Первое убийство — первым убил Авель?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4453
убил авель

Здравствуйте,

Много раз слышал и сам всегда думал, что первое убийство совершил Каин. Но недавно задумался — ведь Авель, принеся жертву (Бытие 4:4) — убил раньше (хоть и не человека, но живое). Это тем более удивительно для меня, что в пищу животных стали употреблять уже ПОСЛЕ потопа (Бытие 9:3-4), до этого Бог сказал, что в пищу только трава полевая (Бытие 3:18). Правильно ли я понимаю, что первым убил (отнял жизнь) — Авель? Если так, то не совсем понятно, как он решился сделать это без прямого указания Бога (как догадался, что это будет Ему угодно), ведь все-таки он лишил жизни живое существо?

заранее спасибо,

Александр


Уважаемый Александр!

Спасибо Вам за интересный вопрос!

Хочу начать с того, что запрет на употребление в пищу животных и запрет на их убийство — это не одно и то же. Это становится очевидным при самом поверхностном рассмотрении закона, который относится к нам сегодня, после дарования Торы. Нам запрещено употреблять в пищу большинство видов животных. Тора запрещает нам мучить животных, или бесцельно уничтожать их. При этом, нет запрета убивать животных для какой-либо цели, например, для того, чтобы сделать из их кожи одежду. Тора не рассматривает подобное использование животных как проявление жестокости.

В Торе действительно написано, что до потопа было запрещено употреблять в пищу живые существа. Однако, в ней не упоминается запрет их убивать.

Что касается Авеля, мудрецы говорят нам, что он не был первым, кто убил животное. Талмуд много раз (Шаббат 28б, Авода Зара 8а, Хулин 60а) упоминает, что Адам принес в жертву однорогого быка. Не следует забывать, что Адам и его дети были людьми высочайшего духовного уровня. Они обладали пророческим даром, и знали, в чем заключается воля Творца.

Как известно, в Америке недавно произошел несчастный случай. Посещая зоопарк, меленький мальчик каким-то образом пролез между прутьями, и упал в клетку с огромной гориллой. Для того, чтобы спасти мальчика, администрация зоопарка вызвала снайперов, которые застрелили гориллу. (Усыпить гориллу, не подвергая риску жизнь мальчика, было невозможно, так как, получив укол, горилла вначале свирепеет, и только после этого успокаивается и засыпает.)

Мальчик был спасен, но выяснилось, что существует огромное количество людей, несогласных с решением, принятым администрацией зоопарка. "На каком основании они пришли к выводу, что жизнь мальчика обладает большей ценностью, чем жизнь гориллы? Ведь он сам виноват, что свалился в клетку! Администрация зоопарка должна быть наказана за бессмысленное убийство невинного животного, жизнь и благополучие которого она была обязана охранять".

Конечно, подобные взгляды в высшей степени чужды взгляду Торы. Жизнь человека всегда и при любых обстоятельствах важнее жизни животного. Талмуд пишет, что животное, которое представляет даже потенциальную опасность для человека, следует зарезать. Желательно сделать это так, чтобы его мясо и шкуру можно было использовать. С другой стороны, убийство человека — это тягчайшее преступление.

Поэтому, сравнение поступков Авеля и Каина несправедливо.

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=39214