Зихру Торат Моше — 39 работ — Закон об отплывающем на корабле

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

525
на корабле

Закон об отплывающем на корабле

1. Моря и реки – это кармелит. А тот, кто плывет на корабле, – если полость корпуса корабля составляет в высоту как минимум десять «ладоней», это «частное владение» из Торы. А если так, то запрещено набирать с корабля воду из моря или реки, поскольку при этом вносят из кармелита в «частное владение». И также запрещено бросать что-либо с него в море. Но разрешено вылить воду на бортик корабля, а также положить на бортик то, что надо сбросить, хотя в силу этого оно упадет в море, – ведь это только следствие его действия.

Как же следует сделать, чтобы было разрешено набирать воду? Пусть сделает доску размером четыре «ладони» на четыре «ладони» и проделает в ней отверстие, и набирает через это отверстие.

А если от поверхности воды до борта корабля остается как минимум десять «ладоней», то в таком случае он вынужден, когда наполнит сосуд с водой, поднимать  его чуть выше борта корабля, а значит, он переносит с кармелита в «частное владение» или наоборот через «разрешенное место» (меком птур), ведь выше десяти «ладоней» от моря – это пространство «разрешенного места». И поэтому мудрецы облегчили, разрешив выставить за борт в качестве знака лишь небольшой выступ, и тогда разрешено набирать воду рядом с выступом.

2. Два корабля, принадлежащие одному человеку, и между ними есть четыре «ладони», составляющие размер кармелита, – если от воды до борта корабля менее десяти «ладоней», запрещено переносить с одного корабля на другой. И даже если между ними нет четырех «ладоней», запрещено, так как мы опасаемся, как бы они не отдалились друг от друга. Но если между ними нет четырех «ладоней» и они связаны вместе или они выше поверхности воды более, чем на десять «ладоней», – и даже если они принадлежат двум людям, которые «объединились», сделав «объединение дворов» (эрувей хацерот), – разрешено переносить с одного корабля на другой.

И также строения, которые есть на корабле, – должны сделать «объединение дворов», а если корабль принадлежит нееврею, то должны арендовать у нееврея его владения.

3. Когда путешествующие на корабле идут по нужде, они должны сесть в покатом месте, не достигающем в высоту десяти «ладоней», – а значит, оно считается «кармелитом», и он «выносит» из кармелита на кармелит.

4. Отплывающий на корабле и взошедший на него в канун Шабата, как будет объяснено далее, в пункте 9, – если он вообще не сходил с корабля и корабль отплыл в Шабат, – достигнув суши, приобретает там «швиту» (т.е. определенные «субботние границы») даже в сам Шабат. Ведь в сумерках на корабле он не приобрел «швиту», поскольку выше десяти «ладоней» от земли нет «субботних границ».

А если один раз на пути корабля попалось место, где вода не достигала глубины в десять «ладоней» от днища, находящийся на корабле приобрел в этом месте «швиту». И если он затем вышел вместе с кораблем за «субботние границы», то, поскольку он попал на корабль в канун Шабата, он вышел за «субботние границы» как бы неумышленно. И поэтому, если корабль прибыл в порт или в место, окруженное стенами, – или ему необходимо сойти с корабля по нужде или из-за дождя, или из-за жары, или ему нужно войти в город, или неевреи затащили его в город, – поскольку это место окружено стенами, ему разрешено ходить по всему городу. И таков же закон, если неевреи поместили его на другой корабль, – он может ходить по всему тому кораблю.

И даже если он вошел только в часть, присоединенную к городу (ибура шель ир), он как будто уже в городе.

И принято не выходить с корабля самому, но другой еврей говорит нееврею, чтобы тот вынес его (т.е. первого еврея) в город или на берег моря, в место высотой в десять «ладоней». А есть законоучителя, говорящие, что глубина гавани – это «перегородка».

5. Если он еще не отдалился на две тысячи «локтей» от места, где было менее десяти «ладоней» между дном моря и днищем корабля, и вошел в город, он подобен тому, кто шел внутри «субботних границ» и встретил город. Т.е. в таком случае есть разница, закончилось ли разрешенное для него расстояние в середине города или в конце города.

6. И если один раз сошел с корабля в Шабат, а значит, уже приобрел «швиту» в том месте, а затем возвратился и взошел на корабль, чтобы находиться на нем, но, не имея в виду отплыть, а капитан отплыл в Шабат, – он считается вышедшим за «субботние границы» неумышленно. Но если он взошел на корабль, имея в виду отплыть, считается, что он вышел за «субботние границы» умышленно, так как изначально запрещено отплывать в Шабат. Но, во всяком случае, ему разрешено, чтобы «опорожниться», зайти на маленькую лодку, прикрепленную к кораблю, а затем вернуться на большой корабль.

