Сорок два перехода — Из комментариев Рамбана к недельной главе Масей

Дата: | Автор материала: Рамбан

3805
Сорок два перехода

Недельная глава Масей

Сорок два перехода

После того, как было осуществлено возмездие мидьянитянам, (жизнь Моше приблизилась к завершению), ведь Святой, благословен Он, повелел ему: «Отомсти мидьянитянам за сынов Израиля, а затем ты приобщишься к своему народу» (Бемидбар 31:2). И вот, Моше разделил (завоеванную) землю Сихона и Ога, на которой были возведены упомянутые выше города, а затем он взялся записать переходы (сынов Израиля по пустыне).

Этим (перечнем переходов) Моше хотел показать проявленное к ним милосердие Святого, благословен Он. Ведь, несмотря на то, что сыны Израиля были приговорены к странствиям и скитаниям по пустыне, не следует думать, будто они постоянно переходили с места на место, не зная покоя. Но за всё это долгое время они сделали всего сорок два перехода, как и отмечал Раши, опираясь на толкование раби Моше а-Даршана.

[Раши также уточняет, что в первый год странствий по пустыне сыны Израиля совершили четырнадцать переходов, начиная от Рамсеса и до Ритмы, расположенной в пустыне Паран, откуда они и послали разведчиков в страну Кнаан (см. Бемидбар 33:3-18, а также 12:16 и 13:2). Еще восемь переходов было в последнем, сороковом году, после смерти Аарона: от горы Ор до степей Моава. Следовательно, за остальные тридцать восемь лет они совершили всего двадцать переходов (Раши на Бемидбар 33:1). Причем, девятнадцать из этих тридцати восьми лет сыны Израиля оставались в Кадеше, –  значит, эти двадцать переходов пришлись на оставшиеся девятнадцать лет (см. Раши на Дварим 1:46; см. так же Седер олам раба 8).

В книгах кабалистов указано, что 42 перехода по пустыне соответствуют 42 буквам, составляющим одно из самых сокровенных Имен Всевышнего (Црор а-мор; Малбим, Бемидбар 33:5; Ми-маамаким, Бемидбар, Масэй 74, с. 457-458). А в Талмуде отмечается, что законы написания и верного произношения этого святого Имени могут передаваться только из уст в уста – праведным знатокам Торы, которые «любимы и в высших мирах, и в нижнем» (Кидушин 71а, Раши). Как свидетельствовал гаон Ай бар Шрира, глава ешивы в вавилонском городе Пумбедите, именно это Имя произносил первосвященник в Йом-Кипур – и оно «по-прежнему передается из уст в уста в ешивах и известно мудрецам» (см. Рош, Йома 8:19; см. также Ми-маамаким, Бемидбар, Масэй 75, с. 461 и 465). 

Согласно традиции, идущей от внука Раши – рабейну Тама, это Имя составлено из сорока двух первых букв Торы: двадцати восьми букв первого пасука (Берешит 1:1), начиная с буквы ב (бейт) в слове בְּרֵאשִׁית (Берешит – «Вначале»), и четырнадцати первых букв второго пасука (там же 1:2), завершая буквой ב в слове וָבֹהוּ (Тосафот на Хагига 11б, «Эйн доршин»). Ведь именно силой этого сокровенного Имени была сотворена реальность этого мира (см. Ми-маамаким, Бемидбар, Масэй 76, с. 468-470). Раби Моше бен Маймон (Рамбам) уточняет, что это Имя, обладающее особой святостью, не является одним длинным словом – но оно состоит из нескольких слов, включающих указанные 42 буквы (Морэ невухим 1:62). 

А знатоки кабалы передают от имени Рамбана, что осознанное чтение данного отрывка Торы, в котором приведен перечень 42 переходов по пустыне, — это величайшая сегула (чудодейственное средство), защищающее от опасностей, – ведь в этом перечне так же закодировано Имя, состоящее из 42 букв. И если в дни мора или других бедствий, человек изо дня в день читает этот отрывок, четко произнося каждое слово и каждую букву, то ему обещано, что ни ему, ни месту, на котором он находится, не будет причинено никакого ущерба (Атерет а-хаим 29; Ми-маамаким, Бемидбар, Масэй 74 с. 459). Рабейну Бхайе добавляет, что в перечне сорока двух переходов заключены тайны, связанные с окончательным избавлением в конце времен. Ведь, как предсказывали пророки, конечное избавление будет во многом повторять исход из Египта. И подобно тому, как в течение сорока лет сыны Израиля странствовали по синайской пустыне, перед приходом Машиаха они будут блуждать по «пустыне народов», как написано (Йехезкель 20:34-38): «И выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны, …и приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами, …как судился Я с отцами вашими в пустыне при выходе из Египта. …И проведу вас под скипетром, и введу вас в узы завета, и выделю из вас мятежников, отступивших от Меня – из страны пребывания их Я их выведу, в Землю Израиля они не войдут, и узнаете, что Я – Б-г» (р. Бхайе на Бемидбар 33:2).]

