Бемидбар – Мне – всякий первенец — Нетивот Шалом

Photo by Adele Morris on Unsplash

Из книги «Нетивот Шалом»

«А Я взял левитов из сынов Израиля взамен всякого первенца… Ибо Мне – всякий первенец… В день, когда поразил Я всякого первенца в Стране Египетской – посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле».

Писание говорит, что в день, когда поразил Всевышний всякого первенца в Египте, всякий первенец Израиля стал посвящен Ему. Можно объяснить эти слова, как намек, в соответствии с тем, что сказал Святой Старец из Слонима (в приложении слов Торы к обязанностям каждого человека в служении Творцу), что понятие «первенец» намекает на наслаждение (наслаждение, к которому человек стремится, которое определяет его поведение; первенец, первый ребенок – осуществление стремления человека, побудившее его вступить в брак).

Вглядимся теперь в стихи Торы (Шмот, 12). «И Г-сподь поразил всякого первенца в Стране Египетской – от первенца фараона, сидящего на троне своем, до первенца раба, который в яме, и всякого первенца скота». Здесь намек на три ступени наслаждений, присущие египетской скверне. Наслаждения, относящиеся к разуму, – «первенец фараона, сидящего на троне», наслаждения относящиеся к сердцу, более материальные – «первенец раба, который в яме», самые низменные и грубые наслаждения, относящиеся к самому телу – «всякий первенец скота».

Сказано (о грехе) нашими мудрецами: «Глаза видят (глаза связаны с мозгом), сердце жаждет, а руки завершают дело». Но «Г-сподь поразил всякого первенца» – Всевышний поразил всю скверну египетскую, на всех ее ступенях.

И затем – «ибо Мне – всякий первенец… в день, когда поразил Я всякого первенца в Стране Египетской». Тора указывает нам в этих словах путь служения Творцу. Прежде всего – «в день, когда поразил Я»: человеку следует выкорчевать зло египетской скверны изо всех наслаждений, на всех его уровнях. И лишь затем – «посвятил Я Себе всякого первенца из сынов Израиля»: Всевышний, благословен Он, вложил высшую святость в то, что относится к наслаждению, как к наслаждению разума и сердца, так и ко всем частям тела и животной души.

Сначала отстранись от зла, а затем – твори добро. Вначале истреби из своей души наследие зла и скверны, а затем обрати все наслаждения свои к святости. Невозможно достичь «ибо Мне – Всякий первенец», не выкорчевав прежде зло – «поразил Я всякого первенца в стране Египетской».

Понятно также, что недостаточно лишь искоренить зло. Вместе с этим должно быть «посвятил Я Себе всякого первенца». Как сказано: «Отстранись от зла и твори добро». И то и другое должно быть вместе.

Сказали мудрецы наши о стихе: «Яма пуста, нет в ней воды», что воды нет в ней, но змеи и скорпионы есть. Невозможно истребить зло, не заполнив ничем его место. Там, где нет воды (нет наслаждения святостью) непременно поселятся змеи и скорпионы. Не находя наслаждения в святости, человек найдет его в скверне.

Поэтому «в день, когда поразил Я всякого первенца в Стране Египетской» – сразу же – «посвятил Я Себе всякого первенца из сынов Израиля».

Подобное этому можно найти и в строении Храма. Здесь мы также видим три ступени святости. Святая Святых соответствует мозгу, помещение Храма – сердцу, двор с жертвенником – другим частям тела. Все части Храма привносили святость в сообщество еврейского народа – в мозг, сердце и тело. И в противоположность пламени злого начала – огонь жертвенника, горевший постоянно, как сказано: «Постоянный огонь будет пылать на жертвеннике – не погаснет». Огонь святости погасит другие огни – огни скверны и злого начала.

В этом также состоит тайна времени Песаха, сфират а-омер и Шавуота. В Песах, с казнью первенцев, Всевышний поразил вершину сил скверны. Затем, во время сфират а-омер, еврею надлежит работать, чтобы постепенно очистить себя от скверны и вложить святость во все качества своей души, чтобы достичь дня дарования Торы, «очиститься и освятиться высшей святостью», стать «царством священников и святым народом».

Человеку, действительно стремящемуся служить Всевышнему, не подобает наслаждаться вкусной едой, изысканными «земными» наслаждениями. Однако нельзя и обманывать себя, считая, что одним только самоограничением можно решить проблему. Просто отказавшись от прежних удовольствий, человек еще ничего не меняет внутри себя. В этом можно легко убедиться, однажды «отпустив вожжи»… Следует приучить себя ощущать наслаждение Торой, молитвой, служением Всевышнему, и тогда эти духовные удовольствия вытеснят все остальное.

Во время исхода евреи были почти полностью погружены в египетскую нечистоту; они были не в состоянии выбраться своими силами. Поэтому «Г-сподь поразил всякого первенца в Стране Египетской…»  Сегодня путь духовного очищения открыт каждому. Все в наших руках!

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=38095