Молитва страдальца

Дата: | Автор материала: Рав Йерахмиэль Крамм

2435
молитва страдальца

В заслугу передачи условных знаков

«И вспомнил Б-г о Рахели, и услышал ее Б-г» (Берешит, 30:22).

После того, что Лея родила шестерых сыновей и дочь, Рахель тоже забеременела. «И вспомнил Б-г о Рахели». Что Он вспомнил? Раши комментирует: «Вспомнил, как она передала сестре условные знаки», те самые знаки, о которых они договорились с Яаковом, опасаясь, что Лаван подменит ее Леей. Передача знаков, о которых говорит Раши, состоялась в день, когда Яаков женился на Лее, думая, что женится на Рахель. На Рахели он женился на неделю позже (см. комментарий Раши к Берешит, 29:27), и с тех пор прошло семь-восемь лет. Почему же все это время Всевышний не вспоминал о Рахели?

Для чего нужна молитва?

На самом деле Рахель забеременела после того, как молилась об этом. Ведь в Торе написано: «И услышал ее Б-г». Услышал голос Рахели, умоляющей дать ей ребенка. Ункелос так это и переводит: «И принял ее молитву Б-г».

Давайте попытаемся понять, что же такое молитва. Молитва – это просьба. Но просьба эта обращена к Всевышнему, «знающему дурное начало всех своих созданий» (молитва в Рош а-Шана), «исследующему почки и сердце» (Ирмияу, 11:20), «сотворившему их сердца и понимающему мотивы всех их поступков» (Теилим, 33:15). В чем смысл такой просьбы? Когда ребенок просит о чем-то отца – это понятно, ведь, возможно, отец не знает, что именно ему необходимо, и ребенок использует дар речи, которым наделил его Творец, чтобы предоставить отцу информацию о том, чего ему не хватает. Но Всевышний и так знает, чего нам не хватает! Зачем же тогда нужна молитва?

Вопрос встанет еще острее, если мы вспомним, что в Рош а-Шана предопределяется судьба человека на целый год. Если все уже решено заранее, уместны ли будут наши просьбы и мольбы?

Молитва – канал для переправки Б-жественного изобилия

Объясним это с помощью примера из жизни. Во многих странах действует закон, согласно которому человек, желающий открыть новую школу, получающую субсидии от государства, должен, в первую очередь, официально зарегистрировать свое учебное заведение и открыть банковский счет на его имя. Тогда, возможно, на этот счет будут ежемесячно поступать деньги от государства. Однако, даже задействовав все свои связи с сильными мира сего и получив разрешение на субсидирование огромной части расходов на школу, он не получит ни копейки, пока не сделает то, чего требует закон – не зарегистрирует школу и не откроет банковский счет.

Другой пример, знакомый многим — банковский чек. Возможно, у кого-то есть счет, насчитывающий десятки тысяч долларов. Он – один из старейших и уважаемых клиентов банка, которого все работники знают в лицо. И все же правила есть правила. Воспользоваться деньгами он сможет, только выписав чек и поставив свою подпись. Речь не идет о том, что ему не доверяют. Просто таковы правила. Молитва – как банковский чек. Заслугами, накопленными на Небесном счету, человек может воспользоваться только при помощи молитвы.

Молитва – это канал, установленный Всевышним для переправки Небесного изобилия, предназначенного человеку.

Как от дождя в поле нет никакой пользы, если земля не засеяна, так и хороший приговор, вынесенный в Рош а-Шана, не может быть реализован без молитвы к Творцу.

Мы видим это и на примере Сотворения мира. «Никакого полевого кустарника еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Г-сподь Б-г на землю, и человека не было, чтобы обрабатывать землю» (Берешит, 2:5). Объясняет Раши: «Почему не было дождя? Потому что еще не было человека, который бы обрабатывал землю и осознавал необходимость дождей. А когда пришел человек, и понял, что миру необходим дождь, и молился о нем, пошел дождь, и выросли деревья и травы». Чтобы получить положенное нам изобилие, мы должны осознать доброту Всевышнего и построить канал, по которому это изобилие к нам попадет.

Моше рабейну не молился за себя

Моше рабейну был косноязычным и оставался таким до самой смерти. Почему он не излечился? Если бы к нему пришел еврей и попросил молиться за него, дабы излечился он от имеющегося у него порока или тяжелого заболевания, безусловно, Моше рабейну откликнулся бы на его просьбу. И, конечно же, молитва главы всего еврейского народа, избранника рода человеческого, была бы принята, и больной бы выздоровел. Почему же сам Моше рабейну не излечился? Потому что он не молился об этом. Он хотел, чтобы у него на всю жизнь осталось воспоминание о чуде, которое совершил для него Всевышний в доме фараона. Чтобы не забыть об этом чуде, он предпочел остаться косноязычным. Поэтому он не молился за себя и, соответственно, не был излечен.

