Запрет пользоваться тем, что было сделано евреем с нарушением законов Шаббата — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2325

Варка

Нагревание воды (бишуль – варка) считается важным преобразованием, напрямую воздействующим на предмет. Поэтому водой, нагретой с нарушением законов Шаббата, запрещено пользоваться (согласно некоторым мнениям – даже после того, как она остынет).

Если в электрочайник с кипятком, нагретым разрешённым способом, добавили в Шаббат сырую воду, кипятком разрешено пользоваться, так как его было достаточно и до того, как было совершено нарушение. После того, как кипяток, нагретый разрешённым способом, израсходуется, запрещено продолжать пользоваться водой, как любым другим продуктом запрещённого в субботу действия. Самому нарушителю запрещено пользоваться всем содержимым электрочайника, так как, прибавив воду, он показал тем самым, что ему нужна вся вода, находящаяся в нем.

Если в кастрюлю, стоящую на огне в субботу, для того, чтобы пища не подгорела, добавили немного сырой воды, то в случае, если объём содержимого кастрюли превышает объём влитой воды в 60 и более раз, постфактум пища разрешена. Если соотношение объёмов меньше, то пища запрещена в соответствии с законами о маасэ Шаббат. Таков же закон и в ситуации, когда в кастрюлю положили не сваренный продукт или кастрюлю сняли с огня в субботу, а затем вернули обратно, несмотря на то, что часть еды не сварена. Если соотношение объёмов 60 к 1 или больше, еда постфактум разрешена, если меньше – запрещена. Следует подчеркнуть, что речь идёт о продукте, не сваренном вообще. Если содержимое кастрюли было возможно, хотя и с трудом, есть – кэ-маахаль бен Друсай (треть или половина готовности), постфактум еда не запрещена.

В Шаббат солить еду, которая стоит на огне, запрещено. Если случилось, что этот запрет был нарушен, то в случае, если соль предварительно прошла процесс варки или хотя бы сушки в печах, постфактум пища не запрещена. Если соль не варили и не высушивали, то в случае, когда этой соли достаточно для того, чтобы придать вкус всему содержимому кастрюли, – пища запрещена. Если этого количества соли в отдельности не достаточно, и она придаёт вкус еде только вместе с той солью, которой посолили ранее (разрешённым способом), то постфактум пища не запрещается.

В случае, если в кастрюлю, стоящую на огне (или даже после того, как её сняли с огня), содержимое которой нагрелось до температуры 45 градусов ивыше, добавили специи, например, молотый перец, – пища запрещена.

Ускорять варку, даже в случае, если продукт сварится в субботу и без этого, – запрещено. Тем не менее, если совершили нарушение: передвинули в субботу кастрюлю с недоваренной едой на более горячее место или закрыли эту кастрюлю крышкой, – постфактум пища разрешена.

Кастрюлей, в которой варили, преднамеренно нарушая субботу, запрещено пользоваться тому, кто это делал, пока он её не откашерует, как если бы в ней готовили запрещённый продукт. Остальным разрешена и кастрюля, и пища с исходом субботы.
В случае непреднамеренного (шогег) нарушения законов Торы, а также, если преступили запрет мудрецов, – кастрюля разрешена всем без кашерования.

Подогретая пища и вода

В случае, когда запрет варки из Торы нарушен не был, но пища или вода нагрелись с нарушениями постановлений мудрецов (шhия, хазара, атмана) закон несколько отличается.

Оставлять еду на огне для того, чтобы в Шаббат она оставалась горячей, разрешено при выполнении ряда условий. Одно из условий заключается в том, что если еда к началу субботы уже немного сварилась, но еще совершенно непригодна для еды (менее трети готовности), то оставлять её довариваться разрешено только на «закрытом» огне (либо на субботней плате, желательно – прикрытой фольгой, либо на газовой конфорке, перекрытой листом металла – блэхом). Если такую еду, преднамеренно или по ошибке, поставили на «открытый» огонь, то в случае, если это блюдо предназначено для вечерней (первой) трапезы, оно запрещено в субботу, а также в течение такого времени после субботы, которое требуется для того, чтобы доварить это блюдо разрешённым способом. Если блюдо было предназначено для утренней (второй) трапезы, постфактум оно разрешено.

