«Ахиэзер» (Из предисловий к первому и второму тому)

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Озер Гродзенский

584
рав Хаим Озер Гродзенский

1922 г.

Грустные мысли овладевают сердцем: подходит ли нынешнее чрезвычайное время для того, чтобы выпускать в свет книги? Разве не скажут: народ Израиля тонет в море слёз, а вы поёте песню? Губители и разрушители, из нашей среды и извне, ведут подкоп под основы Торы; вооружённые ядом и взрывчаткой, они приходят, чтобы уничтожить всё здание Торы  – а вы идёте украшать его залы безделушками и цветами? Чертог Гсподний весь пылает, пламя охватило священный ковчег, скрижали и пергаментные свитки тонут в огне  – а вы занимаетесь украшательством?

Однако именно в этом и проявляется сила связи Израиля  – такого, каким он был издревле  – с его Бгом и с Торой Его! Во всех поколениях, во все эпохи и времена, даже когда острый меч занесён был над его головой, Тора Гспода была утехой его во всякий час! Даже во времена разрушения [Храма], когда само существование нашей нации было в опасности, и во времена, когда усилились цдуким [отрицавшие устную Тору – во времена Второго Храма], прушим [противостоявшие им] не отвлекались ни на миг от Торы Израиля. Город Явне с его мудрецами  – оставшимися [из всех мудрецов] Израиля  – был драгоценностью, спасённой из огня, светившей, как облачный столп, Израилю в его изгнании; они сохранили и передали дальше и письменную Тору, и устное предание. Нашими учителями в земле Израиля и в Вавилоне были завершены книги Талмуда  – Мишна и Гемара, в которых собрана вся традиция наших отцов, основы Торы и знание путей её; там сокрыт свет и всё звёздное сияние, из них взрастает дух Израиля… И всюду, куда бы ни шёл Израиль с посохом странника; всюду, куда бы ни был изгнан – было с ним Бжественное Присутствие, и там подготовлял он место шатру Учения Торы. Со дня изгнания Израиля с его земли не прерывалась цепочка передачи [Торы], безбрежной, как море  – от гаонов, объяснявших [устную традицию], до поским [устанавливающих закон], первых и последних  – тех, которые даже во времена запретов [на соблюдение и изучение Торы], враждебных постановлений, преследований и скитаний самоотверженно трудились, чтобы заложить фундамент познания Торы. Так было отстроено их руками древнее здание Торы Израиля, и таким путём была им дана возможность обрести свой путь в глубины её; гиганты позволили карликам влезть себе на плечи, чтобы в каждом поколении укреплять это величественное здание, прекрасное в своей святости  – здание, которое никакой инструмент, занесённый над ним, не способен лишить чистоты.

И было изучение Торы для тех, кто удостоился этого, эликсиром жизни, а углубление и проникновение в пути учения  – источником живой воды; каждая ешива  – крепость еврейства, а распространение изучения Торы  – щит перед карами [небесными] и заслон перед заблудшими и вводящими в заблуждение других. Тора и свет, заключённый в ней, изменяют человека к лучшему; она защищала нас, помогла нам сохранить себя до сегодняшнего дня и не раствориться между народами.

Чудесное зрелище довелось увидеть нам и в наши дни. Во время страшной войны, в условиях оккупации и изгнания, когда народ Израиля скитался, оставив районы прежнего своего проживания, и вместе с ним  – ешивы, в Литве и в Замоте [в Польше]  – во всяком месте, где устраивалось какое-то поселение, взоры устремлялись к Дому Гсподнему [месту молитвы и учёбы], к тому, что является сердцем народа нашего. Дух Торы и заповедей  – душа народа  – собирал людей вместе; и даже там [в скитаниях] вечный светильник не прекращал светить, и братья наши всюду, где они были, старались изо всех сил укрепить Тору и ешивы. Только по причинам, связанным с историческими событиями, с революцией в России и на Украине, не смогли они удержать и закрепить там достигнутое. И тогда они вернулись в родные места, и Тора вернулась в обитель свою. И радуется сердце, когда слышишь голос Торы, раздающийся в ешивах в наших местах [в Польше и Литве], во все времена бывших центром Торы и еврейской жизни.

