Скорбь и утешение

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2451
Я хотел бы коснуться событий, которые произошли за последние дни. Совсем недавно похоронили трех трагически погибших юношей, и я хотел бы поговорить на эту тему.

На протяжении последних недель мы все были свидетелями и участниками поразительного события. Вокруг нас ежедневно умирают люди – старость, болезни, войны, катастрофы… Чаще всего эта печальная статистика мало кого всерьез волнует, кроме родных и друзей пострадавших. И вдруг, когда похитили трех молодых ребят, весь наш народ был охвачен единым порывом: и в Земле Израиля и заграницей – везде, где есть евреи – мы начали молиться за пропавших. Люди молились с полной верой, что называется «до конца», вкладывая душу в каждую строчку Теилим.

И вот пришло страшное сообщение о том, что эти юноши убиты… В сердцах и на лицах – неподдельная боль. Это была единая и очень мощная реакция всего народа на трагедию! Беда, постигшая несколько семей, стала бедой всего народа. Как очень точно и разумно определил это мой сын: каждый из нас считал, что хотели убить его самого. О происшествии уже нельзя сказать, что какие-то бандиты напали и убили евреев. Ненавистники нашего народа, совершившие убийство, без сомнения хотели бы уничтожить всех нас. И тут уместно напомнить высказывание наших мудрецов о том, что наш народ называется одним человеком. Боль одного еврея, где бы он не находился, чувствует весь народ.

У всего, что происходит с нами, есть свое время. Есть время молиться о человеке и есть время его оплакивать, есть время скорби и время утешения скорбящих.

Утешение скорбящих – нихум авелим – важная заповедь, и в ней есть несколько частей. Первая – когда приходят к скорбящему, сидят и разговаривают с ним. Я наблюдал нашего учителя рава Моше Шапиро во время исполнения заповеди нихум авелим. Один из этих случаев – когда внезапно умер мой сосед и хаврута, близкий ученик рава Моше, оставив вдову и десятерых детей. Я пришел с равом Моше Шапиро к вдове, и мы сели возле нее. Рав Моше просидел так около часа, не сказав ни единого слова. Почему? Говорит Гемара в трактате Брахот, что основная заслуга заповеди утешения скорбящих (точнее – дома скорбящих) – в молчании. Что такое молчание? Иногда важно не словесное утешение, а просто сидеть с человеком рядом и чувствовать его боль. В такой ситуации не нужны слова. Соболезнование – участие в боли – это то, что наши мудрецы определили, как основную часть заповеди нихум авелим.

Второй раз, когда я видел рава Моше Шапиро во время утешения родственников усопших, он говорил. И это не противоречит молчанию…

Несмотря на то что трое погибших юношей стали близки всему нашему народу и все мы разделяем эту боль, наши чувства невозможно сравнить с тем, что чувствуют их отцы и матери. И тут важен один момент – бывает, что человек покидает этот мир в 90 лет, окруженный четырьмя поколениями праведных потомков, или в 30 лет, но, тем не менее, оставив в этом мире заметный след, – детей, идущую путями Торы. Но эти ребята ушли, не успев создать семей, не оставив после себя потомства. Написано, что сказал Всевышний Каину: «Голос кровей брата твоего взывает из земли». Почему написано «кровей» – во множественном числе? Раши говорит, что по одному из объяснений имеется в виду кровь его и всего его потомства. Попробуем хотя бы на мгновение представить себе, какова боль родителей этих юношей? Как мы можем их утешить?!

Еще одна часть утешения скорбящих – биркат нихум авелим.

Говорится так: а-Маком йинахем этхем бетох ш’ар эвлей Цийон ве-Йерушалаим… («Да утешит вас Всевышний с другими скорбящими Сиона и Иерусалима…»).

Всевышний здесь называется а-Маком – дословно «Место». Такой перевод на русский язык не очень точен. Слово маком – очень емкое, оно происходит от слова киюм – существование. Говорится, что Всевышний – место этого мира, то есть Он и только Он предоставил возможность существования всему – пространству, времени – всему. Когда скончался один из моих учителей, глава ешивы Офаким рав Яаков Горовиц (переживший множество страданий и испытаний), я поехал чтобы утешить его вдову. И там был человек, который рассказал такую историю.

Когда ушла из жизни рабанит Эльяшив, супруга рава Йосефа Шалома Эльяшива, то пришли утешать его. И рав Эльяшив сказал в ответ на традиционные слова утешения: «Да. Только Он может». Реально у людей нет возможности утешить. Что это означает? Только у Того, в Чьих руках весь этот мир, жизнь и смерть (жизнь душ, воскресение умерших – т. е. полное исправление душ), – в Его руках и утешение.