Для того чтобы кастрюлю, снятую в субботу с огня, было разрешено вернуть обратно на огонь, необходимо несколько условий [прим. ред. – смотри серию статей рава М. Аграновича в «Беерот Ицхак»]. Если условия не были соблюдены и кастрюлю вернули на огонь с нарушениями законов субботы, то в ряде ситуаций еда запрещена, а в ряде – разрешена. Блюдо, которое в результате возвращения на «открытый» огонь не стало ни вкуснее, ни горячее, постфактум разрешено. Если оно стало вкуснее, то в случае шогег, тому, кто совершил нарушение, оно запрещено в субботу, а также в течение такого времени после субботы, которое требуется чтобы достичь такого же улучшения продукта разрешённым способом. Остальным это блюдо постфактум разрешено и в субботу. В случае мезид еда запрещена в субботу всем, а также в течение такого времени после субботы, которое требуется, чтобы достичь такого же улучшения продукта разрешённым способом. Если в результате возвращения на «открытый» огонь еда или вода стали горячее, они запрещены. Будут ли они разрешены, если их снять с огня и дождаться, когда они остынут до температуры, которая была у них до того, как их вернули на огонь, – вопрос неоднозначный, и его следует выяснить у раввина. Сухая еда, которую вернули на «закрытый» огонь с нарушениями правил о нагревании, постфактум разрешена (если она была сварена хотя бы на треть – кэ-маахаль бен Друсай; в противном случае происходит варка, и закон такой же, как в предыдущем пункте «Варка»). Жидкая пища или вода, которую вернули на огонь после того, как она остыла до температуры, при которой она не считается горячим блюдом, – запрещена. Согласно некоторым мнениям после того, как она остынет до температуры, которая у неё была до того, как произошло нарушение, она разрешена. Кастрюлю, которую сняли в субботу с огня и собираются вернуть обратно (на плату или блэх), обязаны держать в руках. Если её поставили на пол или в холодильник, то её запрещено вернуть на огонь в Шаббат. Если по ошибке её всё же вернули на «закрытый» огонь, то даже если вкусовые качества еды улучшились или она стала горячей, она постфактум разрешена. В данном случае учитывают мнения тех, кто считает, что условие держать кастрюлю в руках обязательно только в случае, когда её сняли до Шаббата и собираются вернуть на огонь в Шаббат, а не когда её сняли с огня в саму субботу.

Ещё одна возможность сохранить пищу горячей в Шаббат – укутать её (атмана). В отношении этого способа сохранения температуры также существуют определённые ограничения, установленные мудрецами. Если укутали в материал, прибавляющий тепло – давар а-мосиф эвель – еду, которая не была сварена полностью, даже если это сделали до субботы – она запрещена в субботу и в течение такого времени после субботы, которое требуется для того, чтобы доварить это кушанье разрешённым способом. В случае необходимости, если еда, которую укутывали, была сварена хотя бы на треть – кэ-маахаль бен Друсаи, её постфактум можно разрешить в субботу всем.

Если в Шаббат положили холодный продукт на крышку кастрюли и укутали, то продукт запрещён. Согласно некоторым мнениям, после того как он остынет до температуры, которая была у него до нарушения, он разрешён. Укутали продукт в материал, не прибавляющий тепло – давар шело-мосиф эвель – постфактум продукт разрешен.

Поскольку в законах о подогревании пищи существуют множество частностей и мнений, а в случае спорных ситуаций постфактум продукт зачастую разрешён, то перед тем, как отказаться от употребления еды или воды, подогретой в субботу, следует проконсультироваться с раввином по каждой отдельной ситуации.

Если против воли хозяев улучшили вкус или нагрели и без того готовое к употреблению блюдо, то оно разрешено, так как невозможно запретить употреблять в пищу то, что было подогрето как чужое имущество. В случае если еду невозможно было есть, не изменяя её вкусовых качеств, то даже если запрещённое действие было совершено вопреки воле хозяев, еда запрещена до конца субботы.

В вводной части упоминалось, что разрешение положиться в случае необходимости на мнение раби Меира не распространяется на случаи, когда были допущены нарушения законов подогревания пищи в субботу. Следует, однако, упомянуть, что в случае, когда человеку нечего есть, то для того, чтобы уберечь его от запрета поститься в Шаббат, мудрецы разрешают съесть небольшое количество продукта, полученного с нарушением субботы – как в случае запрещённого подогревания пищи, так и в случае преднамеренного нарушения законов Торы (мезид).