Но с особой силой проявился характер нашего народа, чистота его, дух Израиля, сияющий светом Торы и любовью к добрым делам, в наших братьях  – уроженцах наших мест, проживающих ныне за морями, в Америке и в других странах. Наряду с их великими деяниями на благо многих и многих тысяч братьев, ограбленных и терзаемых в местах их рассеяния, деяниями во имя того, чтобы спасти, оживить и избавить их от мук голода, они приложили свою руку также и к тому, чтобы укрепить духовные основы нашего народа. Благодаря помощи братьев, родных нам по духу [в понимании важности Торы], провидением Бжественным направленным за океан, удалось возобновить достойное, как в прежние времена, финансирование учреждений Торы, обновить облик хедеров и ешив, вернув им их прежнее великолепие, и в них произрастают знатоки Торы  – будущих светочи Израиля. Будем же надеяться, что родник, вытекающий из Святая святых  – Тора жизни  – сделается постоянным, и поднимутся воды его, и разольются по новым руслам, и вновь оживлять будут народ бесчисленный, и осуществятся слова пророка [Моше] о том, что «не забудется [Тора] в устах потомков его [Израиля]» (Дварим, 31:21), и слово Гспода осуществится навеки!

Ожидающий избавления средь узников надежды

Адар 5682 (1922) г., Вильно

Хаим Озер Гродзенский.

1939 г.

…И действительно, пришло время, о котором сказано: «Время действовать ради Гспода: нарушили Тору Твою» (Теилим, 119:126), и сколь же тяжела в этот великий час ответственность каждого, кто может что-то сделать! В каком страшном положении пребывает наш народ! Не было подобного даже во времена средневековья! Все земли рассеяния нашего пылают в огне, дома учения и свитки Торы сжигалются публично, тяжкие постановления издаются нашими врагами вновь и вновь, чтобы оторвать нас от нашей святой веры… Общины Израиля, большие и важные, сорваны со своих мест, и ворота государств закрываются перед ними… Носимые по волнам морским  – в то время как десятки тысяч семей скитаются по суше меж волн ненависти, затопляющих всё и грозно бурлящих… Стали мы мишенью для насмешек и поношения, опозорены и попраны; и также свет, светивший нам с востока, с земли нашей желанной, Святой земли, да будет она отстроена вскоре, застлан тяжёлой тучей  – не знаем, что принесёт нам [новый] день… Многие беды обступают нас, резня и убийства, изгнания и скитания, и весь народ Израиля тонет в потоках и реках крови, в море слёз ограбленных и гонимых.

А ведь в прежние времена, в средневековье и в дни бедствий 5408 (1648) г., когда потомство Израиля верило полной верой в Гспода и Его Тору, в то, что Бг Израиля не бросит и не оставит Свой народ, их вера дала им силу и мужество терпеть ужасы бедствий, чинимых тиранами; более того, ими были построены большие центры Торы, как сказали наши мудрецы: «Во всякое место, куда шли [сыны Израиля] в изгнание, уходило с ними Бжественное присутствие» (см. Раши, Кидушин, 72а, начальные слова «Вехулан лифсоль»). Ныне, увы, из-за многих наших грехов ослабла вера; в западных странах пустил корни реформизм  – уже на протяжении нескольких поколений. Многие дошли таким путём до настоящей ассимиляции – и оттуда изошло ныне зло, чтобы преследовать их с яростью, уничтожить их и сжить их со свету. Яд ненависти к нашим братьям, сынам Израиля, распространился из-за них по другим странам, и также в странах Востока умножились заблудшие и вводящие в заблуждение других; лишённые веры, укрепились они на земле, чтобы сбивать многих сынов Израиля с путей Торы. И ещё более того сделала часть народа, публично оскверняя национальные святыни. Они не устояли в испытании и пробили брешь в святости субботы, которая является основой всей Торы; они осквернили свои души, потребляя в пищу [мясо, определяемое Торой как] падаль и растерзанное – по вине многочисленных [недобросовестных] людей, вводящих в грех других, и таким образом нарушили повеление: «Святыми людьми будете Мне, и мясо в поле, растерзанное [зверем], не ешьте … » (Шмот, 22:30). И также в сфере святости семейной жизни умножились в Израиле трещины и проломы. Но при всём этом не дошло ещё до сознания народа, что всё это значит, и из-за чего мы так преследуемы! Народ поражён слепотой, и дрогнуло всякое сердце, и обессилела всякая рука, и иссякли силы терпеть бремя изгнания и бедствий, усиливающихся от часа к часу с гневом и яростью великой – так, что нет дня, который проклятием своим не превосходил бы предыдущий.

