Власть и порабощение

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1936

Я хочу коснуться тех событий, которые происходят сейчас вокруг нас, и постараться их увидеть сквозь призму Торы.

Здесь необходимо небольшое объяснение. Мы стараемся постичь волю Творца, изучая ее раскрытие в Торе, из устного предания. Есть еще один источник постижения Его Воли и понимания Его правления – гораздо более тяжелый для изучения. Этот источник – то, что происходит в мире вокруг нас. Из того, что происходит в мире, мы можем постичь пути правления и также Волю Творца. Имея истинный даат Тора, можно понять проявления Творца. В этом, тем не менее, есть одна сложность, которую описывает Рамхаль в книге «Даат Твунот». Есть внутреннее (скрытое) правление Творца, которое приводит мир к освобождению, и есть внешнее, которое вроде бы не соответствует внутреннему. Поэтому, если мы не умеем постигать из внешних проявлений внутренние аспекты правления Всевышнего, то в этом мире мы мало что сможем увидеть.

Но, несмотря на всю сложность, есть что-то, что мы все же можем увидеть.

Есть в Торе пророчества о возвращении нашего народа на Святую Землю и о сохранении Торы. Более того, в книге Зоар написано, что возвращению нашего народа будет мешать Ишмаэль. Причем это сказано задолго до того, как Ишмаэль обрел видимую силу в мире, а его потомки были лишь разрозненными бедуинскими племенами на Аравийском полуострове.

В главе Хелек трактата Санедрин говорится, что одним из самых явных признаков освобождения будет то, что горы Израиля дадут плоды народу Израиля. Поразительно, но это именно то, что мы наблюдаем последние годы – наша земля дает нам плоды.

Здесь я хочу поделиться небольшим опытом из своей жизни. В детстве я любил географию. У меня было два географических атласа мира: один – издания пятидесятых годов, второй – примерно 1965 года. Эти атласы очень отличались друг от друга. В чем были различия? В атласе пятидесятых полмира составляли колониальные империи. Вся Африка и значительная часть Азии были раскрашены в цвета европейских государств, которые над ними властвовали. А в новом атласе, 1965 года, ситуация кардинально изменилась: колониальные империи начали исчезать. Этот процесс – распад колониальных империй – начался много раньше, в годы Первой мировой войны. Более того, рост еврейского поселения на Святой Земле начался на обломках некогда великой Османской империи, которая начала распадаться в годы Первой мировой войны.

И в наше время мы также наблюдаем разрушение некогда великих империй – наиболее известным для нас примером этого, безусловно, является Советский Союз. Но не только он – на Балканах распалось некогда союзная Югославия. Таким образом, уже не первый год идет процесс распада колониальных империй, мощных государств. И можно сказать, что он продолжается и по сей день.

Попытаемся понять, в чем смысл этого процесса?

Много лет назад для меня стало большим открытием прочитанное в книге «Нецах Исраэль» Маараля из Праги. Он пишет, что порабощение одного народа другим – это явление, противоположное понятию Геула (освобождение), поэтому одним из признаков Геулы является то, что народы не будут порабощать друг друга. То есть то, что мы видим буквально последние сто лет (с Первой мировой войны), – все это является яркой иллюстрацией слов Маараля. Порабощение одних народов другими противоположно правильному порядку в мире. Порабощение же нашего народа является самым тяжелым нарушением истинного порядка. Обратимся к Торе: проклятье, которым Всевышний проклял сына Хама, заключалось в том, что он будет рабом Шема и Яфета. Это известное место в свое время взяли на вооружение рабовладельцы, считавшие, что всех негров нужно обратить в рабство. Хотя это – не более, чем проявление лицемерия Эйсава, не имеющее ничего общего с правильным пониманием сказанного в Торе.

Давайте разберемся с понятием рабства в Торе. Есть рабство с целью исправления – когда вор, которому нечем вернуть награбленное, продается в рабство на 6 лет или меньше. Суть такого рабства, как уже говорилось, это исправление. Когда грешник порабощается праведником, подчиняется ему, то это возвращает его на правильный путь. Такое порабощение и связанное с ним исправление нужно объяснить подробно. Когда умер Моше и Всевышний обращается к Йеошуа бен Нуну, Он называет егомешарет Моше, буквально – слуга Моше. Великим достоинством Йеошуа было то, что он был слугой Моше! Более того, есть такое понятие, как лешамеш талмидей хахамим,буквально – прислуживать мудрецам Торы. В Талмуде, в начале трактата Брахот сказано: откуда мы знаем, что шимуша шель Тора – прислуживать мудрецам Торы – важнее, чем даже изучение Торы? Мы выводим это из того, что пророк Элиша омывал руки пророку Элияу.