«Всевышний желает молитвы праведника»

Понятно, что не каждый человек получает все, о чем он просит в молитве. Просьбы простых людей удовлетворяются скорее. Чем праведнее человек, тем тяжелее ему выпросить у Создателя то, что ему необходимо, потому что «Всевышний желает молитвы праведника, жаждет его мольбы».

Гемара рассказывает про мудреца по имени раби Нахман бар Папа, который засеял свой сад, но семена не взошли. И только когда он взмолился, пошел дождь и сад зацвел. Увидев это, раби Нахман бар Папа сказал, что именно это имели в виду мудрецы, сказав: «Всевышний желает молитвы праведника» (Хулин, 60а).

Нецив (рав Нафтали Цви Йеуда Берлин – прим. пер.) из Воложина разъясняет, что пропитание приходит как результат служения Творцу – жертвоприношения или молитвы, и добавляет: «Пришел раби Аси и научил нас, что и в вопросах пропитания действует правило: “Всевышний желает молитвы праведника”. Мы видим, что для праведников меняются законы природы, на примере раби Нахмана бар Папа, когда у всех взошел урожай, а у него – нет, из-за того, что “Всевышний желает молитвы праведника”» («а-Эмек Давар», Берешит, 2:5).

И то, что другие рожают с легкостью, а праматери – проходят через беды и страдания, происходит потому, что Всевышний ждет их молитвы, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти, про Ривку и Ицхака: «Оба они были бесплодными. Почему? Объяснил раби Ицхак: потому, что “Всевышний желает молитвы праведника”» (Йевамот, 64а).

Лея молилась еще до свадьбы

Получается, что Рахель, так же, как и Ривка, родила благодаря молитве. «И услышал Б-г Рахель» – услышал ее молитву. А что же Лея? Она родила без молитвы? Мы можем подумать, что она родила вскорости после свадьбы, не прося об этом, не изливая сердце перед Всевышним, благословенным.

На самом деле все наоборот. Лея опередила Рахель в молитве, ибо молилась задолго до свадьбы. Когда она была девочкой, ее прочили в невесты Эсаву: «Все говорили: “Два сына у Ривки, две дочери у Лавана. Старшую – старшему, младшую – младшему”» (Раши, Берешит, 29:17). Лея боялась, что ей придется выйти замуж за этого злодея, из-за этого она пролила много слез, испортив себе глаза.  Очевидно, что она не просто оплакивала свою горькую долю, она молилась Создателю, в течение многих лет умоляя Его не отдавать ее Эсаву, а предоставить ей возможность построить дом вместе с праведником Яаковом. Лея молилась, как любой человек, попавший в беду! При этом, молясь о том, чтобы удостоиться стать женой Яакова, она наверняка просила и о том, чтобы родить ему сыновей – родоначальников святых колен еврейского народа.

А вот Рахель, изначально предназначенная Яакову, не испытывала потребности взывать к милосердию Всевышнего.

Лея молилась и удостоилась сыновей, Рахель не молилась, и потому – не удостоилась.

«Сделал бесплодной тебя, а не меня…»

Рахель мечтает о детях, но их нет. Она обращается к Яакову: «Дай мне сыновей, а не то я умираю». Отвечает ей Яаков: «Разве я вместо Б-га, Который сделал тебя бесплодной?» (Берешит, 30:1-2). Что означает просьба Рахели к Яакову? Неужели она полагала, что Яаков раздает сыновей по своему желанию? По-видимому, обращаясь к Яакову с просьбой «дай мне сыновей», она имела в виду вот что: «Разве так поступал твой отец с твоей матерью? Ведь он молился о ней!», то есть Рахель просит Яакова молиться за нее. Но если такова ее просьба, как мы должны понимать его ответ?

Говорят наши мудрецы, что Яаков ответил ей: «Ты хочешь, чтобы я поступил, как мой папа. Но я – не папа! У папы была другая ситуация. У него не было детей. У меня – есть. Всевышний сделал бесплодной тебя, а не меня» (Раши, Берешит, 30:1-2). Ответ Яакова поразителен. Нам в его ответе слышится: «Это твоя проблема, а у меня все в порядке». Нам может показаться, что так же думали мудрецы, удивляясь: «Разве так отвечают человеку, которому плохо?» («Берешит Раба»). Но, несомненно, они говорили о каких-то тончайших нюансах в словах Яакова, а не считали, что он просто нагрубил Рахели, ибо грубость не была свойственна ему ни в коей мере. Что же, в таком случае, он имел в виду?

