Смерть и похороны — расставание тела и души

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

24186
похороны

Святость человеческого тела

Начнём с того, что Тора рассматривает человеческое тело не просто как кусок мяса, а как нечто святое и требующее уважительного обращения. Вот, что пишет об этом Рав Рав Й. М. Тукачинский «Гешер а-Хаим» (ч. 1, гл. 5, пункт 1).

«Каждый, кто занимается мёртвым телом, должен сознавать, что имеет дело со святым объектом.

Тело человека — это не просто вместилище для предмета, обладающего святостью, для возвышенной и святой человеческой души. В действительности, оно обладает собственной святостью, наподобие свитка Торы. Поэтому, по закону, из потёртых чехлов для свитка Торы, можно делать одежды, в которых хоронят мёртвых. Также как материальный свиток, сделанный из кожи и дерева, приобретает святость благодаря духовным словам Торы, которые написаны на нём, также и тело человека приобретает собственную святость благодаря обитающей в нём душе…

Живого человека (который изучал Тору) мудрецы называют «живым свитком Торы». А о том, кто стал свидетелем смерти человека, говорят, что он увидел, как сожгли свиток Торы…

Из этого следует сделать вывод, что, имея дело с мертвыми, следует оказать им наибольший возможный почёт. На этом принципе основывается большинство законов и обычаев, связанных с мёртвым телом…»(ע״כ)

Тело — обитель души

Пока человек жив, его душа обитает в теле. В момент смерти, тело и душа расстаются, но разлука происходит не сразу. Долгое пребывание вместе оставляет отпечаток и на теле, и на душе. Мы уже объяснили, что, благодаря присутствию в нём души, тело приобретает святость, наподобие свитка Торы. Душа же, со своей стороны, привыкает к телу, и не хочет расставаться с ним. Мудрецы учат нас, что смерть — это процесс, состоящий из семи стадий разделения между телом и душой (по «Гешер а-Хаим» 2:27:1):

  1. За тридцать дней до смерти, душа начинает постепенно отходить от тела. Книга «Зоар» приводит, что у человеческой души есть два аспекта её глубинного содержания, один «большой», и один «малый». Оба эти аспекта, или образа, начинают постепенно покидать его.
  2. В последние часы перед смертью, эти образы уходят от него совершенно.
  3. «Нефеш», аспект души, который обитает в теле и даёт ему жизнь, уходит из тела. Это и есть физическая смерть тела. «Зоар» приводит, что в момент кончины, человек видит Б-жественное присутствие. Его душа испытывает сильнейшую тягу к своему Б-жественному источнику, и это влечение заставляет её покинуть тело и воссоединиться со своим духовным корнем. В это время происходит суд над душой умершего.
  4. В течение трёх дней после смерти, душа витает над телом. Талмуд Йерушалми приводит, что первые три дня душа думает, что сможет вернуться в тело. Только увидев, что с телом происходят необратимые изменения, она начинает отдаляться от него. (И эти три дня являются периодом самого тяжёлого траура по покойному.)
  5. До седьмого дня после смерти, душа продолжает посещать дом усопшего, возвращается к его могиле, и снова приходит к нему в дом, пытаясь свыкнуться со своим новым статусом. Отделение от материальной жизни всё ещё тяжело для души. По окончании семи дней, душа поднимается к своему высшему источнику.
  6. Книга «Зоар» приводит, что в течение тридцати дней после смерти душу и тело судят вместе. После этого, душа поднимается на более высокий уровень, а тело тлеет в земле.
  7. Только по прошествии года после смерти, душа окончательно отказывается от материального мира, и в полной степени осознаёт незначительность всего, что происходит с материей. После этого, она поднимается на более высокий уровень и теряет связь с телом и со своей прошедшей материальной жизнью. [Тем не менее, при оживлении мертвых, душа снова возвратится в тело.]

Книга «Зоар» приводит, что даже после того, как душа поднимается в высшие духовные сферы, у аспекта души «нефеш» остаётся связь с телом, и он продолжает присутствовать в месте захоронения.

Похороны тела — для души

Мудрецы учат нас, что процесс проводов мёртвого, похороны и поминальные речи являются проявлением уважения как к самому покойному, так и к его семье (см. Санедрин 46б – 47а). Это вызывает удивление: какое значение для мёртвого может иметь уважение, которое живые люди оказывают ему в этом мире? Книга «Михтав ме-Элияу» (том 2, стр. 62) объясняет это:

«Смерть тела не меняет внутреннюю сущность человека. Злодей, который в течение жизни жил фантазиями, после того, как отделяется от тела, продолжает цепляться за свои фантазии. Но из-за того, что он не может удовлетворить свои вожделения, он будет жаждать наслаждений ещё больше, и могучий аппетит одолеет его. В трактате Брахот (18б), Талмуд повествует о двух духах, которые заинтересовались, что происходит «за кулисами» мира, что какие события произойдут в материальном мире в ближайшее время. [Из этого видно, что материальный мир продолжает интересовать душу после смерти тела.] Более того, та душа, которая была похоронена в тростниковой циновке, стыдилась этого. То есть, её понятия и чувства, связанные с почётом, остались теми же, что были до её смерти!» (ע״כ)

Таким образом, происходящее в этом мире небезынтересно для души. Но в особенности ей важно, как проходят её собственные похороны. Как станет ясно из приведённого ниже отрывка, даже большим праведникам важно, чтобы их похоронили подобающим образом.

