Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 15 — О том, сколь велик грех ссор и раздоров

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1278
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 15. О том, сколь велик грех ссор и раздоров, и сколь велико наказание за него, и как он приводит к другим тяжким грехам

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

После того, как мы столь подробно говорили о тяжести наказания за грех злоязычия в этом мире и в мире грядущем, мы сумеем понять, насколько нужно отдаляться от греха ссор и раздоров. Во-первых, этот грех сам по себе – тяжкое злодеяние, как это будет объяснено ниже. Во-вторых, это прямая дорога ко многим другим тяжким грехам: напрасной ненависти, злоязычия, рехилута, гнева, обиды словом, выставления на позор, мести, злопамятства, напрасных проклятий, лишения ближнего пропитания, а иногда и осквернения имени Всевышнего, не дай Б-г – преступления чрезвычайно большого. И также может человек дойти до нарушения запрета на лесть, привлекая на свою сторону людей в ходе ссоры, как мы находим у Кораха, по словам наших мудрецов (Санедрин, 52а) на стих (Теилим, 35:16): «Из-за льстивых усмешек (за) лепешку точил на них зубы» – из-за того, что льстили Кораху [сообщники], которым он раздавал лепешки, точил на них зубы ангел-правитель геинома. И также доходят путем ссор и раздоров до насмешничества, насмехаясь над противником и привлекая тем на свою сторону других людей. Таков был образ действий первейшего из затевавших раздоры – Кораха, как говорится об этом в Мидраш Раба, гл. Корах. Известно, в чем состоит наказание насмешника – страдания в начале и уничтожение в конце, как сказали наши мудрецы. [Примечание редактора. Автор привел выше, в начале 9-й главы, слова наших мудрецов (Сота, 42а) о четырех группах грешников, которые не встретят лик Шехины, две из которых – группы льстецов и насмешников. Рабейну Йона также приводит эти четыре группы в «Шаарей Тшува», шаар 3, п. 172. Разделяя разные грехи по степени их тяжести, он относит к самым тяжелым именно эти четыре].

[Примеч.автора. И бывает более того: дурное побуждение соблазняет человека разжечь ссору и привлечь на свою сторону людей, но он боится, что они со временем передумают, и он останется один. Тогда подстрекательство дурного побуждения доводит до того, что сообщники образуют заговор, скрепленный клятвой. Все это мы находим в Мидраше и в Гемаре (Санедрин, гл. Хелек). Смотри же, брат мой, сколько в том слепоты, ведь это близко к напрасной клятве, когда человек клянется нарушить заповедь, как это описано в Йоре Дэа (236:2) и у Шаха там (п. 4). И даже если человек исполнит клятву, она все равно останется напрасной, как говорится там, 238:5 (см. примеч. автора в конце этой главы). А ведь известно, сколь велико наказание за напрасную клятву. Всевышний не очищает от этого греха, как сказано (Шмот, 20:7): «Не клянись именем Г-спода, Б-га твоего, напрасно, ибо не очистит Г-сподь того, кто клянется именем Его напрасно», и см. также трактат Швуот (39а) и сказанное там о тяжести этого греха. И я пишу все это лишь затем, чтобы указать, прежде всего, на слепоту, которая бывает в этом у людей.]

И даже если у человека изначально не было особого злого умысла – в итоге он не будет чист от перечисленных выше злодеяний, как это проверено всем опытом жизни в нашем мире.

И есть в этом одна уловка у дурного побуждения, с помощью которой оно одолевает даже человека цельного: пробудить в нем гнев и стремление к победе, и тогда все препоны на пути греха будут сметены, так как дурное побуждение подскажет ему много «разрешений». И мало того, что оно разрешит ему злословить, и говоритьрехилут, и обижать, и позорить перед людьми и т. п., – оно еще внушит ему, что к «таким людям» [соперникам в распре] запрещено проявлять чувство жалости, и заповедь – преследовать их всеми способами.

И вот, если мы захотим объяснить, как сильно портят человека раздоры, то не хватит на это никакого времени, как написал Рамбам в своем завещании [Игерет а-мусарсыну Аврааму]: «Пророки пророчествовали и мудрецы рассуждали, вновь и вновь рассказывали о зле, причиняемом раздорами, и не могли исчерпать эту тему».

Я приведу несколько высказываний, чрезвычайно кратко, чтобы разумный человек мог проанализировать в общих чертах этот грех.

