Экев — Важность «легких» заповедей

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1571
Важность

Недельная глава Экев

«Если, выслушав эти законы, вы станете хранить и исполнять их…» (Дварим, 7:12).

«Если будете исполнять легкие заповеди, которые человек “топчет” своими пятками» (Раши).

(Здесь употреблено слово экев, которое имеет два значения — союз «если» и «пятка». На этом и основан комментарий Раши – прим. пер.)

Природа человека такова, что он не уделяет особого внимания «легким» заповедям и «мелким» обычаям. Но на самом деле именно они свидетельствуют о признании человеком Творца и любви к Нему. Приведем пример одной легкой заповеди, которая как раз и связана с пятками. Точнее, с ногами: порядок надевания обуви.

«Шульхан Арух» («Орах Хаим», 2) в законах надевания одежды постановляет так: «Следует вначале надеть правый ботинок, не завязывая его, затем надеть левый ботинок, завязать на нем шнурки, а потом завязать на правом. Когда человек снимает обувь, следует вначале снять левый ботинок».

Тому, кто приучен к этому с детства, или сам постарался выработать эту привычку, это очень легко и естественно, но тому, кто не привык к этому, будет тяжело, поскольку обувь человек надевает автоматически и не задумывается над своими действиями в этот момент.

Конечно же, если бы ему показали, что каждый раз, когда он надевает ботинки не так, как указано в Торе, в каком-то месте в мире случается несчастье с евреем, то, само собой разумеется, что его не нужно было бы предостерегать больше. Однако человеку кажется (хотя речь идет про известную алаху), что все не так уж страшно, ведь это не идолопоклонство, не разврат и не убийство.

Однако следует знать, что это ложь! Здесь есть нечто, что страшнее всех этих трех преступлений: пренебрежение Торой и Тем, Кто дал Тору. Как сказали наши мудрецы: «Смотри не на величие заповеди, а на величие Того, Кто ее заповедал». А если тот, кто заповедал ее – это Всевышний, то очевидно, что в ней есть великий и бесконечно глубокий смысл.

А если задуматься как следует, становится очевидно, что та вещь, которая кажется нам маленькой, на самом деле еще как велика!

Когда мы благословляем утром «Давший мне все необходимое», мы благодарим Всевышнего за обувь. На первый взгляд, что такого в ботинках, что нужно за них благодарить? Но представим себе человека, который едет в автобусе на очень важную, решающую встречу. Поездка долгая, он снимает обувь, чтобы ногам стало полегче, и задремывает. А что делает злодейский насмешник, который сидит за ним? Потихоньку берет один ботинок и выбрасывает в окно. Короче говоря, приезжает наш путешественник на свою остановку, хочет надеть ботинки, а одного нет! Он начинает лихорадочно искать, водитель нервничает и торопит его, все пассажиры бросаются на помощь – то есть, на поиски… И, в конце концов, он выходит из автобуса в одном ботинке.

Тут уж мы можем представить себе конец истории – что ему пришлось пережить, пока он вернулся домой, сколько расстройства, сколько стыда… Ну, что скажете, ботинок – это действительно такая маловажная вещь?

И если Всевышний дал нам обувь, сколько добра в этом заложено? И что Он просит от нас взамен? Всего лишь, надевая их, вспомнить о заповеди тфиллин: как тфиллин завязывают на левой руке, так и ботинки завязывают вначале на левой ноге. То есть так же, как человек должен «привязать» Единство Творца к своему сердцу и мозгу, таким образом воцаряя Всевышнего над собой, так следует «привязать» и память о Всевышнем во всех путях и во всех делах, которые человек делает, исполняя тем самым сказанное: «На всех путях твоих познавай Его». И тогда мы «с ног до головы …» будем привязаны и прилеплены к Святому, благословен Он.


http://www.beerot.ru/?p=42741