Напоминание о пережитом

«И расположились в Рефидиме, и не было там у народа воды для питья» (Бемидбар, 33:14). 

(В этом перечне переходов) не упомянуты ни чудо с водой, совершившиеся в Маре, ни выпадение манны, впервые произошедшее в пустыне Син. Но в Рефидиме произошли особенно значительные события: там (сыны Израиля) испытывали Всевышнего, и поэтому это место названо Маса у-Мерива («Испытания и Раздоры»), – а Всевышний проявил Свою святость, извлекая для них из скалы воду на их глазах. И там же была война с Амалеком. Поэтому-то по отношению к этому месту упомянуто, хотя и кратко: «и не было там у народа воды для питья» – настолько это место важно и знаменито.

Заповедь поселиться в Земле Израиля

«И овладейте этой землею, и поселитесь на ней, ибо вам дал Я эту землю, чтобы вы овладели ею» (Бемидбар, 33:53). 

С моей точки зрения, это предписывающая заповедь Торы: (Всевышний) повелел им, чтобы они поселились на этой земле и унаследовали ее, не пренебрегая наделом Б-га, – ведь Он даровал им ее. И если бы им пришло в голову пойти и завоевать страну Шинар (т.е. Вавилон) или Ашур (Ассирию) и там поселиться, то тем самым они нарушили бы повеление Б-га.

И когда наши наставники превозносят важность заселения Земли Израиля – ведь запрещено покидать эту землю, а жена, которая не желает переехать в Землю Израиля вместе со своим мужем, считается «восставшей» (против него), и так же муж (должен последовать в Землю Израиля за женой), – то имеется в виду именно эта заповедь.

[Мудрецы эпохи Мишны указывают: «Человеку предпочтительнее поселиться в Земле Израиля – и даже в городе, где большинство жителей неевреи, чем за границей – и даже в городе, где все евреи, ведь (заповедь) жить в Земле Израиля равноценна всем заповедям Торы. …И каждый, кто оставляет Землю Израиля в годы мира и уезжает, как будто служит идолам» (Тосефта, Авода зара 5:2; см. также Ктубот 110б; Рамбам, Мелахим 5:12). И в законодательном своде Рамбама также постановляется: «Запрещено выезжать из Земли Израиля за границу, за исключением (следующих трех случаев): ради того, чтобы изучать Тору, жениться или спасаясь от неевреев, – но  (и в этих случаях затем) необходимо вернуться» (Мелахим 5:9).   

В Талмуде сказано, что, если муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена – нет, то она обязана подчиниться. А если она отказывается, он имеет право расторгнуть брак – и ей не причитаются даже выплаты, оговоренные в ктубе на случай развода. И точно так же, если жена хочет переехать в Землю Израиля, а он – нет, он обязан подчиниться. А если он отказывается, то обязан предоставить ей развод и выплатить компенсации, оговоренные в ктубе. А если они живут в Земле Израиля, и жена хочет переехать за границу, а муж – нет, она обязана остаться. А если она не подчиняется, то  он имеет право расторгнуть брак – и ей не причитаются даже выплаты, оговоренные в ктубе. И точно так же, если он хочет покинуть Землю Израиля, а она – остаться, он обязан подчиниться, а в противном случае – должен предоставить ей развод и соответствующую денежную компенсацию (Ктубот 110б; Рамбам, Ишут 13:19-20; Шулхан арух, Эвен а-эзер 75:3-4). Правда, в кодексе Шулхан арух оговорено, что один из супругов имеет право принудить другого к переезду в Землю Израиля только в том случае, если нет опасности на дорогах – например, разбойников или морских пиратов (Эвен а-эзер 75:5, Турей заав; см. также Тосафот на Ктубот 110б).]

