Дар жизни — История для всей семьи

История для всей семьи

Не в характере Леви было создавать себе и другим проблемы. Он всегда был хорошим евреем, молился в миньяне трижды в день, и даже немного учился. Но при всем этом примерном поведении, в жизни Леви не хватало некого вдохновения, он не чувствовал близость к Всевышнему так, как это описано в святых книгах. Впрочем, в офисе он считался одним из лучших работников, и его начальник был им очень доволен, а зарплата позволяла вполне прилично содержать растущую, слава Б-гу, молодую семью.

Годы шли, и маленькие дети незаметно превратились сначала в непоседливых подростков, а потом и в степенных молодых людей. Приближалось время первой свадьбы, а затем и последующих, и Леви стал все интенсивнее искать средства для того, чтобы достойно женить всех детей.

На работе его специализацией были строительные материалы, и это натолкнуло Леви на мысль о том, чтобы попробовать себя в области недвижимости. Он приобрел небольшой заброшенный домик по минимальной цене, отремонтировал его и стал сдавать. Ежемесячные платежи за аренду шли прямо в банк, чтобы покрыть ипотечную ссуду, и при этом оставалась неплохая сумма на карманные расходы.

Вдохновленный успехом, Леви решился на большее. Он стал скупать недвижимость, аналогично первому дому, ремонтировать и сдавать ее, а иногда и продавать с большой прибылью. Постепенно Леви стал зажиточным членом общины.

Слава о его богатстве вскоре достигла ушей господина Дани Лэйна, его друга по работе в строительной компании. Хотя друг – это сильно сказано: вообще-то, Леви и Дани никогда не связывали особенно теплые отношения, слишком уж разными были эти люди. Леви был принципиальным и честным борцом за правду, преданным работником, тогда как Дани бывал временами нечист на руку и работал спустя рукава. Прямо скажем, коллеги сторонились друг друга, но прямота Леви не позволяла ему бросить Дани в беде, когда тот просил выручить его.

Будучи наслышанным об удаче Леви в его новом бизнес-проекте, Дани пришел к нему за деловым советом.  Он хотел, по собственному выражению, «успеть прыгнуть в вагон набирающего обороты скорого поезда рынка недвижимости». Леви и тут проявил свою добрую натуру: терпеливо и максимально подробно он обучил Дани тонкостям бизнеса, раскрыл ему все свои деловые секреты и помогал ему до тех пор, пока тот не встал на ноги как успешный агент по недвижимости.

Сам же Леви был как никогда «на волне». Он тяжело работал над планированием проекта всей жизни – он собирался приобрести большой кусок земли в новом районе и параллельно прикладывал все усилия для того, чтобы как можно раньше получить все необходимые разрешения для застройки. В его мечтах молодые семьи с ангельски улыбающимися малышами заселялись в новые просторные квартиры, стоянки заполнялись машинами, а подъезды – колясками… Если бы ему только удалось продать все квартиры за короткое время, это значительно облегчило бы кризис в рынке недвижимости, а самому Леви принесло бы неплохую прибыль!

Проект продвигался не так быстро, как ему хотелось бы, но ощущение скорого успеха неизменно придавало Леви новые силы. Он все больше времени проводил в кабинетах мэрии, где-то уговорами, где-то связями пытаясь побыстрее продвинуть свой проект, и в это же время десятки архитекторов напряженно трудились над планами квартир, а специалисты по маркетингу разрабатывали масштабную рекламную компанию нового жилого комплекса. Леви был определенно настроен на успех и верил в то, что все получится – надо лишь еще немного поднажать…

Полтора года трудился Леви над новым проектом, потратил на него почти все средства, и вот, когда успешное завершение уже светило на горизонте, произошло нечто совершенно неожиданное.

Внезапно, без какой-либо причины или повода, городские инспекторы стали ежедневно наведываться на участок, снова и снова. По почте Леви стал получать уведомления о том, что его уже полученные разрешения больше не действительны, и требования предоставить старые документы – те, которые он давно убрал подальше и даже, возможно, совсем не хранил. Казавшаяся такой твердой почва, на которой он стоял последние месяцы, буквально уходила из-под ног, и над всем проектом нависли свинцовые тучи.

Леви был настроен докопаться до причины такой перемены. Снова и снова он просчитывал свои шаги, выверял каждое действие: как такая неожиданная неприятность могла произойти? Все события выглядели очень странными и совершенно нелогичными.

Это был непростой период в жизни Леви. Он перемещался с ощущением надвигающейся катастрофы и пониманием неизбежности, предпринимая отчаянные попытки спасти проект и отмечая бесплодность этих попыток. Однако, как будто этого было мало, настал день его БОЛЬШОГО ИСПЫТАНИЯ.

Двое уважаемых членов общины, как это не раз бывало и прежде, постучались в дверь Леви. Несмотря на подавленное состояние и погруженный в раздумья ум, Леви смог все же заставить себя изобразить улыбку и тепло пригласить гостей в квартиру. Посетители привычно расположились в просторной, со вкусом и по средствам обставленной гостиной. Уже не в первый раз они обращались к Леви, чтобы обсудить финансовые трудности одного из членов общины, в надежде на то, что и в этот раз щедрость Леви сможет поддержать семью в непростой период.

Он почти приготовил чековую книжку, когда посетители сообщили, что им предстоит непростой разговор.

– Мы пришли обсудить довольно сложную ситуацию. Это не похоже на все те проблемы, с которыми мы обращались к вам раньше, – начал рав Йосеф Меир, старший из двух, поглаживая свою седую бороду и тягостно вздыхая. – Речь не идет об одной или двух семьях в финансовом кризисе.  Десятки наших семей попали в беду.

