Помощь неимущим на Песах — «Кимха де-Писха»

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2441
в заслугу цдаки неимущим

Общие сведения

В кодексе законов «Шулхан Арух» («Орах Хаим», 429:3) имеется небольшое, но очень важное примечание, написанное великим ашкеназским законоучителем Рамо: «Существует обычай специально покупать пшеницу, чтобы раздавать ее нуждающимся для праздника Песах». Обычай этот довольно древний и упоминается уже в Талмуде (Иерусалимский Талмуд, Бава Батра, гл. 1).

Чтение пасхальной Агады мы начинаем словами «Всякий, кто беден, пусть придет и поест». Но ведь перед нами нет бедных, и они нас не слышат. Кому же адресовано наше приглашение? Тем неимущим, о которых мы заранее побеспокоились и помогли им подготовиться к празднику! («Хохмат Шломо», прим. к «Шулхан Аруху», там же). В книге «Зоар» (Бо, 40б) рассказывается, что в пасхальную ночь Всевышний собирает всю Свою Небесную свиту и приглашает их послушать, как евреи читают пасхальную Агаду. Это дополнительная причина постараться, чтобы в эту особенную ночь наши слова не оказались ложью («Нитей Гавриэль», «Песах», ч. 1, лист 56).

Обычай или закон?

Хотя обычаи необходимо выполнять, как и законы Торы, как сказано «Обычаи отцов – это Тора» (Тосафот, Менахот, 20б), тем не менее следует установить статус обязанности помогать неимущим перед Песахом: это установленный закон или принятый обычай? Если данная обязанность упомянута в Талмуде, она должна иметь статус закона («Бейт Давид», «Орах Хаим», п. 36, приведено в «Шаар а-Циюн», там же, п. 7). Хафец Хаим («Шаар а-Циюн», там же) объясняет слова Рамо, который использует термин «обычай»: чтобы исполнить закон, было бы достаточно пожертвовать неимущим средства, на которые они смогут приобрести зерно или готовую муку для выпечки мацы, но, согласно обычаю, следует лично потрудиться и приобрести для них зерно или муку. На это некоторые задают вопрос: «А не лучше ли дать нуждающемуся деньги, а он уж сам решит, что ему важнее приобрести на праздник?» Другими словами, почему бы не оставить все в той форме, как это предписывает буква закона, и не изобретать обычай, даже если в определенных случаях это экономит силы и время получающих муку. Этому есть несколько объяснений, но ограничимся двумя. Во-первых, подарив неимущему человеку муку, можно быть более уверенным, что он исполнит заповедь Торы есть мацу в ночь пасхального Седера, а не потратит деньги на другие цели, например, на возвращение долгов. Во-вторых, человек привыкнет давать определенную сумму, а цена на муку может подняться, и на эту сумму неимущий уже не сможет приобрести достаточно. Согласно второму объяснению, нет проблемы давать нуждающимся деньги, но сумма должна регулироваться состоянием рыночных цен.

Особенность помощи неимущим в канун Песаха

Необходимо стараться, чтобы неимущие могли достойно отмечать не только праздник Песах, но и другие праздники. Рамбам (там же, «Илхот Йом Тов», 6:18) пишет, что тот, кто сам веселится во время праздника, вкусно ест и сладко пьет, но не заботится о неимущих, чтобы и у них было хотя бы самое необходимое на праздник, — не исполняет заповедь радоваться в праздники, а лишь радуется по поводу сытости желудка. В книге «Мишна Брура» (529:17) приведены места из «Зоара» с рассказом о наказании для тех, кто не заботится, чтобы у бедных было, что есть и пить в праздники.

Все же в отношении обеспечения неимущих в Песах существует специальная обязанность, ибо в праздник выхода из египетского рабства мы все в особенной мере должны почувствовать себя свободными людьми. Не почетно по отношению к Творцу допустить, чтобы его неимущие дети в этот праздник страдали от голода. Еще одна причина особой обязанности помогать неимущим в канун праздника Песах по сравнению с другими праздниками: в пасхальную неделю квасное есть запрещено. Поэтому, чтобы у неимущих была еда, их необходимо обеспечить тем, что они смогут готовить в эти дни («Шаар а-Циюн», 429:10).

Каким образом исполняется заповедь?

