Ревнители истинные и ложные

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2649

Есть в Торе известное место, рассказывающее о том, как наш праотец Яаков возвратился от Лавана в Святую Землю и остановился возле Шхема. Там произошло очень неприятное событие – Шхемом, сыном Хамора, была насильно взята его дочь Дина. Тем не менее, Шхем захотел взять Дину в жены. Однако для этого ему было поставлено условие – совершить брит-милу, обрезание. Шхем обрезал не только себя, но и все мужское население города. Затем сыновья Яакова – Шимон и Леви – воспользовались слабостью жителей Шхема (после обрезания) и поразили весь город. Известно, что Яаков был очень возмущен поведением сыновей – ведь окружающие народы стали воевать с ним, и он чудом спасся. Кстати, именно Шимон и Леви были также инициаторами продажи Йосефа.

Перед смертью Яаков сказал про них так: Шимон и Леви — братья, их оружие украдено (говорит Раши: украдено у Эсава; т. е. нашему народу не подобает это оружие) – их гнев пусть будет проклят.

От Шимона и Леви произошло два великих колена Израиля. Про колено Леви сказано во многих местах в Торе, как о подлинной гвардии Всевышнего. Они удостоились многих благословений. В недельной главе Пинхас мы также сталкиваемся с потомками Шимона и Леви: Пинхас из колена Леви и Зимри из колена Шимона. Зимри прилюдно оскверняет имя Всевышнего, а Пинхас выступает в роли ревнителя, защищающего честь Творца.

Безусловно, можно многое сказать про этих сыновей Яакова, но давайте обратим наше внимание на следующее: как Шимон и Леви используют то самое украденное оружие, о котором мы сказали выше. Леви обращает это оружие для служения Всевышнему, и мы наблюдаем это, в том числе, и в воинах Маккавеев. Хотя по закону Торы коэны и левиты не выходят на войну, однако воевать с греками вышли именно священники. Почему? Это было продолжением линии Пинхаса, линии ревнителей. Но ревнителей чего? Чести Творца.

Нет никакого сомнения, что когда Маккавеи восстали против греков, они думали не о победе. Они не могли терпеть осквернение имени Творца, видеть как эллинисты поклонялись идолам, оскверняли Храм и т. д.

Есть в Торе понятие канаут – буквально: быть ревнителем за Творца.

В этом есть источник великого благословения. Если бы не поступок Пинхаса, наш народ был бы уничтожен. Разврат с моавитянками и мидьянитянками, идолопоклонство – все это могло погубить еврейский народ. Этот вроде бы жестокий поступок Пинхаса спас евреев, а сам он удостоился великого благословения – получил коэнство. Всевышний заключил с ним брит шалом – союз мира. Пишет Маараль, комментируя известное место в Пиркей Авот – будьте как ученики Аарона: любите мир и стремитесь к миру, – все это было качествами первосвященника. И всего этого удостоился Пинхас. Его поступок был причиной великого добра для нашего народа.

О понятии канаут говорит также Рамхаль в «Месилат Йешарим». Быть ревнителем, говорит Рамхаль, это одно из проявлений любви ко Всевышнему. Настоящий канаут – это проявление любви к Творцу. То есть человек становится настоящим ревнителем с чистым сердцем если источник этого – любовь к Творцу.

В поступке Пинхаса есть важное обстоятельство, о котором многие забывают. Пинхас спросил своего рава перед тем, как совершить то, что совершил. Он спросил Моше: ты учил, что если человек прилюдно (точнее так, что об это хорошо известно) сожительствует с нееврейкой, то ревнитель поражает его? Сказал ему Моше: ты и исполни. Это не было приговором суда, но Пинхас спросил Моше, и ревность, которую мы тут видим, была проявлением даат Тора.

Это очень болезненная тема, и я боюсь, что многим не понравится то, что я скажу. Мы сейчас находимся в траурных днях, скорбим о разрушении Первого и Второго Храмов. Первый Храм был разрушен из-за трех великих преступлений: идолопоклонства, разврата и кровопролития. Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, злословия.

Есть одно странное место в нашей устной Торе. В трактате Гитин приводятся агадот хурбан – рассказы о разрушении Храмов. Начинается эта тема очень непонятным заявлением. Сказал раби Йоханан: что означает написанное в Мишлей אשרי אדם מפחד תמיד ומקשה לבו יפול ברעה – замечателен удел человека, который всегда находится в страхе, и сердце его опасается, чтобы не оступиться и сделать зло. Дальше объясняется, о чем говорит это место в Торе. Говорится так: «Из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Иерусалим». Были два человека – Камца и Бар-Камца, и был третий человек, который любил Камцу и ненавидел Бар-Камцу. И этот человек как-то раз позвал к себе на трапезу Камцу, но его посланник по ошибке позвал Бар-Камцу. И этот человек в гневе выставил Бар-Камцу из зала, несмотря на все попытки мирного разрешения конфликта. Затем Бар-Камца донес на евреев римлянам, и все это кончилось тем, что был разрушен Иерусалим. Неужели только из-за этого был разрушен Иерусалим?

Далее раби Йоханан приводит еще одну историю. Было такое место в Святой Земле – Тур Малка, буквально – гора царя. И оно было разрушено из-за петуха и курицы. Был такой обычай – на свадьбе перед женихом и невестой пускали петуха и курицу, как знак благословения, чтобы они размножались как петух и курица. Так вот в том месте была свадьба, и перед женихом и невестой выпустили петуха и курицу. А в это время по улице шли римляне, которые решили пообедать этими птицами. Евреи разгневались на римлян и напали на них. Римляне не стерпели такого оскорбления, и эта история закончилась разрушением места под названием Тур Малка.

