново посвятить себя Торе. Изучая Тору, мы, если можно так выразиться, оказываем наибольшую услугу Творцу, дом Которого был уничтожен. Подумать только: Б-жественное Присутствие осталось без дома! Мы просто обязаны себя спросить, что можем сделать для исправления ситуации.

И ответ дан нашими мудрецами. Со дня разрушения Святого Храма у Б-га не осталось в этом мире ничего, кроме «четырех локтей» алахи. Человек, который садится за изучение Торы, воистину превращает свой маленький уголок в этом мире в дом для Б-га. В конечном итоге такими уголками покроется вся планета, и так будет построен Третий Храм.

Перевод – р. М. Мучник


http://www.beerot.ru/?p=27342