Вдумаемся в то, что случалось с нашим народом – разрушение Храмов, изгнания, костры инквизиции, погромы, Катастрофа… Кто после этого способен нас утешить? Только Тот, Кто покажет, что все это было к добру. Все что делает Творец, все, что Он нам посылает – к лучшему, и в этом состоит истинное утешение. Все замыслы наших врагов, все горести нашего народа обратятся в будущем к добру.

В кого же целились эти омерзительные убийцы? Не только в трех юношей. Они целились в весь наш народ.

Конечно, истинное утешение ждет нас в мире грядущем, где слово мет – буквально мертвый – обращается в слово там – цельный (состоящее из тех же букв). Но есть что-то, что может нас утешить уже сегодня.

Несколько дней назад начался месяц Тамуз, приближается период скорби по разрушенному Храму. Мы знаем, что причиной разрушения Храма была беспричинная ненависть, злоречие и т. д. Хафец Хаим подчеркивает во многих местах, что пока не исправлены грехи, которые привели к разрушению Храма, нам трудно ожидать избавления. То, что разрушило Храм в те дни, мешает отстроить его и сейчас.

Чего хотят наши ненавистники? Изжить нас со Святой земли.

Прогнать нас из места, в котором цельно раскроется целем Элоким – образ Всевышнего, после того, как будет отстроен Храм. В этой земле через наш народ раскрывается влияние Всевышнего на весь мир. И это именно то, чему пытаются помешать наши ненавистники, как говорит об этом книга Зоар.

Но что же у них реально получилось? Получилось все с точностью до наоборот.

В нашем народе, к сожалению, есть раздоры. У всех разногласий, даже у тех, которым можно найти оправдание, есть, что называется, «плохой сосед» – беспричинная ненависть. Неправедная ненависть – причина разрушения Храма и причина того, что он до сих пор не отстроен. Но в молитве за этих мальчиков объединился весь наш народ. Все внутренние границы и разногласия были устранены ради общей молитвы.

Лет двадцать назад уже была подобная история – похитили еврея из иерусалимского района Рамот. Тогда тоже все объединились в молитве. И многие понимающие люди говорили, что в ситуации такого единения можно было ждать прихода Машиаха.

Пробуждение в нашем народе любви друг к другу, стирания границ – это то, что произошло после похищения этих юношей. Зло, которое наши ненавистники хотели причинить нашему народу, обратилось в нашу силу и единство. Молитвы, которые произносились за пропавших ребят, переросли в молитвы обо всем народе и его спасении. Об этом говорила, в частности, мать одного из погибших мальчиков: даже если они не будут спасены, не думайте, что вы молитесь впустую. Никакая молитва не проходит впустую – все они приносят свои плоды.

В семьях этих юношей проявилось величие нашего народа. Наш народ называется «зайт» – оливка. Почему так?

Я слышал от моего учителя рава Хаима Камила такое объяснение. Как получается оливковое масло? Оливки перемалывают, буквально бьют, и выходит масло. Оливковое масло – это источник света. Так вот подлинный свет нашего народа раскрывается через то, как он терпит невзгоды и трагедии. Убийцы хотели погасить этот свет, но этот свет разгорелся еще ярче.

Мы начали наш урок с утешения скорбящих. В чем состоит истинное утешение? В знании, что боль, смерть и страдания раскроются как истинное добро. Есть ситуации, когда это скрыто, и в них можно только верить. Но иногда это очень хорошо видно. Рав Хаим Каневский, когда ему сообщили о том, что похищенных ребят нашли мертвыми, некоторое время был в скорбном молчании, но затем сказал: то, что ради этих ребят народ молился, принимал на себя обязательства (больше учили Тору, принимали раньше Шаббат) – все это их огромная, неоценимая заслуга.

Путь Всевышнего в этом мире – обращение зла в добро. Все удары, которые поражают наш народ, Всевышний обратит в добро для нас. Это не всегда настолько очевидно, но есть вещи, которые мы вполне можем понять.

Тяжелейшая боль – из мира уходят молодые ребята, не успевшие построить семьи. Но когда знаешь, что через них освятилось Имя Всевышнего, через них раскрылось единство нашего народа – это дает утешение и надежду.

Во многих местах ненавистники нашего народа называется соней Ашем – ненавистники Всевышнего. Почему это так? Наш народ называется свидетелем Творца, через нас раскрывается в этом мире Его воля, раскрывается целем Элоким – образ и подобие Творца. Когда хотят изжить из этого мира наш народ – хотят изжить и Всевышнего. С другой стороны, нам нужно понимать, что смысл нашего существования в этом мире – раскрыть Волю Творца, смысл нашего пребывания на Святой земле – буквально превратить ее в преддверие Храма. Когда мы являемся цельными евреями на Святой земле, живущими по завету Творца, через нас раскрывается Всевышний, и наши враги не будут иметь против нас никакой силы, ибо нет силы, способной Ему противостоять!

Подготовил А. Кац
По материалам уроков рава Игаля Полищука


http://www.beerot.ru/?p=3265