Сны Йосефа — Из комментариев Рамбана к недельной главе Микец

Дата: | Автор материала: Рамбан

1881
Реувен

Недельная глава Микец

«И вспомнил Йосеф сны, которые ему снились о них…» (Берешит, 42:9).
И он понял, что сны исполнились, ведь братья поклонились ему до земли – так объясняет Раши.
Но с моей точки зрения, дело обстояло наоборот: когда Йосеф увидел, как братья «поклонились ему до земли» (Берешит, 42:6), он вспомнил все сны, которые ему снились о них, и понял, что ни один из этих снов на этот раз еще не осуществился, так как из толкования своего первого сна он знал, что сначала все братья поклонятся ему до земли. Ведь сказано: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля, …и вот – кругом стали ваши снопы и поклонились до земли моему снопу» (там же, 37:7), и слово «мы» указывает на всех братьев – а их, помимо него, одиннадцать; и затем уже ему должны будут поклониться «солнце и луна, и одиннадцать звезд» (там же 37:9) из второго сна. И поскольку он не увидел с ними Биньямина, он придумал уловку, чтобы, обвинив братьев, заставить их привести к нему также и его брата Биньямина, – и только тогда смог бы осуществиться первый из снов.
[А понимание Раши можно объяснить так: Йосеф видел, что ему поклонились почти все братья, и это было частичным исполнением его первого сна. Более того, сказано в нашем стихе «которые ему снились о них». То, что ему снилось об этих братьях, действительно исполнилось. А для полного исполнения сна, он послал также и за Биньямином (рав И. Полищук) – здесь и далее в квадратных скобках примечания переводчика.]
И поэтому он не пожелал открыться им, говоря: «Я – Йосеф, ваш брат, поспешите, отправляйтесь к отцу!», и послать с ними подводы, как он поступил в дальнейшем, – ведь его отец, без сомнения, немедленно прибыл бы к нему. Но только после того, как осуществился первый сон, Йосеф сказал братьям все эти слова, чтобы осуществился и второй его сон.
А иначе на Йосефе лежал бы великий грех, ведь отцу были причинены дополнительные страдания, и еще много дней Яаков скорбел и по Йосефу, и по Шимону, (которого Йосеф держал под арестом). И даже если предположить, что в его намерение входило в какой-то мере уязвить братьев, неужели он не сжалился бы над сединой отца?! Но он сделал все, как и следовало, в свой срок, чтобы выполнить свои сны, так как он знал, что они должны обязательно сбыться.
[Комментаторы задают вопрос: разве пророк обязан лично заботиться о том, чтобы его пророчество осуществилось? А если такой обязанности не существует, то как он мог ради этого причинять страдания отцу и грешить по отношению к нему?! Объясняется от имени Виленского Гаона: Йосеф знал, что его сны выражали волю Всевышнего, и по своей великой праведности он не мог действовать вопреки этой воле – наоборот, он делал все возможное, чтобы предопределение Небес осуществилось. И поэтому-то перед тем, как он обвинил братьев в том, что они – лазутчики, в Торе сказано: «И вспомнил Йосеф сны, которые ему снились о них» – ведь его намерение заключалось лишь в том, чтобы оба сна осуществились точно в том же порядке, в котором он их видел.]
И так же в том, как он поступил с братьями в отношении своего кубка, – у него не было намерения мучить их. Но он опасался, что братья испытывают ненависть к Биньямину, завидуя ему из-за любви к нему Яакова, как они завидовали и самому Йосефу, или, может быть, Биньямин догадывался, что именно братья виновны в исчезновении Йосефа, и из-за этого между братьями и Биньямином могли возникнуть раздоры и перерасти в ненависть. И поэтому Йосеф не хотел, чтобы Биньямин возвращался с ними: вдруг они нападут на него в дороге, – и прежде всего он решил выяснить их отношение к Биньямину. Именно это имели в виду наши наставники, утверждавшие в мидраше «Берешит раба», что все слова Йеуды, обращенные к Йосефу, – до того, как сказано: «И не мог Йосеф сдерживаться…» (Берешит, 45:1), – были великим утешением для Йосефа, потому что он увидел, как Йеуда, сын Леи, жертвует собой ради Биньямина, сына Рахели.
И я утверждаю, что все эти поступки Йосефа были продиктованы его мудростью – (он действовал) в соответствии с тем, как истолковал свои сны. А иначе возникает недоумение: как мог Йосеф, прожив долгое время в Египте в роли управляющего и распорядителя в доме крупнейшего египетского сановника, не послать ни единой весточки отцу, чтобы сообщить ему о себе и успокоить его?! Ведь от столицы Египта до Хеврона всего около шести дней пути! И даже если бы путь между этими городами занимал год – и тогда следовало бы известить отца из уважения к нему! …Но Йосеф понимал, что осуществление его сна – когда братья, а также отец и все его потомство поклонятся ему до земли – не сможет произойти в их стране, и он надеялся, что это сбудется в Египте, где он достиг такого большого успеха. И тем более, когда он услышал о снах фараона, ему стало ясно, что вся его семья придет в Египет, и именно здесь сбудутся все его сны.
Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=51741