Молоко, надоенное в субботу. Плоды, собранные в субботу. Бумага, произведённая в субботу

В израильских кибуцах и фермах, не соблюдающих субботу, дойка коров происходит с нарушением законов Шаббата. Полученное в результате молоко запрещено. Молоко и молочные продукты, которые поступают в торговую сеть, и не известно, когда произошла дойка коров, не запрещены (в любом случае следует приобретать продукты питания, произведённые под полным раввинским контролем, который не допускает, в том числе использования продуктов, полученных в результате нарушения субботы). Таков же закон (и такой же совет) в отношении плодов, собранных в субботу евреями и бумаги, произведённой с нарушением законов субботы.

Мукцэ

Предмет, запрещенный из-за того, что был создан с нарушением законов субботы, является мукцэ – запрещенной для перемещения вещью.

Нарушения субботы, связанные с интеллектуальной сферой

Запрет, наложенный мудрецами на использование результатов нарушения субботы, распространяется и на интеллектуальную сферу. Поэтому концерт, представление, спектакль, спортивные состязания и игры, которые происходят с нарушением законов субботы, а также рисунки, картины, изваяния и т.п., созданные с нарушением, запрещены в той  же мере, как любой другой результат нарушения. Снимок, видео- или аудиозапись, сделанные в Шаббат специально для того, чтобы демонстрировать их другим, запрещены всем навсегда.

Информация о прогнозе погоды, которую обнародовал в субботу еврейский источник, либо в печатной форме, либо через телевидение, радио и т.п., – согласно некоторым мнениям запрещена всем навсегда. Другие считают, что если выждать после выхода субботы такое время, которое требуется для обнародования такой информации, то ею разрешено воспользоваться. Данными о прогнозе погоды (хотя их сбор сопряжён с нарушением субботы), которые были обнародованы после субботы, разрешено пользоваться сразу.

Плата, полученная за работу в Шаббат

В отношении того, каким образом разрешено получать заработную плату за действия, совершённые в Шаббат, приняты специальные законы. В случаях, когда за действия, совершённые в субботу, было запрещено получать плату, она запрещена, даже после того, как её получили.

Пользование тем, что было создано в субботу для опасно больного

Правила поведения в субботу в случае, когда речь идёт о спасении жизни – это отдельная тема. В рамках изучения законов о пользовании тем, что было создано в субботу, коснёмся только вопроса об использовании созданного в субботу для нужд опасно больного. Поскольку наказание за использование было принято в случае нарушения, было бы логично предположить, что пользование тем, что не возбраняется создавать в субботу, – разрешено. И на самом деле, если для спасения жизни было необходимо зарезать для больного животное (сделать шхиту, что является одной из 39-ти запрещённых в субботу работ), то теоретически мясо, если бы его употребляли сырым, было бы разрешено в субботу и здоровому человеку. Однако, поскольку мясо необходимо готовить, а в субботу делать это для здоровых людей запрещено, практического применения данному разрешению, в общем-то, нет.

Готовить, когда это необходимо для сохранения жизни, разрешено. Однако употреблять в пищу то, что больной не съел, запрещено. Данный запрет вызван опасением, что готовя для больного, в кастрюлю по незнанию могут положить больше, чем ему необходимо, для того чтобы и здоровые смогли отведать свежеприготовленного блюда. Так как это запрещено, мудрецы, чтобы предотвратить предполагаемое нарушение, наложили запрет на пользование тем, что было приготовлено для больного.

Отличие в правилах пользования продуктом шхиты (разрешено) и варки (запрещено) вызвано следующим обстоятельством. Даже если больному необходимо совсем немного мяса, нельзя обойтись без того, чтобы зарезать всё животное. То количество, в котором нет необходимости для спасения жизни, не прибавляют специально для здоровых людей. Оно является «естественным приложением» к порции больного. А того, что зарежут ещё одно животное, если здоровым не хватит мяса, нет причин опасаться, так как все прекрасно понимают, что это является новым действием, которое запрещено, когда в нём нет необходимости для спасения жизни. В случае с варкой, так же, как и других процессах, при которых количество созданного зависит от числа потребителей, могут ошибочно решить, что, поскольку само действие разрешено для спасения больного, нет разницы, какой объём продукта приготовить.

Заметим, что попробовать, готово ли блюдо, которое приготовили больному или достаточно в нём соли и специй, не возбраняется, так как это делают для больного. Сразу после субботы продукт разрешён всем.


http://www.beerot.ru/?p=2783