Комментарий Раши на трактат Санедрин (44б) приводит следующий случай: «в одном городе умер сборщик налогов, бывший злодеем, и в тот же день умер большой мудрец Торы. Все жители города вышли проводить носилки мудреца; а члены семьи сборщика налогов тоже вышли из города, чтобы похоронить своего родственника. В это время на похоронную процессию напали враги. Люди бросили носилки с покойными и убежали. Остался только один ученик того мудреца. Он сидел у носилок своего учителя. Через какое-то время, уважаемые граждане города вернулись, чтобы похоронить мудреца. Но они перепутали его носилки с носилками сборщика налогов. Ученик мудреца кричал, что произошла ошибка, но никто его не послушал. Таким образом, мудреца похоронили только родственники сборщика налогов, [а сборщика налогов с почестями похоронили патроны города].

Ученик мудреца испытывал величайшие страдания из-за этой несправедливости. Из-за каких грехов мудреца Торы похоронили с позором, и из-за каких заслуг злодея похоронили с почестями?

Учитель пришёл к нему во сне и сказал: «не надо страдать, приходи, и я покажу тебе, какой великий почёт мне оказывают в Райском саду. Я также покажу тебе, что стержень, на котором держится дверь ада, вращается в ушах у этого грешника, [которого похоронили вместе со мной. Почему же при похоронах почёт был оказан ему, а не мне?] Дело в том, что однажды я услышал, как говорили неуважительно о мудрецах Торы, и не воспротивился этому. За это я и был наказан. Этот же человек однажды приготовил пир для правителя города, а тот не пришёл. Тогда он раздал еду беднякам — и этот [почёт при похоронах] и был его наградой за это.» (ע״כ)

Из этого отрывка становится очевидно, что душе вовсе не безразличен почёт, который ей оказывают при похоронах. Мудрецы учат нас, что уважение, оказанное человеку после его смерти, называется «истинным добром» — это добро, которое делают, не рассчитывая получить что-либо взамен.

Похороны — для семьи

К сказанному выше следует добавить, что похоронная процессия, погребение, поминальные речи и прочие законы и традиции, связанные с похоронами, также оказывают почёт и уважение семье усопшего — конечно, при условии, что они были совершены подобающим образом. Душа человека, которого по любой причине не смогли похоронить правильно и по закону, испытывает из-за этого страдания. Его семья должна испытывать чувство ответственности за усопшего, и сделать всё возможное, чтобы похоронить его подобающим образом. Если же семья этого не делает, то тем самым навлекает на себя позор.

К сожалению, нам известно, что во время Катастрофы злодеи не только убили миллионы ни в чём не повинных евреев, они также лишили большинство своих жертв возможности быть похороненными по-человечески. Нам не дано знать, почему души этих людей постигла столь тяжёлая участь. Мы верим, что всё, что происходит с человеком и во время жизни, и после смерти, отпущено ему Всевышним по вполне определённым причинам, и рассчитано специально на него в соответствии с Высшей справедливостью.

Похороны тела — подготовка к воскрешению

Мудрецы сообщают нам, что цель похорон — не только оказать почёт душе усопшего, и облегчить его переход в другой мир. Они также являются важнейшим шагом при подготовке к будущему — к воскрешению мертвых.

Сама вера в воскрешение мёртвых широко обсуждается в еврейской литературе, и является одной из тринадцати основ веры Рамбама. Здесь я приведу лишь два коротеньких отрывка из книги Рамхаля «Даат твунот»:

«Общая концепция воскрешения мёртвых, если быть кратким, достаточно проста. Ввиду того, что Всевышний создал человека, состоящего из души и тела, чтобы они служили и несли свою ношу вместе как единое целое, исполняли всю святую работу, Тору и заповеди, которые Он дал им, следует, чтобы и вечную награду они получали вместе. Было бы нелогичным, если бы тело трудилось для кого-то, не получая награды, ведь Всевышний не лишает награды ни одно создание!…

И только вернувшись в прах, окончательно избавится тело от нечистоты, внесённой змеем. А когда восстанет тело из праха, душа снова опустится в него, во всей силе добрых дел своих, наполненная светом, которым наслаждалась в Райском Саду за дела свои. И свет этот окончательно очистит тело, излечив его от всего зла, которому оно было подвержено изначально.» (ע״כ)

Интересно, что мудрецы связывают воскрешение тела с его захоронением. Они говорят, что погребение тела подобно тому, как сеют зерно в землю — зерно начинает разлагаться, но потом из него вырастает целое дерево, во всех отношениях превосходящее то семечко, из которого оно выросло.

Талмуд приводит интересный разговор между еврейским мудрецом и царицей Клеопатрой (Санедрин, 90б):

«Царица Клеопатра спросила раби Меира: ’Я знаю, что мертвые оживут, как сказано (Теилим, 72:16): «И вырастут в городе (люди), как трава на земле». Но в каком виде они встанут: без одежды или одетыми?’ Тот ответил: ’Посмотри на пшеницу: если зерна пшеницы, которые «хоронят» (сеют) без одежды, выходят из земли в одеждах, праведники, похороненные в одежде, тем более встанут одетыми’.»

Захоронение мертвых является подтверждением нашей веры в их будущее оживление.

(Отрывок о царице Клеопатре взят из книги Р. Тукачинского «Гешер а-Хаим», том 3 в переводе Рава Пинхаса Перлова. Все права на книгу и её перевод на русский язык принадлежат семье Тукачинских. Отрывки из книги «Даат твунот» в переводе р. Лейба Саврасова. Приведены пункты 68 и 72.)

http://www.beerot.ru/?p=42110