После падения я поднимусь!

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Шмулевич

1057
Из бесед рава Хаима Шмулевича

Написано у пророка Михи (7:8): «Не возрадуйся, враг мой! После падения поднимусь я. После того, как я находился во тьме, озарил меня свет Всевышнего». Объясняют наши мудрецы (Ялкут Теилим, 628): «Если бы не было падения, я бы не поднялся. Если бы я не находился во мраке, не озарил бы меня Всевышний Своим Светом».

Эти слова можно также использовать, когда мы говорим о борьбе человека со своим самым страшным врагом: йецер а-ра (злым началом). Если бы я не упал, я бы не поднялся. Если бы я не пребывал в темноте, не стал бы Всевышний светом для меня. Духовное падение человека и его пребывание во мраке зла зачастую приводит к тому, что он вдруг прозревает и видит правду, потому что во тьме свет виден гораздо ярче.

Написано, что когда Яаков зашел в шатер к Ицхаку облаченный в одеяния своего брата Эйсава, то слепой Ицхак (Берейшит, 27:27) «почуял он запах его одежд». И сказали на это мудрецы, основываясь на игре слов бегед (одежда) и бгида (предательство) (Брейшит Раба, 65, 22): «Почуял запах его предательств. Это – Йосеф Мешита. Когда хотели враги зайти на Храмовую Гору, они решили, что будет лучше, если сначала войдет кто-нибудь из сынов Израиля. Сказали они человеку по имени Йосеф: “Заходи ты. Все, что ты возьмешь, будет твоим”. Он вошел и вынес золотой семисвечник. Сказали ему: “Не годится простому человеку пользоваться такой вещью. Зайди еще раз, и все, что вынесешь, – будет твоим”.

Но не согласился Йосеф. Сказал он: “Разве не достаточно того, что я разгневал Творца один раз? Неужели стану гневить Его еще ?!”

Что сделали ему враги? Положили его, взяли пилу и стали пилить его, как бревно. При этом он кричал: “Горе мне! Я разгневал Творца своего!”»

Нам необходимо обдумать эту историю и понять, что мы можем из нее выучить. Что произошло с ним, и что заставило его так кардинально и неожиданно измениться.

Очевидно, что именно тот факт, что он так сильно опустился, в конце концов привел его к раскаянию. Вначале падение этого человека было действительно страшным. Ужасная, беспросветная тьма царила в его душе. В то время, когда даже враги, разрушители Храма, не осмеливались войти туда, Йосеф Мешита согласился войти первым. И когда он выносил золотой семисвечник, он не почувствовал того, что было понятно даже нашим ненавистникам, которые сказали ему, что пользоваться такой вещью не может обычный человек. И когда они ему это сказали, он вдруг как бы очнулся и ужаснулся тому, что он сделал. Он вдруг понял, как низко он пал, в какой бездонной пропасти он очутился. И это его потрясло! И из этой пропасти озарил его свет Всевышнего и освятил его. И тогда сказал он: «Довольно с меня и того, что я разгневал Творца один раз». И даже страшная пытка, когда его заживо пилили как бревно, не сломила его, он не согласился войти второй раз в Храм. Более того, испытывая адские муки, он не жаловался на боль, он только кричал: «Горе мне за то, что я разгневал своего Творца!»

В одно мгновение он поднялся из глубочайшей бездны до небывалой самоотверженности. И из тьмы, в которой он пребывал, он удостоился увидеть Свет Всевышнего. И это о нем написано в Писании: «После падения я поднялся. После того, что я пребывал во тьме, озарил меня Всевышний великим Светом!»

Если бы он не упал так низко, то он бы не удостоился великого света, который пришел к нему после падения. И только когда он понял, в какой бездонной пропасти оказался, и ужаснулся тому, что он совершил, у него хватило душевных сил подняться на уровень освящения Имени Творца, подобно величайшим праведникам – раби Акиве и его товарищам. Там же в мидраше приводится история про Якума из Црурот. Он был племянником раби Йоси бен Йоэзера из Црейды. И вот он едет верхом на лошади в субботу. А в это время его дядю Йоси бен Йоэзера враги вели на виселицу. И говорит Якум своему дяде раби Йоси: «Посмотри, на какого коня посадил меня мой господин, и на какого коня посадил тебя твой Господин». То есть он как бы сказал ему: «Смотри, я жил, как мне хотелось всегда, и я преуспеваю. А ты посвятил всю свою жизнь изучению Торы и заповедям, и заканчиваешь дни свои на виселице».

Ответил ему раби Йоси бен Йоэзер: «Если гневящему Всевышнего дается такой удел, то представляешь, какой удел будет у выполняющих Его волю?!»

Сказал тогда Якум: «Но разве найдется человек, который выполнял бы волю Б-га больше тебя?»

На это ответил ему раби Йоси: «Если так наказываются исполняющие волю Б-га за те немногочисленные прегрешения, которые они совершали, то представляешь, какое тяжкое наказание постигнет тех, кто намеренно поступает вопреки воле Всевышнего!»

И вот эти простые слова вдруг пронзили сердце Якума, проникли в его душу, и он понял и степень своего падения, и величие раби Йоси бен Йоэзера.

И, осознав это, он совершил над собой четыре вида смертной казни. (Самоубийство строжайше запрещено иудаизмом. Это исключительный случай. Не следует отсюда делать никаких заключений, касающихся алахи. – Примечание переводчика).

В это время раби Йоси бен Йоэзер впал в забытье, и вдруг он увидел, как Якум возносится к небесам. И тогда он сказал: «В одно мгновение Якум опередил меня на пути в Ган Эден (Райский Сад)».