Вот что говорит Мидраш Раба, гл. Корах: «Сказал раби Берехья: сколь же тяжел грех раздора! Ведь по небесному суду нет наказания до возраста двадцати лет, по суду земному – до тринадцати лет; а из-за распри Кораха новорожденные младенцы поглощены были преисподней, как сказано: (Бемидбар, 16:27): “А Датан и Авирам вышли и встали у входа шатров своих с женами своими, и сыновьями своими, и с малыми детьми своими”, и далее (там, 16:33): “И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля”.

Учат наши мудрецы, что четверо названы злодеями: замахивающийся, чтобы ударить ближнего, даже если не ударил его, как сказано (Шмот, 2:13): “Злодей, зачем бить будешь ближнего твоего?” [сказал Моше – видя, как один из сынов Израиля занес руку на другого]… Берущий взаймы и не отдающий, как сказано: (Теилим, 37:21): “Берет взаймы злодей и не платит”. Тот, в ком есть наглость, и он не стыдится того, кто больше него, как сказано (Мишлей, 21:29): “Злодей дерзок лицом своим, но благочестивый понимает путь свой”. И затевающий распрю, как сказано (Бемидбар, 16:26): “Отойдите от шатров этих злодеев” [Кораха и его сообщников – Датана и Авирама]».

И если это так, то насколько должен человек стыдиться самого себя, если он сознает в душе, что был причиной раздора! Ведь даже если кто-то назовет его злодеем, даже наедине, не вводя его в стыд перед другими, он, тем не менее, будет стараться всячески отомстить ему за это. Тем более – насколько нужно остерегаться, чтобы самому для себя не создать причину быть названным злодеем! Сколько же стыда и позора ожидают человека в высшем мире, когда «прославится его «доброе» имя» в Высшей свите перед тысячами тысяч собраний святых ангелов, как это описывается в наших святых книгах! Ведь все дела человека оглашаются и возвещаются в высшем мире перед всеми [помимо самого по себе наказания за распрю]! И это имели в виду наши мудрецы в Пиркей Авот (2:13): «Не будь злодеем по отношению к самому себе».

И также Сатан подстрекает к ссорам тех, кто сеют раздоры [по принципу «мера за меру»], как говорится об этом в Гитин (52а):

«Были двое, которых Сатан подстрекал ссориться друг с другом всякий раз в канун субботы. Пришел туда однажды раби Меир и удерживал их от ссор три кануна субботы подряд, пока не водворил между ними мир, а после слышно было, как говорит (Сатан): Горе мне, что выставил раби Меир “того человека” [иносказательно: самого Сатана] из дома его».

Приведено в Ялкут Корах: «Посмотри, сколько зла творит מחלוקת – махлокет(распря)! Ведь это слово, в кратком написании без буквы ו – вав, составлено из первых букв следующих слов: мака – удар, харон – пылание (гнева Всевышнего),ликуй – ущерб, наказание, клала – проклятие, тахлит – (от слова клайя) гибель». Другими словами, распря приводит в мир гибель. Чем важнее человек, затевающий распрю, тем суровее его наказание, как сказано в Тана де-вэй Элияу (18), и так сказано в главе Корах (Бемидбар, 16:2): «И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Израиля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые» – чтобы показать нам, насколько велик их грех.

Наши мудрецы сказали: трижды Всевышний был готов простить грех идолопоклонства, но не грех распри.

Первый раз — в дни поколения Эноша, когда началось идолопоклонство, как сказано (Берешит, 4:26): «У Шета также родился сын, и он нарек ему имя Энош; тогда начали взывать именем Г-спода [обращаясь при этом не непосредственно к Всевышнему, а к объектам поклонения, которых сами избрали]». Но поскольку тогда между людьми был мир, Всевышний задерживал Свой гнев. Однако в поколении потопа, когда между ними были распри, и они грабили друг друга, Всевышний не уступил, как сказано (там, 6:13): «Ибо наполнилась земля грабежом из-за них».

Второй — в поколении пустыни, когда сыны Израиля согрешили с золотым тельцом, Всевышний простил их, но когда дошли до распри – Он не уступил. Всюду, где мы находим слово וילינו – ваялину, означающее распрю, мы находим суровое наказание. Мы учим это из истории с Корахом.

