Ступени веры

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1647
выше

«И поверил <Авраам> во Всевышнего, и Он засчитал ему это за заслугу» (Берейшит, 15:6, см. комментарий Рамбана). В связи с объяснением Раши остается без ответа вопрос: что нового сообщает нам этот стих, и почему Авраам мог не верить тому, что он слышал из уст Святого, благословен Он? И подобно этому непонятно также сказанное о рассечении Красного Моря: «И поверили во Всевышнего, и в Моше, раба Его» (Шмот, 14:31). Неужели до того не верили, будучи свидетелями десяти казней, ведь еще в Египте «поверил народ» (Шмот, 4:31)?

В конце трактата Макот (24б) рассказывается о том, как мудрецы увидели лисицу, выбегающую из разрушенного Святая Святых, и все заплакали, а рабби Акива обрадовался, и объяснил свою радость тем, что увидел в этом исполнение пророчества [и это значит, что и добрые пророчества о восстановлении Храма будут исполнены; здесь и далее – примечания переводчика]. И снова непонятно: ведь и до того, как он увидел выбегающую лисицу, у него не было сомнения в исполнении пророчеств, так что же обрадовало его именно сейчас?

Очевидно, что весь народ Израиля верит, согласно обещанию Торы «и также тебе будут верить навеки» (Шмот, 19:9), (а о безбожниках, которые есть среди нас, писал Рамбам в «Послании в Йемен», что они – не из потомков Израиля, и их предки не стояли у горы Синай, и так же пишет Радак в комментарии к книге Йехезкеля). Но эта вера имеет разные уровни. Веру можно сравнить с лестницей, чье основание находится на земле, а верхушка поднимается к небу, ибо есть в ней огромное множество ступеней, одна над другой.

Казалось бы, если человек достигнет такого уровня веры, когда то, во что он верит, станет ощутимым для него, как если бы видел это своими глазами, – это и будет наивысшая ступень веры, которую невозможно превзойти. Но на самом деле вера в слово Всевышнего должна быть еще сильнее, чем вера в увиденное своими глазами – ведь и органы чувств могут ввести человека в заблуждение, как и бывает, например, при обмане зрения. Но слово Всевышнего совершенно незыблемо, и в нем не может быть никакого недостатка.

И поскольку сказанное в Торе не может содержать в себе ни малейшей примеси неправды, не дай Б-г, Тора называет верой лишь наиболее совершенную ее степень, выше которой не сможет достичь человек из плоти и крови, пока он находится в этом мире. И если хоть немного будет недоставать до этого уровня, не может быть об этом написано в Торе «и поверили». Возможно, это и имеет в виду Писание, говоря «и поверил во Всевышнего», – что именно в этот момент Авраам достиг наивысшего уровня веры, которого можно достичь в этом мире. И так же при рассечении Красного Моря – лишь в тот момент вера народа достигла наивысшего совершенства. И поэтому радовался рабби Акива, увидев лисицу, – потому что именно тогда его вера стала наиболее ощутимой, какой не была до этого. А если спросишь, как может быть, что рабби Акива обладал недостаточной верой, можно ответить так, как раббан Йоханан бен Заккай говорил своим ученикам: пусть ваш страх перед Небесами будет подобен страху перед людьми. И объяснил, что совершая недостойный поступок, человек беспокоится, как бы не увидели его люди [и не беспокоится о том, что Всевышний видит все и спрашивает с человека за все поступки, даже совершенные без свидетелей] (Брахот, 28).

Дополнение:

Люди утратили веру во Всевышнего, благословен Он, и были лишены также доверия к людям

Посмотрим на мир, который дал нам Всевышний, – чего недостает в нем? Почему люди боятся войн? Почему так тяжело их материальное состояние? На первый вопрос человек может ответить, что он боится нападения со стороны соседей. Но что ответить на второй вопрос – чего не хватает в мире? Неужели нет достаточного количества пищи, неужели так низки урожаи? В Канаде излишки урожая выбрасываются в море, чтобы не пришлось снижать цены, и так же обстоит в Бразилии с кофе! Может быть, не хватает денег? Но банкиры в Швейцарии жалуются, что их хранилища переполнены золотом, и некому одалживать его под проценты! Итак, еды и всяческих товаров имеется больше, чем люди успевают потреблять, и серебра с золотом имеется в избытке, тогда почему же в некоторых странах царят голод и бедствия? Почему их экономический уровень настолько низок?

На эти вопросы можно ответить так: Святой, благословен Он, воздает Своим творениям мерой за меру. И поскольку они утратили веру в Него, Он отнял у них и веру в людей. Люди не доверяют друг другу, а государства – своим соседям. И поскольку любое производство и торговля основываются на доверии, на кредите, экономические механизмы не работают, ибо отсутствует движущий фактор, оживляющий их – взаимное доверие. И так же в политике: нет доверия ни между народами, ни между государствами. Поэтому каждый из них боится другого, и поэтому в разгаре гонка вооружений. Недостаток веры – вот источник всяческого зла, вот корень болезни, поразившей все человечество!

А где же лекарство от этой болезни? Оно совершенно простое: все должны сделатьтшуву, вернуться к Отцу нашему небесному – тогда и Он вернет нам веру в людей, и восстановится взаимное доверие между людьми и между народами, и они перестанут бояться друг друга. Полное раскаяние и возвращение к Всевышнему – единственное лекарство от всемирного недуга! (Передано из устного источника)

Перевод – М. Климовская.


http://www.beerot.ru/?p=3516