Дальше в Талмуде приводится причина того, почему был разрушен Бейтар: «из-за оси кареты был разрушен Бейтар». Был такой красивый обычай – когда рождался ребенок, для него сажали дерево. Для мальчика один вид дерева, для девочек – другой. И когда они обручались, из этих двух деревьев делали хупу. И вот, у некой римлянки сломалась ось кареты, и для ремонта взяли именно эти деревья. Ревнители еврейских обычаев напали на римлян, и закончилось это тем, что был разрушен Бейтар.

Почему именно эти три истории приводит раби Йоханан? Безусловно, они не описывают причин разрушения Храма и других мест в Святой Земле. Это очень странное место в Гемаре. Если в случае Камцы и Бар-Камцы мы можем найти проявление беспричинной ненависти, то в двух других историях мы ничего подобного не находим.

Более того, если мы продолжим читать дальше, то обнаружим следующее. Когда пришел Веспасиан и осадил Иерусалим, в городе были так называемые бирьоним, буквально – хулиганы. Они же известны в исторической литературе под названием зелоты. У Раши есть очень точное и емкое определение этих людей: бирьоним – анашим рейким – люди пустые (без Торы), похзим ле-милхама – быстро действующие из страха и ради войны. В чем это проявлялось? Они не слушались мудрецов, и более того – именно их действия привели к разрушению Храма.

Был такой человек – еврей с правильными устремлениями. Звали его Меир Каанэ. Он основал движение, которое называлось «Ках!» – так. Этот человек боролся за права русскоязычного еврейства, за еврейских женщин, попавших в арабские деревни. Эта борьба – его огромная заслуга. Но вместе с тем, я слышал от больших людей страшное определение этого человека – родеф (буквально – преследователь). Почему же он родеф? Он хотел спасти русскоязычное еврейство, защитить наш народ от арабов. Что же в этом плохого?

Дело в том, что мы до сих пор находимся в Галуте (и даже правительство Израиля не делает ничего без согласия Америки), этого нельзя забывать. Если мы ведем себя не так, как учат наши мудрецы о поведении в Галуте, это может привести к вспышкам ненависти и антисемитизма по отношению к нам. И в этом смысле мы постоянно живем как на пороховой бочке – и на Святой Земле, и по всему миру. Тот, кто поджигает фитиль этой бочки – даже действуя из самых благих намерений – называется родеф. Я не собираюсь умалять достоинства Меира Каанэ, но у нас есть только один путь для реализации наших желаний. Этот путь – Тора. Путь по Торе – это Пинхас, который спросил Моше, что ему делать, а не путь «ревнителя», который поступает по своему пониманию.

Что мы видим? Люди, которые, казалось бы, защищали еврейские обычаи (как в случае с двумя деревьями, петухом и курицей) привели к тому, что наши ненавистники нанесли непоправимый ущерб нашему народу. Есть такое изречение коэс – йоцэ мин а-келим: тот кто гневается, выходит из себя. И это очень страшно – гнев приводит к тому, что человеком больше не управляет разум.

Ходят слухи, до конца не проверенные, что совсем недавно кто-то из наших собратьев убил арабского подростка. Нет большего маасэ радифа, большего пробуждения ненависти наших ненавистников, чем подобные поступки.

Когда мы говорим о разрушении Второго Храма, о тех катастрофах, которые произошли в Иерусалиме, Бейтаре, Тур Малка, нужно помнить о тяжелом положении, которое было в те дни. Черная туча Галута и разрушения Храма уже висела над нашим народом. Как жить в такой ситуации? Нужно проявить максимальную осторожность. И это то, о чем говорится ашрей адам мефахед тамид – замечателен удел человека, который постоянно боится сделать что-то, что может принести много зла. И более того, когда нам угрожает опасность, где нам прятаться? Помогут ли нам проявления национальной гордости, а по сути – безрассудные поступки? В тяжелой ситуации, когда все и так висит на волоске, и враг стоит у ворот, каждое дополнительное преступление, каждый выстрел – может привести к катастрофе.

Чего хотят наши ненавистники? Изжить из этого мира целем Элоким, образ Всевышнего – еврейский народ. Но что делают те, кто в своих безрассудных поступках уподобляются нашим врагам? Изживают образ Всевышнего из самих себя, и тем самым делают именно то, чего хотят наши ненавистники! Дикий человек – перэ адам, Ишмаэль, во всем мире проливает кровь. Неужели мы должны уподобиться ему? Нет! Наша борьба – это укрепление связи со Святой Землей нашей жизнью по Торе. Сказано, что эта земля нам дана в заслугу обрезания и изучения Торы. Если мы на Святой Земле проявляем истинный целем Элоким, живем по Торе, то это и есть наш настоящий ответ всем ненавистникам еврейского народа.

Между 17 тамуза и 9 ава у нас есть время подумать и напомнить себе, к чему приводят безрассудные поступки так называемых «ревнителей». Талмуд приводит эти истории, чтобы мы учили и знали во всех поколениях: даже, казалось бы, серьезные причины для гнева – еще не повод разрушать Святую Землю.

Подготовил А. Кац.


http://www.beerot.ru/?p=3508