Более того, давайте вспомним великие титулы, которыми Тора называет величайших представителей нашего народа. Моше в Торе назван эвед неэман – верный раб Всевышнего. И также называется наш праотец Авраам и Йеошуа. Таким образом, мы видим здесь некую идею, которую важно пояснить.

Для пояснения давайте представим себе человеческий организм. Мы знаем, что всеми органами в нашем теле управляет мозг. Мозг имеет «абсолютную власть» над телом. И более того, если мозг человека оказывается поврежденным или пораженным, то тело человека перестает работать.

Теперь представим себе, что в человеческом теле – демократия. Мозг не указывает органам тела, что делать. В свое время в Воронежском университете я объяснил сокурсникам, в чем глупость диктатуры пролетариата – руки не могут властвовать над головой. Итак, представим себе демократию в человеческом теле: ноги, руки, желудок, почки – все решают сами. Мозг никому не указывает. Пример подобного «бунта» в человеческом теле – раковые клетки. Они «не подчиняются» нашему организму, и чем это заканчивается – хорошо известно…

Так вот, нормальная ситуация в мире — это когда мозг управляет органами и частями тела. И это – не рабство, а нормальная ситуация, и каждый находится на своем месте. Ситуация, когда величайшие мудрецы Торы (которых Тора называет эйней а-эда – глаза общины) – находятся во главе, и остальные подчиняют себя им — это нормальный ход событий. И это подобно тому, как грешника подчиняют праведнику – такой человек оказывается «в рабстве» у добра и праведности. Такая ситуация — это исправление, и нет в ней нарушения мирового порядка.

Так почему же галут нашего народа – это нечто, противоположное мировому порядку? Наш народ, который является носителем Торы, носителем воли Творца, должен раскрывать всему человечеству Волю Творца! Не нашу собственную волю, а волю Творца!

Царь-Машиах, которого мы ждем, не просто должен вернуть наш народ в нормальное состояние, но должен привести весь мир к служению Творцу. И речь идет не об исполнении всеми его персональной воли, но только лишь о служении Творцу. Царь Давид, из рода которого происходит Машиах, был необычайно скромен. Он говорил про себя: «червь я, а не человек», а смыслом его царства было раскрытие в мире власти Творца.

Причиной галута стал отход народа от воли Творца. Когда часть народа сняла с себя бремя воли Творца (и во времена первого, и во времена второго Храма), то, мера за меру, на нас пришло порабощение народами мира. Причина галута в том, что мы сами отошли от правильного порядка, от служения Творцу в полной мере. Но для нашего народа, полностью исполняющего волю Творца, нахождение в галуте является полной противоположностью правильного порядка мироздания.

Итак, правильный порядок – это главенство праведников над грешниками и служащих Творцу над не служащими. И это подобно тому, что в человеческом теле мозг главенствует над всеми органами и конечностями. Все человечество является результатом деления души первого человека – Адама. Поэтому все человечество должно вернуться к правильному состоянию – уподобиться единому организму, раскрывающему волю Творца в этом мире.

Сказано в Пиркей Авот: «будь хвостом льва, но не будь головой лисы». Некоторые говорят, что в наше время это не работает, и важно быть головой лисы, а не хвостом льва. Это в корне неправильно. Тора – не изменяется, и то, что в ней написано – верно во все времена. Тем не менее, давайте порассуждаем. В голове лисы есть мозг, и он управляет, а хвост – всего лишь хвост, и он ничем не управляет. Быть может, голова лисы все же не так плоха? Объясняет Маараль: хвост льва – это часть льва, а голова лисы – часть лисы. В чем здесь идея? Если ученик настолько сможет приблизиться к своему учителю, что станет буквально его хвостом, то он, тем самым, станет частью учителя. Так лучше быть частью наших учителей, как хвост – часть льва, чем быть головой у лисы. Таким образом, слова наших мудрецов верны и сегодня. Просто в наши дни мало кто может стать «хвостом у льва».

