Тшува и Йом Кипур

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

688

Существует заповедь (она учится из стиха в книге Ваикра, 23:32) делать праздничную трапезу накануне Йом Кипура, которая засчитывается нам, как день поста. Рабейну Йона объясняет, что этой трапезой мы выражаем радость от прихода Йом Кипура.

Здесь мы видим очевидное противоречие: с одной стороны, мы дрожим уже с начала месяца Элуль, а с другой стороны, Йом Кипур – это день радости?

Постараемся прояснить это противоречие. Мишна в трактате Таанит говорит: «Сказал Раббан Шимон бен Гамлиэль: не было таких праздничных дней у Израиля, как 15 Ава и Йом Кипур». И наши мудрецы объясняют (Таанит, 30б): «Йом а-Кипурим – день прощения наших грехов и день, когда были даны вторые скрижали завета».

Как в сравнении с такими праздниками, как Песах, Суккот и Шавуот, в которые мы радуемся и душой и телом, можно назвать Йом Кипур радостным и праздничным днем?

Объясним, что мешает нам это понять. В поколении пророка Ирмияу народ не верил, что возможна тшува. Наши учителя объясняют, что они понимали глубину греха, его разрушающую силу. Нам же все видится очень простым: раскайся, скажи видуй – и нет греха. Но можно ли представить, что профессиональный убийца сделает тшуву? Приведем в пример сказанное Каину (Берейшит, 4:10): «Кровь твоего брата взывает ко Мне из земли». Как же это можно исправить?

Мы не понимаем, что осквернение Шаббата подобно убийству, то есть наши грехи оставляют тяжелейший след в мире. Для того, кто не понимает тяжесть греха, тшува – это просто! Но тот, кто понимает тяжесть грехов, может отчаяться от совершения тшувы.

Тем не менее, нам дано обещание, что есть возможность раскаяться даже в очень тяжелых грехах. Учат наши мудрецы в трактате Недарим (39б), что одна из семи вещей, которые Всевышний создал еще до сотворения мира, – это тшува. То есть, еще до создания самого человека и всего мира была создана возможность исправления с помощью тшувы.

В трактате Эрувин (18б) приводится, что уже первый человек раскаивался в своем грехе – на протяжении 130 лет он постился и не приближался к жене. Также Каин делал тшуву в том, что убил своего брата. Но они не удостоились вернуться на свой уровень до греха. Первым же, кто полностью вернулся, был царь Давид. Отсюда мы понимаем, что очень непросто сделать полноценную тшуву, т. е. вернуться на уровень до греха.

Теперь мы можем понять, какой величайший дар дал нам Всевышний в Йом Кипур. Йом Кипур заповедан нам следующими словами (Ваикра, 16:30): «В этот день искупит (йехапер) вас, чтобы сделать вас чистыми». Капара (искупление) – это очищение от греха. Всевышний установил, что один день в году у нас есть возможность полностью очиститься, снять с себя все грехи. Более того, по мнению Рабби (рабби Йеhуда а-Наси) в трактате Йома (85б), Йом Кипур очищает человека даже без тшувы. И даже спорящие с ним мудрецы согласны, что во времена Храма с помощью Сеир а-Мишталеах (козел отпущения – жертва, которая сбрасывалась в пропасть к Азазелю, тем самым искупая грехи всего народа) очищался весь еврейский народ от всех легких грехов (заповеди, за которые не полагается ни отсечение души – карет, ни смерть по приговору суда). Это мнение мудрецов приводит Рамбам в первой главе Законов о Раскаянии. Отсюда становится ясно: достоинство этого дня в том, что нас очищают, даже когда мы не полностью этого достойны.

Но в продолжение этой темы Рамбам пишет: «После того, как был разрушен Храм, все зависит только от тшувы». И поэтому сегодня наша работа заключается в следующем: первое – раскаяться в грехе и исправить все, что мы можем исправить, второе – сделать все возможное, чтобы больше не грешить, третье – признать грех перед Всевышним словами (видуй).

Но если вдуматься, даже пройдя все эти этапы, невозможно полностью вернуться в состояние до греха. И тут наступает очередь того, что называется капара (очищение). Об этом мы говорим в молитве Йом Кипура: «Прости нас, отпусти грехи наши, очисть нас!» (Слах Лану, Мхаль Лану, Капер Лану). Это три уровня прощения – от простого к самому полному.

Всевышний дал нам необыкновенный подарок – с помощью тшувы с человека не просто снимаются его грехи, а дается возможность вернуться к близости к Творцу, как до греха. И в этом – уникальное величие Йом Кипура.

Если обратить внимание, то можно заметить, что к Йом Кипуру мы приходим очень уставшие, а после него получаем новые силы. Это усталость души от многочисленных грехов, темные пятна на душе. Если же в этот день мы делаем все, что от нас требуется, то удостаиваемся очищения от Всевышнего. И об этом говорится в приведенном выше отрывке из трактата Таанит: Йом Кипур – один из двух лучших дней в году, потому что в этот день прощаются наши грехи.

Но есть еще вторая сторона этого дня – в Йом Кипур были даны вторые скрижали завета. Разница между первыми и вторыми скрижалями в том, что первые Моше Рабейну получил от Всевышнего, а вторые ему было заповедано сделать самому. И поэтому есть особое достоинство у вторых скрижалей – была подготовка с нашей стороны. Мы получили их после полноценной тшувы – сорок дней от начала месяца Элуль наш народ находился в состоянии поста и молитвы, и Всевышний простил нам грех Золотого Тельца.

Из этого мы видим, что грех отдаляет нас от Торы, и, чтобы удостоиться Торы заново, необходимо подготовиться – очистить себя. Поэтому после Йом Кипура мы снова достойны получить Тору. Об этом говорит царь Давид (Теилим, 51): «Чистое сердце сотвори мне, Всесильный, новый дух обнови в моем сердце». Когда есть чистое сердце, появляется истинный дух.

С другой стороны, когда человек самоотверженно занимается Торой, то в этом и есть залог прощения его грехов, как говорит Рабейну Йона.

Сегодня мы должны готовиться к Йом Кипуру – исправляться, думать, как нам очиститься, что можно улучшить, устыдиться своих грехов и признать их перед Всевышним. Но надо знать, что живительная сила нашей тшувы зависит от того, как мы выходим из Йом Кипура, крепко ли держимся за заново приобретенные скрижали завета. Всевышний очищает и обновляет наши сердца, дает нам новый дух. Мы завершаем годичный цикл чтения Торы в Симхат Тора. Невозможно придти к истинному веселью в Симхат Тора без возвращения и очищения в дни Трепета, и в особенности в Йом Кипур. Мы завершаем годовой цикл чтения Торы обновленными и очищенными. Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора – это логическое продолжение дней тшувы, но не тшувы из-за страха и трепета, а тшува ми аава – тшувы из любви к Всевышнему. По завершению праздников мы начинаем чтение Торы заново. Мы заново обрели скрижали Завета, но истинное обретение их зависит от того, насколько мы приняли на себя бремя труда над Торой.

Подготовила – Л. Закс.


http://www.beerot.ru/?p=51512