Истории рава Шалома Швадрона о Хазон Ише

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Швадрон

700

Изучение Торы меняет человека каждый день

Один талмид-хахам обратился к Хазон Ишу с вопросом: он дает ежедневный урок для работающих людей в Рамат-Гане. Но поскольку в тот день была особенно холодная, ветреная и дождливая погода, он сомневался, стоит ли туда ехать на этот раз. Хазон Иш спросил, сколько человек обычно участвует в уроке. Талмид-хахам ответил, что около десяти. Тогда Хазон Иш спросил, сколько из них, по его мнению, придут на урок в такую погоду. Тот ответил, что один точно придет, поскольку он живет рядом с синагогой.

На это Хазон Иш сказал, что если так, он должен дать урок даже для одного ученика, ибо заповедь изучения Торы – не такая, как другие заповеди. И не таков человек, учившийся в этот день, как тот, кто не учился – даже один урок делает его совсем другим человеком!

Советы Хазон Иша о почитании родителей

К Хазон Ишу обратился один аврех, который переселился в Землю Израиля и привез с собой свою пожилую мать – вдову. В его планы входило поселить ее в своем доме, чтобы постоянно заботиться о ней, и так выполнять заповедь почитания матери наилучшим образом.

Но Хазон Иш не поддержал это решение. Он сказал: это неправильно, так как, если сыну придется постоянно заботиться о матери самому и находиться с ней в тесном контакте, маловероятно, что в какой-то момент он не оступится и нечаянно не обидит ее. Таким образом, заслуга исполнения заповеди будет утеряна. В данном случае, продолжал Хазон Иш, правильнее будет найти для нее отдельное жилье и позаботиться обо всех ее нуждах, а также найти людей, которые смогут в этом помочь, даже за плату. Так и мать будет чувствовать себя комфортнее, и заповедь почитания родителей будет выполнена сыном в совершенстве.

***

В ешиву Поневеж пришел однажды юноша в страшном смятении. Он рассказал, что его родители старые и больные, и он живет с ними, чтобы заботиться о них, ест и спит там же. Он был уверен, что мясо, которое готовит его мать, режет местный шохет, известный своей Б-гобоязненностью. Но накануне он случайно заметил, как его мать отправляется на задний двор с ножом и отрубает голову петуху. Тогда юноша понял, что так она делала постоянно и, фактически, всегда кормила его трефой – некашерным мясом! В ужасе он убежал из дома и пришел в ешиву, чтобы спросить совета, как поступать дальше.

Один из учеников ешивы привел его к Хазон Ишу и рассказал о проблеме. Хазон Иш ответил: «Что вы хотите от меня услышать – что он должен уйти из дому и оставить больных родителей? Я не могу дать такой совет!»

Оба молодых человека вышли от рава и принялись обсуждать сказанное. Они пришли к выводу, что сыну лучше не возвращаться в родительский дом, но Хазон Иш не мог прямо сказать ему оставить родителей. Но тут их снова позвали к Хазон Ишу.

«Я имел в виду совсем не это, а то, что, несмотря на такие тяжелые обстоятельства, молодому человеку все же следует вернуться к родителям и продолжать заботиться о них, только теперь он должен проявлять особую бдительность, чтобы, не дай Б-г, не есть запрещенную пищу», объяснил мудрец.

 (Разумеется, оба совета были даны конкретным людям, в индивидуальных обстоятельствах; из данных решений нельзя делать выводы для других людей; каждый такой случай должен рассматриваться отдельно – прим. переводчика.)

Хазон Иш и медицина

Однажды рава Швадрона попросили обратиться к Хазон Ишу по поводу тяжелой ситуации. Беременная женщина страдала болезнью сердца, и врачи настаивали на прерывании беременности, объясняя это угрозой ее жизни. Рав Швадрон изложил суть проблемы Хазон Ишу и получил ответ: ничего не делать, Святой, Благословен Он, поможет, и все будет хорошо. Но семья не успокоилась и продолжала сомневаться – давление со стороны врачей было очень сильным.

В то время в город приехал рав Элияу Лупьян, и спросили также его. Он ответил, что если они послушаются Хазон Иша, им гарантировано, что все обойдется благополучно, а если не выполнят его указания, неизвестно, выживет ли женщина.

Но в конце концов семья не выдержала давления, и операция была сделана… После этого состояние больной резко ухудшилось. Рав Швадрон снова поехал к Хазон Ишу, но тот только горестно развел руками.

Вскоре женщина умерла…

***

В канун Рош а-Шана один мясник обслуживал покупателя и, разрезая мясо, поранил руку железным крюком. Раненая рука быстро распухла и посинела, и мясник испытывал сильнейшую боль, до такой степени, что не мог пойти в синагогу на вечернюю молитву Рош а-Шана.

Жена предложила ему: «Ты молишься в миньяне Хазон Иша, так пойди туда утром и покажи ему свою руку». Мясник так и сделал. Когда Хазон Иш увидел его распухшую руку, сказал ему немедленно ехать в больницу, но добавил, чтобы ни в коем случае не соглашался на ампутацию, а попросил сделать определенный укол и также ввести такое-то лекарство.

Мясник приехал в больницу, и сразу после проверки врачи однозначно постановили, что необходимо ампутировать больную руку, пока не началось общее заражение крови. Когда больной рассказал о постановлении Хазон Иша, врач спросил: «Зачем же ты сюда пришел? Мог бы спокойно умереть и дома…». Мясник настаивал на своем, и врачи удивлялись: какая связь между этим ранением и предложенным лекарством? Но поскольку он продолжал настаивать, согласились. Уже через день опухоль спала. Мясник хотел вернуться домой, но Хазон Иш потребовал от него остаться в больнице до окончания праздника Суккот.

Когда прошел Суккот, мясник выписался из больницы и пришел к Хазон Ишу – ему хотелось узнать, что же именно произошло. Хазон Иш ответил: «Я знал, что у Вас диабет, и что воспаление в руке связано с ним, а не с ранением, поэтому и сказал лечить диабет…»

Рассказывая эту историю раву Швадрону, мясник добавил, что, по его мнению, Хазон Иш просто не хотел признаваться, что в его заслугу произошло чудо, потому и говорил про диабет…

Перевод – М. Климовская.


http://www.beerot.ru/?p=51719