Законы шаатнеза

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

909
женскую одежду

Сказано в Торе (Ваикра, 19:19): «И одежды, сделанной из шаатнеза, да не будет на тебе». И еще сказано (Дварим, 22:11): «Не надевай шаатнез – шерсть со льном вместе». В этих предложениях Писание запрещает евреям носить или даже просто накидывать на себя любую одежду, в которую входят одновременно шерсть и лен.

В Торе перечислено несколько разновидностей смешений, которые запрещены. Мясо с молоком, засевание несколькими сельскохозяйственными культурами одного участка земли, посадка зерен на участке, где растет виноград. Нельзя скрещивать животных и растения разных видов. Запрещено пахать, если в плуг одновременно запряжены бык и осел. Написано в книге «Зоар»: «…Смешивая отдельные виды, человек подрывает силу свиты верховного Царя. Это смешение является вмешательством в четкий порядок высших сил и умаляет величие Царя всех царей». Великий каббалист Менахем Реканати пишет, что шаатнез – это сочетание двух слов: «сатан» (в переводе не нуждается) и «эз» (аз) – «напористый, мощный». То есть это та мощная сила нечистоты, которая не дает молитве быть услышанной. И так об этом говорится в книге «Драшот», которую написал рабби Йехезкель Сегаль Ландау, автор книг «Нода би-Йеуда» и «Циюн ле-Нефеш Хая» («ЦЛаХ»): «Если человек надевает одежду, содержащую шаатнез, в течение одного дня, то его молитвы не достигают небес 40 дней». Великий знаток Торы, Рабейну Бахья пишет, что соблюдение заповедей о разделении различных видов несет в мир благополучие и дружбу, а нарушение этих запретов приводит к распрям. И когда Тора говорит: «И шаатнеза да не будет на тебе», то следует понимать это, как «злой силой не будешь ты опутан». «Долголетие, благополучие и успех и в этом, и в будущем мире ждут того, кто не нарушит этот запрет», – говорится в книге «Пней закен», – «и также человек этот воспитает достойное потомство».

Коснемся вкратце некоторых аспектов и законов, связанных с запретом на шаатнез. Шаатнез – это смесь шерсти и льна. Причем шерсть, о которой идет речь в связи с данным запретом, – это исключительно овечья шерсть (неважно, самцов или самок), поэтому смесь льняной нити с любой другой шерстью разрешена: с верблюжьей, козьей, заячьей и т.п. Любой вид нитей, кроме шерстяной, которую смешали с льняной, также не запрещен. Существует несколько мнений среди раввинов о том, каким образом должны быть смешаны нити между собой, чтобы произошло нарушение Торы. Но, подведя итоги споров, можно заключить, что Тора или специальные постановления мудрецов запрещают следующие соединения шерсти и льна:

1) ткань, в которую одновременно входят шерсть и лен, причем одна нить льна запрещает всю шерсть, а одна шерстяная нитка делает всю льняную одежду непригодной для использования;

2) два вида материи – шерсть и лен, которые соединены вместе любым способом: сшиты, склеены, скреплены булавкой и т.д.;

3) шерсть, присоединенная к какому-либо материалу, а он, в свою очередь, присоединен ко льну;

4) если шерсть и лен связаны одним узлом, и в случае, когда они лежат в одной упаковке и связаны так, что невозможно вынуть один из них, не развязывая узла, и тем более, если шерстяную и льняную нити связали вместе.

Нарушение происходит все время, пока одежда, содержащая шаатнез, находится на человеке. В случае, если обнаружилось, что одежда содержит шаатнез, ее необходимо немедленно снять, даже если это произошло в общественном месте. Несмотря на то, что сегодня очень распространено использование синтетических волокон, таких, как вискоза, акрил, полиэстер и др., тем не менее, во всем мире используют шерсть, лен, а также и их смесь. Согласно статистике, от 60 до 70% одежды в западной Европе содержит шаатнез. В Австралии и ЮАР – это 55%, 30-40% в Восточной Европе и около 25% – в США. В Израиле количество одежды, содержащей шаатнез, составляет 15%. Мужские костюмы, изготовленные в Италии и Германии, в 90 случаях из 100 содержат шаатнез.