Третий — в истории с идолом Михи. Так как между ними был мир, Всевышний задержал Свой гнев, как сказано (Шофтим, 18:30): «И установили сыны Дана себе идола, и Йонатан, сын Гершома, сына Менаше, он сам и сыновья его, были священниками в колене Дановом до дня изгнания из этой земли». Но когда десять колен [северного Израильского царства] поссорились с коленами Йеуды и Биньямина [южного Йеудейского царства] и не было между ними мира, тогда одни стали орудием наказания для других: когда грешили одни, Всевышний приводил других, чтобы взыскать с них. Сказано [в ситуации, когда десять колен погрязли в идолопоклонстве, как говорится об этом в Диврей а-ямим-2, гл. 13]: «И побили их Авийа [царь южного царства] и народ его, нанеся им [войску северного царства] сильное поражение; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч отборных людей» (Диврей а-Ямим-2, 13:17). А когда согрешили колена Йеуды и Биньямина, пришли десять колен, чтобы взыскать с них, как сказано (там, 28:6): «И убил Пэках, сын Ремальяу [царь северного царства] йеудеев сто двадцать тысяч в один день, – все люди храбрые, за то, что они оставили Г-спода, Б-га отцов своих». Из этого мы учим, что участвующие в распре становятся орудием наказания друг для друга.

Тяжела распря тем, что она приводит к смертельной опасности: из-за ссоры пастухов Авраама с пастухами Лота Авраам и Лот расстались, и в результате Лот оказался в Сдоме и чуть не погиб вместе с его жителями.

Тяжела распря тем, что она приводит человека к получению ударов, как сказано (Дварим, 25:12): «Когда будет ссора между людьми, и заслужил удары виновный». Что было причиной того, что он получает удары? Распря.

Тяжела распря тем, что она приводит к смерти, как сказано (Шмот, 21:2223): «И когда подерутся люди и ударят беременную женщину… А если несчастье случится [она умрет], отдай душу за душу». И что было причиной этого? Распря!

Сказали наши мудрецы: распря в доме – быть ему в конце концов разрушенным; распря в Доме молитвы – в конце концов из него разбегутся; и более того – в конце концов ему остаться пустым. Распря в городе – кровопролитие в городе. Два мудреца Торы живут в одном городе, или же есть в нем два суда Торы, и между ними распря – в конце концов (те мудрецы) умрут; и более того: распря в суде – разрушение мира. Знай, что это так: все время, пока есть мир в свите нижней – есть мир в свите высшей, как сказано (Амос, 9:6): «Строит Он в небесах верхнюю (обитель) Свою». Когда? Когда (там же далее): «Община Его – на земле основа ее», другими словами, когда Израиль сплочен в одну общину, и все – в мире друг с другом.

[Примеч. автора. Излишне говорить, что, в соответствии с мнением Рабейну Йоны, «Шаарей тшува», п. 57, и «Сефер мицвот гдолот», Ло таасе, введение в п. 107, которые полагают, что есть самостоятельный запрет на поддержание раздора, упомянутая клятва (удерживающая вместе сообщников) – напрасная, поскольку это «клятва нарушить заповедь». Но даже по мнению других законоучителей, занимавшихся систематизацией заповедей и не включавших упомянутый запрет в число самостоятельных запретительных заповедей, поддержание раздора – это нечто близкое к нарушению запретительной заповеди, поскольку в Торе есть на эту тему несколько стихов, намекающих на грех раздора… и потому представляется, что человек, давший подобную клятву, должен задать вопрос [о возможности и необходимости ее отмены] мудрецу Торы. Однако сказанное выше, что, по букве закона, клятва сообщников  это клятва нарушить заповедь, не следует оспаривать следующим рассуждением. Сказано в Санедрин (109б) [где Он бен Пелет, участник заговора Кораха, говорит жене, которая пытается отговорить его от участия в нем]: «Я уже поклялся им» [другим участникам – идти с ними, когда они его позовут (Раши). Он боится нарушить клятву, и жена обещает устроить так, что он ее не нарушит]. И почему ей надо было что-то устраивать для этого, ведь это была клятва нарушить заповедь, как сказал тогда Моше, мир ему (Бемидбар, 16:11): «Поэтому ты и все сообщники твои собрались против Г-спода»? На это рассуждение следует ответить, что в то время Он бен Пелет еще не раскаялся в своем участии в заговоре и думал, что правда на его стороне, но при этом послушался жены, которая сказала ему: «Какая тебе разница [кто победит в этом споре, Моше или Корах]? Если один будет главой – так ты в учениках, а если другой – ты тоже в учениках!» И только в конце, когда все увидели чудо – то, что злодеев поглотила земля – он вернулся к Всевышнему должным образом и весь остаток дней своих предавался скорби о том, что произошло, как говорится там в Гемаре. Другое объяснение: он боялся, что если нарушит клятву на глазах у всех, Корах и его сообщники убьют его, и поэтому жена его устроила так, чтобы они его не вызвали.]

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=4100