Он хотел сказать Рахели, что Творец сделал ее бесплодной, желая услышать ее молитву.

Да, Ицхак молился, потому что у него не было детей, ему недоставало чего-то, очень нужного ему. Всевышнему нужна была молитва Ицхака, поэтому Он сделал Ривку (его единственную жену) бесплодной. Вот что Яаков сказал Рахели: «У моего папы была его личная трагедия, и он понимал, что на Небесах ждут его молитвы. А у меня есть дети. То, что у тебя нет детей, не является моей личной трагедией, и совсем не факт, что моя молитва сможет здесь помочь. У тебя нет детей, значит именно твоя молитва необходима Всевышнему». Таков глубинный смысл ответа Яакова. Именно тот, чью молитву ждет Всевышний, должен молиться, и именно его молитва сможет помочь!

До сих пор Лея молилась, а Рахель – нет. А Всевышний ждал молитвы Рахели. У нее было много заслуг, например, заслуга передачи условных знаков, но Он желал ее молитвы, без которой она не могла получить то, о чем мечтала, точно так же как просьба о субсидировании школы, будучи одобрена в высших инстанциях, не может быть выполнена, пока хозяин школы не откроет банковский счет. Только молитва Рахели могла помочь ее заслугам обрести силу. Заслуги засчитываются только тому, кто молится.

Рахель взмолилась к Всевышнему, об этом она говорит, давая имя сыну своей рабыни Билы, Нафтали (имя Нафтали – однокоренное слову борьба – нафтулим – прим. пер.): «Борьбой Б-га боролась я с сестрой своей, и тоже смогла» (Берешит, 30:8), то есть: «Я упрашивала Всевышнего, боролась, чтобы быть, как сестра» (Раши там).

Молитва от всего сердца

Рахель не сразу получает то, о чем просит. Она сама подчеркивает, что она «упрашивала и боролась». Насколько нам дозволено комментировать слова наших праотцов, попробуем предположить, что молитва Леи была сильнее, чем молитва Рахель. Рахель просила о сыновьях, но, по крайней мере, у нее на тот момент был муж-праведник. Лея же молилась, боясь потерять все, опасаясь самого страшного в ее глазах. Ее молитва шла из глубины сердца, как в случае, когда нет других вариантов и отступать некуда. Решается вопрос – быть или не быть. Такая молитва – молитва от всего сердца, «сердца разбитого и удрученного» (Теилим, 51:19), «молитва страдальца изнуренного» (Теилим, 102:1) – пронзает Небеса и не остается без ответа.

Сердце Рахель не было разбито так, как сердце Леи до ее замужества. И силы ее молитвы не хватало, чтобы учесть имеющиеся у нее заслуги.

Так продолжалось до тех пор, пока Рахель не попросила у Леи мандрагоры, которые принес ей Реувен, и Лея ответила ей: «Мало того, что ты забрала мужа моего, ты хочешь и мандрагоры моего сына забрать?», как будто Яаков изначально был предназначен ей, а не достался в результате обмана, когда он собирался жениться на Рахель!

По-видимому, Лея считала, что удостоилась выйти замуж за Яакова согласно мере суда в заслугу своих бесчисленных молитв, что она получила то, что полагалось ей по закону.

И теперь Рахель это тоже поняла. Поняла и согласилась с этим. И испугалась, что, быть может, если Лея удостоилась выйти замуж за Яакова и родить ему сыновей благодаря своей молитве, она – Рахель, которая не молилась от всего сердца, не дай Б-г, может потерять все. Возможно, и Яакова тоже. Она начала опасаться, что из-за ее бесплодия Яаков захочет с ней развестись. И ей стало страшно от мысли, что, быть может, она достанется Эсаву! Ведь Эсав, зная о том, что у Рахель нет детей, только и ждал, когда Яаков с ней разведется.

И это разбило сердце Рахель. Теперь ее молитва стала «молитвой страдальца». Теперь она молилась о том, чтобы не достаться Эсаву. Душа ее была смятена, как у Леи до замужества. Вот этой-то молитвы и ждал от нее Всевышний.