Льняная нить из-за своей высокой прочности часто используется в подшивке, креплении пуговиц, молний и крючков, в подкладках и т.д. По свидетельству специалистов, в пиджаке (мужском или женском) есть 52 места, в которых может встретиться шаатнез, а в брюках их, как минимум, 15. Определить наличие шаатнеза по внешнему виду вещи не представляется возможным. Поэтому необходимо воспользоваться услугами специальной лаборатории, которая осуществляет эту весьма сложную и многоплановую проверку, включающую в себя также и химический анализ. Человек, осуществляющий подобную проверку, должен пройти специальную подготовку. И нельзя полагаться в этом вопросе на мнение портного, и, тем более, продавца. Специальные нашивки на одежде, на которых указан состав материала, не дают полной информации о составе ткани, из которой она пошита. И, тем более, там не указан список всех компонентов, с помощью которых эту вещь изготовили, таких, как подшивка, нить, которой пришивали пуговицы и подкладки, наплечники и т.д. Согласно установленным правилам, наименование материала, содержание которого в основе ткани составляет меньше 5 % от общего количества, производитель вообще не обязан сообщать потребителю.

Торой запрещено носить одежду, содержащую шаатнез, укутываться в нее, накрываться ею или набрасывать ее сверху. Специальным постановлением мудрецов было запрещено пользоваться постельным бельем, коврами, полотенцами, занавесями и матрацами, в которые входит шаатнез.

Перед тем, как надеть ту или иную одежду или начать пользоваться теми предметами обихода, в которых может встретиться шаатнез, необходимо быть уверенным в их кашерности. Иногда на одежде и предметах обихода есть специальное удостоверение о том, что оно прошли проверку на шаатнез. Это широко распространено в местах, где живут религиозные евреи. Нужно только знать, что удостоверение не поддельное, и что его выдала авторитетная организация, на которую можно положиться. Если такого удостоверения нет, то одежду или вещь, в которой может быть подобная проблема, необходимо сдать в специальную лабораторию по выявлению шаатнеза. Приведем краткий перечень предметов, для которых необходима или желательна подобная проверка.

Необходимо проверять:

1) мужские и женские костюмы;

2) верхнюю одежду – шубу, пальто, куртки;

3) меховые шапки.

Желательно проверять:

1) свитера и кофты, в состав которых входит шерсть, а также, если на них есть вышивки и аппликация;

2) любую одежду из Восточной Европы, России и Украины;

3) отрезы ткани;

4) плотные шторы;

5) блузы, сорочки и рубашки с вышивкой;

6) халаты, в состав которых входит шерсть;

7) фуражки и кепки;

8) обувь, в состав которой входит шерсть, и которая прошита нитью;

9) домашние тапочки;

10) брюки, юбки и плащи с подкладкой;

11) шерстяные ковры и одеяла;

12) спальные мешки.

Нет надобности проверять:

1) сумки;

2) не шерстяные ковры;

3) автомобильные сидения;

4) современные матрасы;

5) кожаные ремни;

6) галстуки, подтяжки и носки;

7) обувь без швов;

8) пижаму, рубашки и сорочки, изготовленные из хлопка или синтетики – без вышивки;

9) перчатки;

10) свитера и кофты, полностью изготовленные из синтетической ткани;

11) белье;

12) тонкие занавески.

Гобелены могут иметь льняную основу и вышивку из шерстяных нитей. Если гобелен служит для украшения интерьера, то к нему не относится запрет шаатнеза. А если им пользуются в качестве постельного белья, подушек или покрывала, то его следует проверять.

Одежду, в которой есть шаатнез, запрещено примерять. Нарушение происходит мгновенно. Даже одежда, которая не соответствует размеру и росту – запрещена, если в ней есть шаатнез. Подобную одежду запрещено держать в доме, из-за опасения, что кто-то случайно может ее надеть. Вещи с шаатнезом разрешено продать нееврею, но только в случае, когда можно быть уверенным, что он, в свою очередь, не перепродаст ее еврею. Запрещено надевать детям одежду с шаатнезом, а также застилать детскую кроватку постельным бельем, содержащим шаатнез.

Многие раввины считают, что не следует одевать шерстяную одежду поверх льняной, и наоборот. В особенности, если невозможно снять нижнюю вещь, без того, чтобы пришлось снять и верхнюю. Например, если льняной пиджак надет поверх шерстяного свитера. О Хазон Ише рассказывают, что он не надевал шерстяные носки, в случае, когда его обувь была прошита льняной нитью.


http://www.beerot.ru/?p=51709