Великие мудрецы Торы о разрушении Храма — Если бы у нас хватило сил

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Эрлангер

1265

После падения Храма народ Израиля был так потрясен невосполнимой потерей, что многие люди отказались есть мясо и пить вино. Раби Йеошуа спросил у них, почему они это делают, и ответили ему, что они не могут есть мясо, которое приносили на великолепный жертвенник, или пить вино, которое возливали вместе с жертвами.

Сказал раби Йеошуа: «Если так, то как вы можете есть хлеб, раз мы больше не приносим приношение Минха?» Ответили ему: «Тогда мы будем есть фрукты!» Тогда спросил раби Йеошуа: «Но фрукты приносили в качестве бикурим – первых плодов!» Ответили ему: «Мы будем есть другие фрукты». Тогда спросил раби Йеошуа: «Но как вы можете пить воду, которую лили на жертвенник?» И в этот момент им нечего было ответить.

Сказал раби Йеошуа: «Дети мои, позвольте вам объяснить! Мы не можем не скорбеть о Храме, поскольку мудрецы установили траур. Скорбеть же слишком сильно мы тоже не можем, поскольку публично не могут быть постановлены вещи, которые невозможно исполнить. Так что давайте остановимся на том, что постановили для нас мудрецы: оставлять непобеленным место в своем доме, отказываться от одного из блюд в трапезе и другие постановления».

Говорит глава ешивы «Коль Тора» рав Авраам Эрлангер, что мы видим отсюда, что со времени разрушения Храма никакой аспект нашей жизни и никакая радость не могут быть полноценными. Даже в наши счастливейшие моменты нашей жизни – под хупой – мы должны скорбеть о Иерусалиме. И это обязывает нас испытывать грусть в такой возвышенный момент.

Однако есть границы, в пределах которых мудрецы ожидают исполнения их постановлений народом. По-хорошему, мы должны относиться к этому очень серьезно, и каждая трапеза должна освежать наши чувства скорби и утраты. Но требовать этого от всех просто невозможно, хотя на уровне единиц это было бы правильно и хорошо. Исходя из уровня потери, мы должны были бы не иметь ни одной спокойной ночи, просыпаться в расстройстве, чтобы скорбеть и плакать…

Это мало кому подходит, и исполнить крайне затруднительно, но вдуматься в тяжесть потери мы должны, чтобы пронести горечь ее через наше долгое изгнание.


http://www.beerot.ru/?p=27433