Говорит мидраш, что Якум из Црурот был очень испорченным человеком. Степень его падения даже трудно описать. Когда его родного дядю, бывшего духовным руководителем еврейского народа, враги вели на казнь, он нагло насмехался над ним, хотел его уязвить и показать ему, что его путь более правильный. И что зря раби Йоси отдает свою душу. Вместо того чтобы выразить сочувствие, он насмехался над ним. И вот когда он дошел до такой низости, вдруг слова раби Йоси бен Йоэзера пронзили его и проникли ему в душу. И только тогда озарил его Великий свет Всевышнего, он ужаснулся, осознав  степень своего падения, и пришел к полному раскаянию – до такой степени, что в одно мгновение опередил раби Йоси по пути в Райский сад.

В свете сказанного, можно понять высказывание пророка: «Возвращайся, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему, потому что ты споткнулся и совершил грех!» (Ошея,14:2). Ведь сказали наши мудрецы (Йома, 86а): «Велико раскаяние, потому что оно достигает трона Всевышнего». А также сказано (Брахот, 34б), что в том месте, на том уровне, на котором находятся люди, раскаявшиеся в своих грехах, даже полные праведники не могут находиться. Как говорит пророк Йешаяу (57:19): «Сказал Творец: “Мир вам, далеким и близким”». Сначала – далекие, т.е. люди, которые были далеки от Бога и вернулись, и только потом – близкие, то есть люди, которые не грешили. Причина этого в том, что само падение и нахождение на дне пропасти создает возможность подъема. Происходит это от того, что человек вдруг приходит в ужас от того, насколько низко он упал, и в какой ужасной тьме он находится. Зачастую люди привыкают к своему положению, и не видят никакой необходимости расти. А если человек смирился со своим положением, то это мешает ему подняться и возвыситься. Он живет рутинной, обыденной жизнью, и за своими привычками не слышит даже зова собственного сердца.

Так говорит пророк Йешаяу (29:13): «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной заповедью людей». Так как люди исполняют заповеди машинально, не вдумываясь в их смысл, то сердце их далеко от Него. И, хотя внешне их действия выглядят вполне пристойно, Б-гобоязненность их только в силу привычки, а в глубине души они далеки от Всевышнего. Чувства и пламенность сердца исчезли, как будто их и не было. А раз так, то у человека нет ни желания, ни сил духовно расти и подниматься.

А вот потрясение или, не дай Б-г, глубокое падение выводят человека из обыденности и спокойствия. И пробуждается в его сердце чувство, и он ощущает вдруг бездну, в которой находится. И тогда в его душе может возникнуть решимость вырваться из этой бездны, и приблизиться к Б-гу, и достичь такого уровня, которого не могут достигнуть даже полные праведники.

И этим можно объяснить то, что написано в Торе, в книге Дварим (4:25): «Когда породишь ты сынов и сынов сыновей и старожилами станете на земле, и извратитесь, и сделаете изваяние, изображение чего-либо, и делать будете злое в глазах Господа, Б-га вашего, чтобы гневить Его». Что приводит человека к извращению? То, что он стал старожилом земли, и все стало для него привычным и обыденным, и перестают все его действия влиять на его чувства и на его сердце. В результате этого, человек начинает грешить.

Написано (Шмот, 16:22-23): «И было – в шестой день собрали они хлеба вдвойне, два омера на каждого; и пришли все князья общины, и уведомили Моше. И сказал он им: это есть то, что говорил Господь: полный покой, святая суббота Господу завтра». Комментирует Рашбам, что Всевышний сказал Моше уже в первый день недели, что в канун субботы выпадет двойная порция мана, но Моше не сказал этого народу, потому что он хотел, чтобы они удивились, когда увидят это чудо. Это покажет им наглядно важность субботнего дня. А если бы он сказал им заранее, в первый день, они бы уже привыкли к этой мысли до кануна субботы, и они бы не так удивились, не так повлиял бы на них этот факт выпадения двойного мана в канун субботы. Поэтому прав был Моше, не открывая им пророчество заранее, до кануна субботы, чтобы они увидели двойной хлеб внезапно, неожиданно, и вот тогда это поразило их.

От первого до шестого дня чувства людей уже притупились бы, и сам факт чуда мана уже не удивил бы их так и ничему бы не научил. По этой же причине сказали наши мудрецы в Мидраше Дварим Раба (1:11): «Почему не открыл Всевышний Аврааму, что даст его сыновьям ман в пустыне? Если бы Б-г заранее это сообщил, они бы сказали: “Мы уже ели такой хлеб”». И только когда они увидели, что хлеб спускается с небес неожиданно, это потрясло их до глубины души.

А если бы они знали об этом заранее, они бы восприняли это как само собой разумеющееся, и это не произвело бы на них ровно никакого впечатления. Они бы сказали: «Ну и что? Ничего особенного!» И нашлись бы люди, которые сказали бы, что уже ели такое в Египте.

Человек, который по какой-либо причине прервал изучение Торы, должен постараться восстановить свой уровень. И тогда про него можно будет сказать то, что сказал пророк: «После падения поднимусь я. После того, как я находился во тьме, озарил меня свет Всевышнего». Потому что человек задумается и поймет, что он находится на краю пропасти и он может упасть в нее. И осознание этого поможет привести его к настоящему подъему и росту. И озарит его истинный Свет – Свет Всевышнего.

Ведь после того, как человек пребывал во тьме, Всевышний – свет для него. И осознав и поняв это до конца, он должен вернуться к изучению Торы и исполнению заповедей, ведь написано (Мишлей, 6:23): «Заповедь – свеча, а Тора – свет»; и озарит его тогда Свет Всевышнего, и человек будет духовно расти и подниматься. Ведь «если упал я, то поднимусь!»

Перевод – Р. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=38215