Теперь, кроме «разрешения вышестоящих инстанций», то есть заслуги передачи условных знаков, у Рахель «был открыт счет в банке» – она молилась так, как молится тот, кто понимает, что нет другого пути к избавлению, кроме молитвы. И тогда «вспомнил Всесильный о Рахели, и услышал ее Всесильный», вспомнил о передаче условных знаков и услышал ее молитву, «в которой она умоляла, чтобы не пришлось ей стать женой Эсава, чтобы не развелся с ней Яаков» (Раши там).

Когда даже праведник ничем помочь не может

Вот какая история произошла с юношей, учившемся в одной из иерусалимских ешив. Он преуспевал в учебе, но его ужасно удручало, что, придя домой, он заставал всю семью у экрана телевизора. Он неоднократно пытался говорить с родителями на эту тему, но без толку.

Тогда он обратился за советом к машгиаху ешивы. Тот порекомендовал ему съездить к Стайплеру, благословенной памяти, за благословением. Молодой человек отправился в Бней Брак, и там довольно долго просидел под дверью, к которой было устремлено столько еврейских глаз с надеждой на избавление… Неожиданно кто-то вышел и объявил, что на сегодня прием закончен, так как рав уснул. Гаон Стайплер был известен своим усердием в изучении Торы, и в последние годы его жизни случалось, что усталость, вызванная учебой и приемом многочисленных посетителей, одолевала его, и он неожиданно засыпал.

Юноша ужасно расстроился. Выходит, он зря приехал в Бней Брак из Иерусалима!

Получится ли у него приехать на следующей неделе? Кто сказал, что история не повторится? В полном отчаянии он вернулся домой. Была глубокая ночь. Уставший и расстроенный, он лег в кровать, не раздеваясь…

На следующий день, придя в ешиву, он рассказал машгиаху о том, что произошло. Тот попытался приободрить его, и даже пообещал помочь ему в следующий раз проникнуть в «Святая Святых».

Прошло несколько часов, и вдруг его вызвали к телефону. На другом конце провода был его отец. «Мы решили, – взволнованно сообщил он, – вынести телевизор из дома».

Отец объяснил, что нашел в кровати сына записку: «Я прошу у рава, чтобы он дал моим родителям разум выбросить телевизор»…

По-видимому, записка выпала из кармана, и, вместо того, чтобы попасть к Стайплеру [у Стайплера были проблемы со слухом, и ему писали записки — прим. ред.], попала в руки к родителям…

Когда машгиах услышал об этом, он объяснил, что произошло.

«Да, ты все время молился и просил помощи у Всевышнего. Но, когда ты молился, у тебя было ощущение, что все образуется. Можно, например, съездить в Бней Брак за благословением. Ты чувствовал себя, как бедняк, у которого в корзинке есть ломоть хлеба. Молитва не была для тебя “последним средством”.

А когда последняя твоя надежда была разбита, твоя молитва приобрела совсем иной характер. Это уже была молитва “сердца разбитого и удрученного”, знающего, что надеяться не на кого. “Сердце разбитое и удрученное Б-г не отвергнет” (Теилим, 51:19). Единственная надежда, которая у тебя осталась, – что твоя молитва будет услышана. Это была молитва из глубины сердца. И она сразу же была принята».

Для чего нужны болезни?

По-видимому, и болезни посылаются человеку Свыше для того, чтобы он молился. Ему кажется, что он молится, для того чтобы излечиться от болезни. Но на самом деле все наоборот: болезнь посылается ему для того, чтобы он молился. Он думает, что молитва – решение его проблем, а на самом деле – проблемы являются поводом для его молитвы. Страдания призваны побудить нас вспомнить, Кто их посылает, и обратиться к Нему в молитве.

Таким образом можно объяснить стих: «Ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, не наведу Я на тебя, ведь Я – Б-г, твой целитель» (Шмот, 15:26). Возникает вопрос. А как насчет других болезней, которых не было в Египте?

И еще один вопрос. Если не будет болезней, зачем нужен целитель?

На самом деле вполне возможно, что будут болезни. Они будут, для того чтобы люди были ближе к своему Создателю, чтобы молились.

В Египте Всевышний ожесточил сердце фараона, и болезни приходили не для того, чтобы исправить египтян, и потому египтяне не раскаялись.

А болезни, которые случаются с евреями, призваны очистить тех, кому они посланы. Когда человек понимает, что болезнь пришла Свыше, понимает это сердцем, тогда болезнь выполняет свое предназначение, ведь человек молится и раскаивается в своих поступках.

Творец не посылает евреям бесполезные болезни, такие, как были в Египте, а только те, которые повлекут за собой молитву. Ибо «Всевышний желает молитвы праведника».

Перевод: г-жа Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=48400