Реб Авраам поддержал товарища:

– Люди вложили все свои сбережения, многие взяли большие займы, и все они потеряли все свои средства в потерпевшем фиаско строительном бизнесе.

Для Леви ситуация была действительно странной. Он, конечно, сделает большее пожертвование, но сначала разберется в деталях дела.

– Как мы уже сказали, речь идет о строительной афере, – посетители говорили приглушенными голосами, намекая на то, что информация строго конфиденциальна, – Строительный агент заявил о новом проекте, разрекламировал его среди членов нашей общины и потребовал залог под очень высокие выплаты. Проект заглох, так и не начавшись, а десятки семей, которые подписали договор, остались без средств к существованию и без крыши над головой.

Проект недвижимости, который провалился… десятки семей… страшные догадки посетили Леви – а может, это все просто сон? Внезапно он понял многое из того, что в последние месяцы не давало ему покоя. Несмотря на то, что его гости были немногословны, по крупицам информации Леви удалось воссоздать реальную картину происшедшего: тут были не только непомерные платежи и провалившийся проект. Похоже, имели место и взятки муниципальным служащим, и нелегальные потоки наличных, которые помогали откладывать получение разрешений в долгий ящик…

Похоже, больше информации человеческий мозг не в состоянии переварить. Белый как привидение, он смог встать и как-то перейти в другую комнату. Позже он часто прокручивал в памяти этот эпизод и удивлялся, как он не пережил сердечный приступ от такого ужасного шока.

Это Дани! Это он стоит за всем этим! Он представлялся как агент по недвижимости и продавал проект, собирал заявления от семей в нашей общине, не имевших ничего за душой! И как будто этого было мало, его непомерная зависть к моему успеху привела его к ужасным вещам – разрушить такой прекрасный проект! Это Дани отменил все разрешения на застройку, просто так, не имея даже своего проекта, а вместе с собой он потопил много доверчивых семей…

У Леви было ощущение, что мир крутится вокруг с неимоверной быстротой. Осколки разбитой мечты врезались ему в мозг, а сердце наполнялось неконтролируемой яростью. От ужаса и разочарования ему хотелось кричать, как подбитому зверю, он должен рассказать всем, что его фиаско – это не провал агента по недвижимости, которого постигла неудача, а результат аферы, проведенной первоклассным мошенником! Он даст всем знать, что это был реальный проект, и он, Леви, был во главе, и продажи не начались только потому, что не были получены все разрешения! Он не остановится, пока полностью не разоблачит мошенника, чтобы никто, нигде и никогда больше не попался в его сети! Никто и никогда больше не поверит ему, путь почувствует себя так же плохо, как те доверчивые семьи, которые он обманул!

Но вдруг – именно в этот момент наибольшего отчаяния и гнева, высшие чувства Леви взяли верх. Они подсказали ему не обвинять открыто Дани, несмотря на его ужасную вину. Виноват – безусловно, и разве не должен Леви совершить правосудие? Справедливость должна была взять свое рано или поздно, и это был лишь вопрос времени, когда темные стороны характера Дани проявились бы во всей полноте. Однако что-то в глубине его души противилось такому плану. Что-то – и, возможно, это была та Б-жественная искра, которая есть в каждом еврее – подсказывало ему подняться над личной обидой и болью. Это что-то как будто нашептывало ему тихим, но уверенным голосом о полной несостоятельности мести, о разрушительной силе обиды. Всевышний запрещает такое поведение, и Леви не стоит идти против Его воли.

Да! Нет! Да… нет. Сделай это! Не делай этого… Эмоции качались, как маятник между двумя полюсами, и Леви был в центре ожесточенной борьбы, и в один момент… его нешама, святая душа, победила!

Не теряя ни мгновения, Леви выписал чек и протянул его посетителям, после чего проводил их до двери. Да, гости поделились важной информацией, но они даже не представляли себе, какой эффект она произвела.

Как только дверь за гостями закрылась и их шаги удалились во тьму, Леви испытал неожиданное для себя сияние, сродни просветлению. Это было настолько возвышенное чувство, что Леви застыл на месте и пытался сохранить в памяти это ощущение. Он думал, что оно быстро пройдет, но оно не прошло. Чувство было таким, как будто его сердце очистили от всяких негативных чувств и мыслей. Его новое сердце было чистым и принимающим. Сердце, которое выстояло в нечеловеческом испытании, было неожиданно чистым.

Внезапно Леви понял, что испытывает острую необходимость и силы выучить весь Талмуд от начала и до конца, учить Тору во всей глубине, трудиться над ней с открытым сердцем и ясным умом. Не только это; Леви также почувствовал, что сосредоточенная молитва, как разговор с Небесным Отцом, открыла перед ним свои двери. Никогда раньше связь с Творцом не была такой глубокой и реальной, когда он стоял перед Ним с сидуром в руке. Леви увидел себя не просто живущим – буквально дышащим жизнью молитвы, учебы, добрых дел и заповедей, — и все это с особенным настроем, с сердцем, открытым к Творцу и Его святой Торе!

Да, проект с недвижимостью, который был смыслом и целью его жизни и на который были направлены все его мечты, провалился. Однако взамен Леви получил нечто намного более ценное – он удостоился дара новой жизни.

Перевод А. Швальб. По материалам издания «Мишмерет а-Шалом».


http://www.beerot.ru/?p=4729