7. И независимо от того, сошел ли он один раз или нет, – поскольку он находился при наступлении Шабата на борту корабля, ему разрешено ходить по всему этому кораблю, даже когда тот стоит. Но только если средняя высота бортов корабля десять «ладоней» – несмотря на то, что в носовой части из-за наклона палубы нет десяти «ладоней».

Однако, если борта корабля ниже десяти «ладоней» или он ходит по плоту, на котором нет «перегородок», – тогда, пока он плывет по воде, разрешено ходить по всему пространству корабля или плота, так как он все время оказывается на других «четырех локтях» (ведь корабль постоянно переносит его с одного места на другое, и он нигде не приобретает определенных «четырех локтей»). Но когда корабль или плот стоит, можно пройти по нему только четыре «локтя».

8. Согласно закону, не отплывают на корабле в море менее, чем за три дня до Шабата, т.е. со среды и далее. Ведь в первые три дня обычно страдают от морской болезни, как написано: «Кружатся и качаются они, словно пьяные» (Теилим, 107:27), – и получается, что они упускают выполнение заповеди наслаждаться Шабатом. Если же он плывет ради дела, связанного с выполнением заповеди, разрешено отплыть даже перед Шабатом, так как занятый выполнением заповеди, освобожден от другой заповеди. Но, во всяком случае, даже отплывающий ради дела, связанного с выполнением заповеди, пусть договорится с неевреем, чтобы плавание прервалось на Шабат. Однако если невозможно с ним договориться, следует положиться на законоучителей, разрешающих отплывать на корабле и без этого условия.

А поскольку люди считают любое дело связанным с выполнением заповеди, – кроме разве только развлекательной поездки, – принято отправляться в плавание даже в Шабат. И хотя они выходят за «субботние границы» – согласно закону, нет «субботних границ» в воде, на высоте более десяти «ладоней» от дна, так как это пространство не подобно стану в пустыне Синай, как я разъясняю в книге «Жизнь человека» (Хаей Адам), а также в следующем пункте этой главы.

Но на реках, где не бывает морской болезни, разрешено отплывать даже в канун Шабата. И даже если сомневаются, достигает ли глубина воды десяти «ладоней», – а если так, то, возможно, есть запрет, связанный с «субботними границами», – и в таком случае разрешено. Ведь «субботние границы» – установление мудрецов, и при сомнении облегчают. И даже если скот тянет корабль, разрешено, поскольку в данном случае нет опасения, как бы он не сорвал ветку, чтобы погонять скот – ведь животные идут далеко от него.

Однако, когда он знает наверняка, что вода не достигает в глубину десяти «ладоней» или корабль погружен в воду так, что от его днища до дна реки менее десяти «ладоней», – а значит, есть запрет, связанный с «субботними границами», – или известно, что еврею придется выполнять работу в Шабат, тогда запрещено отплывать со среды и далее, поскольку со среды называется «перед Шабатом». Ведь, когда он отплывает «перед Шабатом», получается, что он отплывает как бы на условии, что осквернит Шабат. Но во вторник разрешено, так как это называется «после Шабата», а значит, он начинает плавание разрешенным образом. И если для сохранения жизни он будет вынужден совершать работу в Шабат, это подобно любой ситуации, когда существует сомнение, связанное с угрозой жизни (сфек нефашот), и это разрешено.

И когда достигают места, где глубина менее десяти «ладоней», – если возможно выйти, то следует устрожить и выйти.

9. В тех случаях, когда разрешено отплыть в канун Шабата, тем не менее, существует запрет «плавать на судне». Но поскольку он вошел на корабль в канун Шабата и не выходил оттуда, разрешено отплывать даже в Шабат, так как это – как его дом.

А если он хочет ночевать в своем доме, то принято заходить на корабль в канун Шабата и сидеть там до темноты, и сделать там кидуш, и немного поесть, чтобы быть там при наступлении Шабата и чтобы корабль рассматривался в качестве его дома. Но это не помогает приобрести «швиту» в отношении «субботних границ», поскольку корабль выше десяти «ладоней» от дна.

И все же, даже когда он и не сделал там кидуш, отплывать разрешено, если только он сидел там до темноты. Ему можно возвратиться домой, и поскольку он был на корабле в сумерках при наступлении Шабата, корабль считается как бы его домом – а значит, ему разрешено отплыть даже в Шабат.

Но если он не был там до темноты, запрещено заходить на корабль в Шабат. И даже если он приобрел «швиту» на одном корабле, запрещено заходить на другой корабль.


http://www.beerot.ru/?p=51259