В прошлом было принято исполнять в канун Песаха обычай кимха де-Писха посредством муки. Тому, у кого не было возможности испечь из этой муки, дополнительно жертвовали некоторую сумму денег – стоимость выпечки («Мишна Брура», там же, п. 4). Наш учитель рав Аарон Лейб Штейнман рассказывал, что в первые годы его нахождения в Святой Земле многие евреи продолжали исполнять этот обычай так, как он делали это в диаспоре. Они жертвовали неимущим либо муку, либо часть той мацы, которую они приобретали или выпекали для исполнения заповеди в ночь пасхального Седера («Ка-Аяль Таарог», «Иньяней Песах», стр. 3). В наше время, когда обычно мацу не пекут в одиночку (ее либо покупают, либо пекут в группе с другими людьми), предпочтительней передать нуждающемуся деньги для приобретения мацы, а лучше – немного больше, чтобы тот мог приобрести и другие необходимые для праздника продукты и одежду. Обеспечение неимущих мукой или готовой мацой, которой им хватит на весь Песах – это минимальная обязанность, которая возложена на каждого человека. По возможности каждый должен постараться дать больше – такую сумму, которую позволяет его материальное положение («Хут Шани», «Песах», стр. 51).

Организации, ответственные за распределение материальной помощи неимущим, должны постараться обеспечить их вином или виноградным соком для исполнения заповеди четырех бокалов в ночь Седера («Мишна Брура», 472:42). По большому счету, человек исполняет обязанность оказания помощи неимущим в канун Песаха, как жертвуя им муку или деньги для покупки мацы или муки, так и снабжая их всем, что требуется для праздника: любыми продуктами питания, одеждой, обувью и т. п. («Алихот Шломо», «Песах», стр. 31).

Фраза, которую мы произносим в пасхальной Агаде — «Всякий, кто беден, пусть придет и поест, всякий нуждающийся пусть придет и отметит с нами Песах», — говорит о двух видах неимущих. Первый – тот, кому нечего есть. О таких мы говорим: «Пусть придет и поест». Второй вид – это тот, у которого еда есть, но недостает других вещей на праздник. Его мы приглашаем прийти и отметить с нами Песах («Шаарей Йамей а-Песах», стр. 11).

Деньги десятины (маасер)

Разрешено ли исполнить обязанность оказания помощи неимущим в канун Песаха за счет денег маасера – десятой доли от доходов, которую принято жертвовать на благие цели? Многие авторитетные законоучители нашего времени считают, что если человек даст неимущему на пасхальные расходы деньги, отделенные в качестве десятины, он исполняет обычай кимха де-Писха («Мааданей Шломо», стр. 137; «Хут Шани», «Песах», стр. 51). Согласно некоторым мнениям, в качестве специального пожертвования, которое принято делать в канун Песаха, следует дать небольшую сумму, не входящую в деньги десятины, а остальную предполагаемую сумму восполнить деньгами из маасера («Ашрей а-Иш», ч. 3, 50:13).

Кто обязан в заповеди?

Мудрецы Торы, которых обычно стараются освободить от всяческих налогов, также обязаны участвовать в предпасхальном сборе средств для неимущих («Мишна Брура», там же, п. 6).

Хотя по закону тот, кто сам лишен доходов, освобожден от обязанности давать цдаку (Рамо, «Йоре Деа», 251:3), тем не менее он обязан занять деньги, чтобы поучаствовать в заповеди помогать неимущим в канун Песаха («Мишнат Яавец», «Орах Хаим», п. 7). Дело в том, что помощь, оказываемая неимущим для нужд Песаха – не только цдака, но и исполнение заповеди радоваться в праздник, а также обеспечения неимущих ради исполнения заповедей Песаха.

Сколько обязаны давать?

Каждый обязан пожертвовать неимущим согласно своему материальному положению: чем богаче человек, тем больше («Мишна Брура», там же).

Важность исполнения обычая кимха де-Писха

Те, кто не исполняет заповедь помогать нуждающимся в канун Песаха, совершает прегрешение. Известно, что неимущие ждут и надеются на то, что им помогут. Необходимо передать им пожертвования, как только представляется такая возможность, чтобы предотвратить их переживания и дать им возможность успеть подготовиться к празднику должным образом. Желательно об этом позаботиться уже за 30 дней до наступления праздника (Маариль, лист 13, п. 7).

Послесловие

Сказали мудрецы: «В месяце Нисан мы были вызволены из египетского рабства, в месяце Нисан наступит и окончательное избавление, которого мы так ждем» (Рош а-Шана, 11а). Пишет Рамбам («Яд а-Хазака», «Илхот Матанот ле-Эвьеним», 10:1): «Окончательное избавление наступит не иначе, как в заслугу милосердия по отношению к неимущим, как сказано: “Цион будет спасен за счет милосердия, и изгнанные (вернутся) в заслугу пожертвований бедным” (Йешаяу 1:27)». Поэтому исполнение заповеди по оказанию материальной помощи неимущим особо важно в месяце Нисан.


http://www.beerot.ru/?p=50553