Итак, эта строка Торы – предписывающая заповедь (мицват асе), которая повторена еще в нескольких местах, например: «Идите и овладейте страною, о которой поклялся Б-г отцам вашим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им и потомству их после них» (Дварим 1:8).

[И, соответственно, Рамбан включает это повеление в перечень 613 заповедей Торы. «Нам заповедано, – пишет он, – овладеть этой землей, которую Б-г, да будет Он благословен и превознесен, даровал нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову, и не оставлять ее в руках других народов или пустующей. …Б-г подробно обозначил в Торе границы этой земли, …чтобы мы не оставляли не занятой ни одной пяди. …Эта предписывающая заповедь относится ко всем поколениям, и даже в период изгнания этот долг лежит на каждом из нас» (Примечания к Сефер а-мицвот, Асе 4). В доказательство того, что эта заповедь остается в силе и в период изгнания, Рамбан приводит мидраш, в котором рассказывается, как уже после разрушения Храма четверо выдающихся мудрецов отправились из Земли Израиля за границу. У рубежа святой земли они, зарыдав, разорвали свои одежды и произнесли строку Торы: «И овладейте этой землею, и поселитесь на ней». И они сказали: «(Заповедь) жить в Земле Израиля равноценна всем заповедям Торы» (Сифрей, Реэ 12:29). Таким образом, согласно истолкованию Рамбана, мудрецы заплакали именно потому, что, покинув святую землю, они больше не смогут выполнять важнейшую заповедь, равноценную всем остальным.

(Однако величайший законоучитель Рамбам не включил эту заповедь в число 613, и его законодательный кодекс считается более весомым. А Раши комментирует так: «И овладейте этой землею – т.е. освободите ее от ее обитателей, и тогда выпоселитесь на ней, и сможете на ней удержаться. А в противном случае – не сможете на ней удержаться» – прим. ред.) 

Однако есть комментаторы, которые полагают, что «заповедь овладеть Землей Израиля и поселиться на ней относилась только к эпохе Моше, Йеошуа бин Нуна, царя Давида и других еврейских царей – до изгнания. Но после того как сыны Израиля были изгнаны со своей земли, эта заповедь не имеет силы до прихода Машиаха. Наоборот, (в период изгнания) им запрещено, в соответствии со сказанным в конце трактата Ктубот (111а), восставать против народов мира, стараясь силой захватить эту землю» (р. Ицхак Ди-Леон, Мегилат Эстер, объясняя точку зрения Рамбама). И действительно, в Талмуде указывается, что, отправляя сынов Израиля в изгнание, Всевышний обязал их соблюдать несколько строгих клятв – и, в том числе евреям запрещено «подниматься (в святую землю) стеной» (Раши поясняет: «вместе, силой»), а также «восставать против народов мира» (Ктубот 111а). А мудрецы, о которых рассказывается в приведенном выше мидраше из Сифрей, покидая Землю Израиля, разорвали одежды и зарыдали совсем по иной причине: в знак скорби по поводу того, что после разрушения Храма стало принципиально невозможно выполнять повеление «И овладейте этой землею, и поселитесь на ней», – ведь «эта заповедь не распространяется на период изгнания» (р. И. Ди-Леон, Мегилат Эстер). 

Сам Рамбан в конце своей жизни, в 5025 /1267/ году, переселился на Землю Израиля, приступив к практическому выполнению заповеди «И поселитесь на ней», – он воссоздал общину в Иерусалиме, и с тех пор и до наших дней еврейское присутствие в святом городе не прерывалось. 

Чтобы объяснить точку зрения Рамбана (и увидеть, что она не противоречит Талмуду), нужно сказать, что клятва, о которой говорит р. И. Де-Леон — не восставать против народов мира и не пытаться силой захватить эту землю – относится лишь к вооруженному захвату земли вопреки воле народов мира, но заселение святой земли сынами Израиля, и тем более с согласия «правителей народов», является «выполнением великой заповеди» (Дришат Циён 1).]

А Раши комментирует так: «И овладейте этой землею – т.е. освободите ее от ее обитателей, и тогда вы поселитесь на ней, и сможете на ней удержаться. А в противном случае – не сможете на ней удержаться». Но то, что мы объяснили выше – основное.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=3792