Огонь Высшего суда

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2347
огонь высшего суда

В конце книги Шмот (гл. 35) рассказывается о том, как Моше передал нашему народу заповедь о строительстве Мишкана (переносного Храма). При этом сама недельная глава Ваякель (к которой относится отрывок) начинается с того, что Моше передает заповедь соблюдения субботы, а конкретно — не делать в этот день запрещенной работы под угрозой смерти: «Шесть дней делать должно работу, а седьмой день будет для вас святыня, суббота полного прекращения работ Б-гу. Всякий, выполняющий в этот (день) работу, умерщвлен будет». Объясняет Раши, что запрет выполнять работу в субботу предварил повеление построить переносной Храм, тем самым говоря, что строительство Мишкана запреты, связанные с субботой, не отодвигает, — даже при всей важности этой работы (Шмот, 35:2; Раши там).

Далее там сказано: «Не разжигайте огня во всех поселениях ваших в субботний день» (Шмот, 35:3).

Талмуд обращает внимание на то, что это — одна из млахот (особых видов работ при строительстве мишкана), запрещенных в шаббат. Почему Тора отдельно запрещает разжигание огня? Этому есть несколько объяснений наших мудрецов. Самым простым из них является то, что в йом тов (праздничный день) разрешено зажигание огня для приготовления пищи от огня, уже зажженного. Поэтому понадобилось отдельно полностью запретить разжигание огня в шаббат (см. также Раши).

Однако для нас важно другое объяснение, дающее более глубокое понимание этого стиха Торы. Сказано в трактате Шаббат, что пожары возникают там, где есть сознательное осквернение шаббата (Шаббат, 119б). Комментатор Торы «Кли Якар» объясняет сказанное в стихе так: чтобы сознательное нарушение шаббата не привело к возникновению огня в ваших домах и поселениях. Великий рабейну Хида (рав Хаим Йосеф Давид Азулай) в книге «Хомат а-Нах» указывает, что именно нарушение шаббата разжигает не только пожары, но и страшный огонь Геинома.

Слова наших мудрецов требуют пояснения. Как известно, огонь намекает на Высшую меру суда.

В этом месте Тора предостерегает нас: осквернение шаббата разжигает (Б-же упаси!) меру Высшего, самого сурового суда.

Наш великий учитель рав Йехезкель Абрамский говорил, что у него есть сомнения по поводу того, можно ли жить в Земле Израиля в связи с опасностью для жизни, существующей, поскольку здесь оскверняется шаббат. Объясню это, опираясь на процитированный стих Торы. Огонь символизирует качество суда Всевышнего в его максимальном проявлении. Если бы эта мера суда была проявлена по отношению к нашему миру, он был бы немедленно уничтожен. Поэтому Всевышний присоединил к качеству Своего суда в управлении миром качество милосердия (Берешит, 1:1; Раши там). Целью нашей молитвы в Рош а-Шана является увеличение милосердия Творца и смягчение тем самым Его суда по отношению к нам. Однако необходимо знать, что есть вещь, которая усиливает меру суда. Это – наши грехи. И в особенности, исходя из приведенного выше объяснения, нарушение запретов шаббата.

В связи с этим хочу привести здесь следующее объяснение нашего стиха Рамбамом. Он объясняет запрет разжигать огонь в шаббат как запрет судить и наказывать в этот день, поскольку шаббат – это не время для суда и наказания. Вывод, который мы должны извлечь из этого для себя: нам следует избегать того, чтобы своим поведением в шаббат пробуждать качество суда Всевышнего по отношению к нашему миру.

Это касается и еще одного важного аспекта, о котором говорят еврейские мудрецы: запрета сердиться и гневаться в шаббат.

Эти эмоции также пробуждают качество Высшего суда в мире. Этот запрет накладывает на нас обязанность не придираться к промахам своих ближних и прощать их. Нам нужно научиться гасить свой гнев вместо того, чтобы разжигать его. Когда же мы разжигаем огонь Высшего суда перечисленными проступками, в нашем материальном мире он проявляется пожарами и другими бедствиями.