Но при всём этом – не дай нам Бг отчаиваться! Наш долг – вернуться к Гсподу всем сердцем, как сказано: «В беде своей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, возвратишься ты к Гсподу, Бгу твоему … » (Дварим,  4:30). И мы обязаны прилагать усилия, пробуждаться, укрепляться, и укреплять наших братьев действием и делом, обращаться доходчиво к сердцам угнетённым, к изгнанникам и преследуемым, давать им силы словами утешения, пробуждать их удручённый дух. На людей, великих в Торе и Бгобоязненности, отличённых достоинствами и духовной высотой, возлагается обязанность стоять на страже в делах, связанных с основами Торы, и говорить неустанно, укрепляя руки ослабевших, чтобы они смогли устоять в испытании и полагаться на Гспода, веря, что в глубинах бедствия изыщет Он избавление и облегчение.

Следует понимать, что корень болезни – в разнузданном воспитании, которое молодое поколение получает в «свободных» [нерелигиозных] школах, без Торы и без веры; из-за него усиливаются невежество и грубость, распущенность и вседозволенность. И потому необходима огромная работа по возрождению и укреплению воспитания в духе Торы, его совершенствованию; эта работа должна стать во главу угла и находиться в центре всей нашей деятельности. Наш святой долг – основать школы с религиозным воспитанием и изучением Гемары в каждой общине, в каждом городе и деревне, в земле Израиля и за её пределами. Школы с квалифицированными учителями, соблюдающими Тору и заповеди, чтобы растить и воспитывать учащихся в духе Торы и в страхе перед Бгом, так, чтобы и в старости не свернули они с верного пути. На нас лежит обязанность распространять изучение Торы среди многих, в домах молитвы и в домах учения, организовать там постоянные занятия, вечерние уроки для рабочих и для молодёжи; ведь достаточно бывает немного света, чтобы разогнать много тьмы.

Особое внимание мы должны обратить на то, чтобы укреплять ешивы, большие и малые; ведь они – крепость иудаизма, установление древнее, существующее из поколения в поколение; из них исходили Тора и свет во всех местах рассеяния Израиля, чтобы озарить тьму изгнания. И также ныне ешивы в Польше и Литве и др. – это духовный центр и маяк народа Израиля. Их замечательные ученики, самоотверженно изучающие Тору – это передовая часть нашего народа, герои Торы, несущие свет повсюду, подобно факелу, и их руками отстроится и упрочится община Израиля.

Если мы возьмёмся в полную силу укреплять изучение Торы и соблюдение заповедей, то сможем надеяться, что нам удастся закрыть проломы и сохранить святость Израиля во всех аспектах и во всей чистоте её, какой была она прежде и всегда, возвеличить Тору и дать ей мощь; Гсподь поторопится принести нам облегчение и спасение, соберёт изгнанников с краёв земли, и в скором времени осуществит нам сказанное: «Ибо из Сиона выйдет Тора, и слово Гспода – из Иерусалима» (Йешаяу, 2:3).

Скорбящий о бедах народа своего и ожидающий избавления, в 3-й день сивана, месяца, в котором была дана Тора и свет, и был свет у сынов Израиля во всех местах поселения их.

6599 (1939) г., Вильно.

Хаим Озер Гродзенский.

Перевод – рав П. Перлов, из брошюры «Древо Жизни», издательство «Тора Лишма»


http://www.beerot.ru/?p=51286