Вернемся к нашей теме. Есть правильная ситуация, когда в человеке правит мозг. Мозг связан со Всевышним, и он управляет организмом ради раскрытия воли Творца в этом мире. И таким образом мы видим проявление в человеке целем Элоким – образа Творца. В масштабах человечества правильный порядок вещей такой же – существует воля Творца, и всем народам предписано ее реализовывать, каждому – в своей мере и в своем установлении. Это станет возможно, когда все поймут, что быть частью всеобщего служения Творцу – единственно верный путь, а бунт и порабощение – это разрушение правильного порядка вещей.

Мы должны понять одну вещь: происходящее сейчас в мире – именно то, о чем пишет Маараль. Перед приходом Машиаха народы мира перестанут порабощать друг друга. Они все еще будут хотеть этого, но у них не будет получаться.

Так вот, нам важно понять: каково место евреев во всей этой ситуации. У евреев в этой ситуации есть только одно место – наш народ называется свидетелями Творца. В тексте «Шма, Исраэль» буквы ע (аин – в слове Шма) и ד (далет – в слове Эхад) большего размера, чем остальные. Вместе эти две буквы образуют слово דע (эд) – свидетель. Что это означает? Сказали наши мудрецы: Всевышний сказал нашему народу: атэм эдай – «вы – Мои свидетели». Об этом пишет Нецив из Воложина в предисловии к Хумашу Берешит: один из смыслов существования нашего народа – быть светочем для всего мира. Такова функция нашего народа – быть свидетелем Всевышнего в этом мире. Мы должны раскрыть в этом мире волю Творца. Таким образом, у каждого еврея есть одна функция – быть свидетелем воли Творца, выраженной в Торе. При этом неважно, где мы живем – в Израиле, Америке или России.

Каждому из нас нужно прилепить себя ко Всевышнему – через Тору, которую мы учим и которую исполняем. При этом важно бежать, как от огня от того, что называется махлокет. В главе Ве-зот а-Браха сказано: «И будет царь в Йешуруне, когда главы народа будут едины, и будут едины колена Израиля». Что это означает? Наш народ очень многолик. Благословения, которыми благословил Яков сыновей, очень разные. И то же с благословениями Моше коленам Израиля – у каждого колена своя функция (и это подобно органам тела, у каждого из которых также есть своя функция). Но когда все это разнообразие объединяется вместе (и главы колен и сами колена) – весь народ становится, как единый организм (и при этом не нивелируется разница между различными частями). И вот тогда – «И будет в Йешуруне царь», что означает раскрытие Шхины и воцарение Всевышнего во всем мире. Раскрытие Шхины означает истинное избавление. И об этом пишет Рамбан в предисловии к книге Шмот. Он пишет, почему книга Шмот называется Сефер а-Геула – книга избавления; вся книга, а не только ее начало, в котором описывается исход из Египта. В книге Шмот описан не только выход из Египта, но и получение Торы, строительство Мишкана. Так почему же она называется Сефер а-Геула? Говорит Рамбан: и выход из Египта, и получение Торы, и строительство Мишкана – это приготовление к раскрытию Шхины в нашем народе. Раскрытие Шхины – это истинное освобождение, Геула. Когда весь народ вернулся в состояние, подобное состоянию праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, когда Шхина пребывала в его шатрах, это и была Геула – освобождение.

В нашем мире в наше время мы видим много признаков Геулы. И в этом есть поводы для страха, ведь написано, что перед приходом Машиаха мир будет пребывать в очень тяжелом состоянии. Период перед приходом Машиаха назван хевлей Машиах – предродовые муки, и если мы взглянем на нашу недавнюю историю – войны и Катастрофу, то мы увидим, что это, действительно, страшно. Сказано в Талмуде, что уберечься от многих бед в это нелегкое время можно, только изучая Тору, делая хесед и остерегаясь греха.

Мир вокруг нас бурлит. Он поражен страшными войнами и распрями. Что же делать нам? Надо всегда помнить, что когда мы исполняем наше предназначение – раскрываем волю Всевышнего в этом мире, объединяемся все вместе в служении Творцу, когда в нашем народе раскрывается целем Элоким – наши действия становятся источником благословения не только для нас самих, но и для всего мира. Мы должны стать единым Израилем, который объединен волей Творца.

Подготовил р. А. Кац.


http://www.beerot.ru/?p=2766