Нефеш а-Хаим — 5 — Часть первая — Глава 4 — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

1239
значение каждого действия,святилище,духовных мирах,миры,нефеш а-хаим, подобие, элоким

Глава 4, часть 2

Человек должен рассматривать себя как святилище и стремиться к тому, чтобы в нем появилось Б-жественное присутствие. Тогда он сможет совершить великие и бесчисленные исправления во всех аспектах мироздания.

Скиния и Храм, который Всевышний заповедовал нам построить – это не просто места для жертвоприношений. Их структура параллельна структуре мира и структуре человеческой души. Поэтому, изучая форму и планировку Храма и его утвари, человек может прийти к пониманию, как усовершенствовать самого себя.

И это то, что сказал Всевышний Йехезкелю (43:7-9): «место престола Моего… где обитать буду Я среди сынов Израиля вечно, и не будет более дом Израиля осквернять имя святое Мое… блудом своим… Ныне удалят они от Меня блуд свой… и буду обитать среди них вовеки».

Примечание автора: Ибо Скиния и Храм включали в себя все силы и миры и весь порядок святости. Все его строения; залы, этажи и комнаты и вся утварь, предназначенная для служения, – все соответствовало духовному строению высших миров, их образу и подобию, и устройству колесницы, <которую видел пророк Йехезкель>. Их установили царь Давид и провидец Шмуэль (см. Хроники I 28:19). И сказали об этом мудрецы в главе «Где места жертвоприношений» (Звахим 54б) «Написано (Шмуэль I 19:18-19) «И пошел он <Давид> со Шмуэлем, и остановились они в Найоте. И доложено было Шаулю: вот, Давид в Найоте, в Раме». Какое имеет отношение Найот (букв. «краса») к Раме (букв. «высота»)? Они сидели на высоте и занимались красой мира. Комментарий Раши объясняет, что они хотели найти, где Тора указывает на то место, на котором нужно будет построить Храм. А Мидраш Танхума (начало гл. Пекудей) говорит, что постройку Святилища по значению можно приравнять к созданию мира. Там перечисляются по порядку части творения, которым соответствуют разные элементы Скинии. И по этой причине написано о Бецалеле (Шмот 31:3): «И Я исполнил его духом Б-жьим, мудростью (хохма), и разумением (бина), и знанием (даас), и всяким умением», ибо с помощью этих трех качеств <мудрости, разумения и знания – хохма, бина и даас> был создан мир, как написано (Мишлей 3:19-20): «Г-сподь мудростью основал землю, утвердил небо разумом. Знанием Его разверзлись бездны». И см. подробное объяснение этой темы в книге Зоар (гл. Пекудей 221а и 231б) и в Зоар Хадаш (гл. Трума 35). [Там объясняется, что присутствие Всевышнего в этом мире появляется, когда низший, материальный мир уподобляется высшим мирам. – По прим. р. Р. Лойхтера.]

И поэтому сказали мудрецы (Брахот 55а), что Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были созданы небо и земля. Человек из святого народа включает в себя все системы мироздания и все системы колесницы. Все, что есть в этом мире, есть также и в человеке. И он тоже создан таким образом, что его строение соответствует строению Скинии и Храма и всего их содержимого; и порядок соединения его суставов, вен, сухожилий и действующих в нем сил соответствует Святилищу. И так книга Зоар перечисляет, каким образом все части Скинии, и все ее принадлежности намекают на органы человека, в соответствии с их порядком.

«Порядок мироздания» – это десять речений, с помощью которых был создан мир. «Устройство Колесницы» – это устройство мира и метод управления им, после его создания, и объяснение того, каким образом мир выражает величие Творца. – Прим. р. А. Д. Гольдберга

Из этого можно понять, что основной смысл построения Скинии и Храма таким образом, чтобы в них была шхина (Б-жественное присутствие) – ради человека! Если он будет вести себя подобающим образом, соблюдая все заповеди Торы, каждая из которых связана со своим высшим духовным корнем, то сам станет Храмом и Святилищем, со всеми деталями структур высших миров. (См. Зоар (Трума 162б) «сделай Скинию… и это – тайна единства».) Он сам становится святилищем в прямом смысле слова, и шхина, благословенна Она, присутствует в нем самом, как написано (Йирмияу 7:4) «Храм Г-сподень, Храм Г-сподень они», и как сказали мудрецы <на стих Шмот (25:8) «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в них»>: написано не «в нем», а «в них» – <в тех, кто построил святилище>.

