Леках Тов — Микец — Ибо Он сказал – и сбылось

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1323
книга рут с комментарием

Недельная глава Микец

«И было, по истечении двух лет, и снился сон фараону …» (Берешит, 41:1).
Конец заточения Йосефа и сон фараона, казалось бы, не имеют отношения друг к другу, за исключением того, что они совпали во времени. И, если так, почему Тора говорит о них в одном стихе: «И было, по истечении двух лет (заключения Йосефа) – и снился сон фараону»?
Рав Йосеф Дов Соловейчик [автор респонсы «Бейт а-Леви»] говорит, что во всем происходящем в мире можно найти причину и следствие. Другими словами, существует причина, обуславливающая нечто, и следствие из этой причины. Зачастую, однако, непросто разобраться в том, что является причиной, а что – следствием. Многие заблуждаются в этом. Например, если некто вложил деньги в определенное дело и получил хорошую прибыль, человеческий разум полагает, что капиталовложение послужило причиной прибыли. На самом же деле, это мнение ошибочно. Не бизнес принес прибыль. На Небесах было решено, что такой-то должен заработать. И поэтому с Небес было определено, чтобы события в нашем мире развивались так, что он вложит свои деньги в прибыльное дело. Выходит, что действительность совсем не такова, как кажется людям. Не бизнес – причина, а прибыль – следствие, а наоборот. Прибыль, определенная на небесах – причина, а успех предприятия – следствие.
Так же случилось и с Йосефом. Мидраш (Берешит Раба, 9) говорит: «И было, по истечении двух лет, и снился сон фараону» – об этом сказано (Ийов, 28): «Конец положил тьме» – конец положил пребыванию Йосефа в тюрьме. И когда пришел конец – «снился сон фараону». Руководствуясь человеческим разумом, можно и здесь ошибиться, подумав, что сон фараона – причина освобождения Йосефа. Мидраш говорит нам, что, напротив, сон фараона был изначально предназначен Всевышним, чтобы послужить освобождению Йосефа из тюрьмы. Поэтому и сон не приснился фараону прежде, чем наступило время, когда «конец положил тьме» – конец пребывания Йосефа в тюрьме. Как только пробил час – «и снился сон фараону». Теперь понятен и порядок событий, о которых говорит стих, и связь между ними. Когда пришел конец двух лет заключения Йосефа – пришло и время, когда «снился сон фараону».
О сказанном здесь Хафец Хаим приводил притчу. Представим себе человека, в первый раз в жизни оказавшегося на железнодорожной станции. Он видит, что незадолго до отправления поезда некто свистит в свисток. Сразу же за этим множество людей спешат к вагонам. Немного погодя раздается второй свисток и теперь уже торопятся и те, кто прежде не спешил. Все знают, что еще чуть-чуть, и поезд тронется. С третьим свистком все уже на своих местах, и поезд отправляется, не ожидая больше никого, даже самого почтенного господина.
Тот, кто наблюдает за происходящим впервые, преисполняется почтением к человеку со свистком. Очевидно, что он и есть тот, кто управляет движением поездов. Несомненно, что он определяет расписание. Поезда выходят в путь и останавливаются по его приказу. Наш пассажир, осознав это, обращается к человеку со свистком и с уважением, подобающим руководителю крупной компании, задает тому вопросы о порядке работы железных дорог. Человек со свистком не понимает, чем вызвано столь почтительное к нему обращение. Ему никогда еще не выказывали такого почета и никогда не задавали вопросов, на которые может ответить только начальник железной дороги. Он обращается к нашему пассажиру и советует задать свои вопросы начальнику. «Разве не вы, почтеннейший, управляете здесь всем?!» – спрашивает удивленный пассажир. Человек со свистком не может сдержать смеха. «Я – только простой служащий», говорит он, – «и только исполняю приказы. Начальник железной дороги не бегает по перрону со свистком. Он сидит в кабинете наверху и оттуда выдает распоряжения своим работникам. Мы – только исполнители».
Подобно этому пассажиру – говорит Хафец Хаим – заблуждается большинство людей, полагая, что причины происходящего в мире ясны и понятны. Но на самом деле это ошибка. Причина всему – сокровенная воля Всевышнего, нисходящая свыше и скрытая ото всех. То, что обычно кажется людям причиной – в действительности лишь следствие другой причины, определенной Всевышним. «Человек со свистком» только исполняет указания начальства.
Хафец Хаим приводил от имени сына рава Хаима из Воложина объяснение слов Талмуда (Сота 49б), где сказано: «В эпоху, в которую придет сын Давида [т.е. Машиах], лик поколения будет подобен собачьей морде». В природе собаки заложено, – говорил он, – что когда в нее бросают камнем, она нападает на этот камень. Собака не понимает, что камень брошен кем-то. Ей кажется, что камень преследует ее. Так, когда враги разного рода преследуют еврейский народ, люди не понимают, что эти враги – как палки, бросаемые свыше. Как сказано (Йешаяу 10:5) «Ой, Ассирия, палка гнева Моего». По этой причине народ обращает свой гнев против врагов и ищет пути войны с ними. А ведь в первую очередь следует осознать, кто держит палку в руках, кто бросил камнем! И, как в отношении бед всего народа, так и в отношении несчастий каждого человека в отдельности, всегда следует помнить о Том, в Ком истинная причина всего происходящего в мире.
Перевод – рав М. Гафт.

http://www.beerot.ru/?p=51738