Есть известная притча наших мудрецов о человеке, сверлившем отверстие в полу «своей» каюты на корабле. Он мотивировал свой поступок тем, что за пользование этой каютой он заплатил. Мы на Святой Земле живем, как на пороховой бочке — в ситуации постоянной опасности. Сегодня такой «пороховой бочкой» является весь мир, в котором уже накоплено количество ядерного оружия, достаточное для многократного уничтожения земного шара. Для нас это должно символизировать огромный гнев Всевышнего на человечество из-за его грехов, скопившихся за тысячелетия. И не дай Б-г нам этот гнев пробудить.

На Святой Земле нас окружают миллионы наших ненавистников. Кроме них есть еще и те, кто вроде бы нас любят, но оплакивать не будут. И если мы сегодня продолжаем здесь жить, то это только в силу милосердия Творца и в заслугу тех, кто изучает и исполняет Тору. Необходимо знать, что Святая Земля исторгает тех, кто нарушает законы Торы. Поэтому нам нужно пробуждать именно милосердие Всевышнего, а не Его суд. И упаси нас Б-г от любого увеличения нарушения шаббата в Земле Израиля, а особенно от его публичного, общественного нарушения.

В связи с этим хочу коснуться темы выборов в Израиле.

Есть только один способ упрочить и обезопасить наше проживание на Святой Земле. Это укрепление завета нашего народа со Всевышним — завета обрезания, завета исполнения и изучения Торы. Мы должны выбрать жизнь — строительство Святой Земли по Торе. Поэтому необходимо следовать указаниям величайших мудрецов и праведников поколения, которые направляют нас во всем — ради того, чтобы мы выбрали жизнь.

Нет большей лжи, чем словосочетание «светское еврейское государство». Оно может быть или светским, или еврейским. Единственный истинный оплот нашего народа – это Всевышний и Его воля, раскрытая в Торе. Настоящий смысл нашего пребывания на этой земле — сделать ее по-настоящему святой, местом присутствия Всевышнего среди нас. Святая Земля должна укреплять нашу связь с Творцом, быть домом для Его Шехины.

Наш учитель рав Аарон Лейб Штейнман рассказывал, как он в Швейцарии молился в Рош а-Шана 5701/1940 года. В ешиве в Монтре был особый миньян с восходом солнца. Среди молящихся тогда были величайшие мудрецы Торы — глава ешивы Слободка рав Ицхак Айзек Шер, глава ешивы в Монтре рав Элияу Бочко. Обычно в шофар трубил друг рава Аарона Лейба, будущий основатель ешивы «Торат Хаим» в Москве рав Моше Соловейчик. Но в тот день, когда пришло время трубить в шофар, никто из присутствующих не смог протрубить ни одного звука.

Смысл трубления в шофар в Рош а-Шана – это попытка побудить Всевышнего смягчиться, то есть, образно говоря, пересесть с трона суда на трон милосердия. И в тот раз никто в этом небольшом миньяне не смог этого сделать. Всем стало понятно, что это время страшнейшего гнева Всевышнего.

Европейское еврейство было сожжено огнем суда Всевышнего, и мы должны извлечь из этого урок.

Мы видим своими глазами исполнение пророчеств о нашем возвращении на Святую Землю. Однако мы не можем успокаивать себя: вот вроде бы началось окончательное Избавление, и все будет, как мы хотим… Окончательное Избавление еще не началось — есть лишь признаки его приближения. Однако перед приходом Машиаха нашей общине на Святой Земле не гарантировано отсутствие катастроф (Б-же упаси!). Все зависит от меры милосердия Творца или, не дай Б-г, от разжигания огня меры Его сурового суда, Его страшного гнева.

Нужно не разжигать Его гнев, а всеми силами стараться удостоиться Его максимального милосердия.

Мы должны всячески укреплять себя, наши семьи и все наше окружение в соблюдении заповедей, а также молиться за наших заблудших братьев и понимать, где находится опасность для всего еврейского народа. Дай Б-г нам всем удостоиться полного избавления в наши дни.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=46056