И об этом говорили мудрецы (Ктубот 5а): величие деяний праведников больше, чем создания неба и земли. Ведь о создании неба и земли написано (Йешаяу 48:13): «И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса», а о деяниях праведников написано (Шмот 15:17): «Святилище, Господи, которое основали руки Твои». [И комментарий Раши объясняет, что в первом стихе написано «рука» в единственном числе, тогда как во втором стихе написано «руки» – во множественном числе, из чего Талмуд делает вывод, что второе деяние значительнее. – По прим. р. Й. Д. Рубина.] Начали с деяний праведников и закончили трепетом перед Святилищем, потому что праведники, когда делают Б-гоугодные дела, сами становятся истинной святыней.

И так же можно объяснить то, что написано (Шмот 25:8-9): «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в них. В точности, как Я показываю тебе образец Скинии и образец всех ее принадлежностей; и так делайте.» И мудрецы сказали про это (Сангедрин 15б): «так сделайте на все поколения».

Пользуясь нашим объяснением, можно сказать, что здесь имеется в виду следующее: не думайте, что конечная цель, которую Я преследую – это построение Святилища в материальном смысле. Знайте, что истинный замысел, который кроется за построением Святилища со всем его содержимым – это дать вам возможность постичь, как сформировать самих себя. Я хочу, чтобы вы, с помощью Б-гоугодных деяний, сами стали святыми, достойными и готовыми к тому, чтобы в вас появилось Б-жественное присутствие, так же, как в Храме и в его содержимом. И теперь стих «Сделайте мне святыню, и Я пребывать буду в них» можно объяснить намного лучше и точнее: из всех деталей Святилища, которые Я вам показываю, вы должны выучить, как изменить и улучшить себя, и в этом заключается конечная цель построения Святилища.

И так сказал Он, благословенно имя Его, царю Шломо после того, как тот закончил постройку Храма (Цари I 6:12-13): «Дом, который ты строишь… только… если ты будешь ходить по уставам Моим и по законам Моим поступать, и соблюдать будешь все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню тебе слово Мое, которое Я дал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего, Израиля». Буду жить именно среди народа Израиля.

И поэтому, когда испортили святилище, которое находится внутри вас, тогда и Святилище, находящееся вне вас, потеряло влияние. Поэтому оно было разрушено до самого основания, спаси нас Б-г. 

Всевышний повелел пророку Йехезкелю описать народу все детали строения Храма, и объяснить, что было потеряно в результате его разрушения. Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть народ к раскаянию. Люди должны были стремиться развить свое духовное естество таким образом, чтобы оно соответствовало всем деталям Храма. И это моральное возрождение должно было привести к тому, чтобы Храм, который был разрушен в высших мирах из-за грехов, был восстановлен. А это в свою очередь должно было привести к построению второго Храма внизу, в материальном мире. – По прим. р. Й. Э. Вайнтруба

Это утверждение может вызвать удивление: ведь Храм предназначен для того, чтобы искупать и исправлять грехи Израиля. Почему же в данном случае он не защитил себя и народ от разрушения? Дело в том, что когда народ Израиля испортил святыню, которая находится у него в душе, он потерял связь с Храмом, и Храм утратил способность искупать его грехи.

Грехи разделяются на две категории. Первая категория – это более легкие грехи, которые Храм может искупить и исправить в сердце человека зло, ставшее их причиной. Вторая категория – это грехи настолько тяжелые, что совершая их, человек разрушает ту часть своей души, которая связывает его с человеческим образом в высших мирах, <и вследствие этого лишается также и связи с Храмом, который соответствует этому образу>. – По прим. р. Р. Лойхтера

Перевод – рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=40165