«Не прилепляйся к преступнику»

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

777

Заповедь отдалиться от дурной среды включает в себя много аспектов. В Пиркей Авот есть продолжение этого повеления – «аль титхабер леРаша» – не присоединяйся к злодею. Само слово «титхабер», «хибур» переводится как «соединение». Это – особая заповедь, и нарушение ее влечет за собой страшные последствия. В Торе есть еще одно важное правило: «ой леРаша, ой леШхено» – «горе преступнику и горе его соседу». При этом Тора говорит здесь даже о соседстве вынужденном: Датан и Авирам участвовали в бунте Кораха, они были его соседями. Они не выбирали такое соседство – Всевышний сделал так, что колена распределялись по жребию, и, таким образом, Датан и Авирам с семьями оказались ближайшими соседями Кораха. То, как дурно Корах на них повлиял, подробно описано в Торе…

В наше время слова Мишны приобретают для нас особенную актуальность. В условиях рассеяния, в каких только уголках Земли евреи не живут! И, конечно, живут среди людей, далеких не только от соблюдения заповедей Торы, но и от заповедей сыновей Ноаха. От такого соседства следует максимально отдалиться. Многие возразят – есть места, где евреи живут вполне компактно, например, в Москве, где живут сотни соблюдающих еврейских семей! Но это не совсем то, о чем говорят мудрецы. Если бы удалось создать совершенно обособленное еврейское поселение бней Тора – пусть в пригороде, а не в центре – это могло бы вознести еврейскую жизнь Москвы на небывалый уровень, и дало бы возможность многим евреям полноценно исполнить слова Мишны.

Русская поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься» – пример мудрости народов мира, которой надо верить. Небольшая иллюстрация – вопрос пьянства. Мы сейчас не говорим о тяжелых случаях алкоголизма, но признаемся – разве никто из нас ни разу не пил «за компанию», потому что так принято? Это – проблема многих еврейских семей, особенно вне Израиля, и это – совсем не в еврейской традиции: люди делают так потому, что так принято в обществе, в котором они живут.

Наши мудрецы запретили соединяться с преступником «афилу беДвар мицва» – даже если вы вместе собираетесь исполнить какую-либо заповедь. Даже для такого хорошего дела – не связывайтесь!

Мы бы не стали рассматривать эту тему сейчас, если бы не ее прямая связь с Ханукой.

Если мы посмотрим на события тех лет глазами современного нерелигиозного человека, то многое для нас станет удивительным, а многое – прояснится.

Вы, конечно, слышали про израильский спортивный клуб «Маккаби». Нет большего извращения сути имени Маккавеев, чем связь со спортом – ведь это абсолютно эллинистическое понятие! Если футбольную команду называют «Маккаби» – это, к сожалению, говорит о том, что здесь греки нас победили, и идея их крепко держится за наши души. Да и самих Маккабим, воспевая в них идеалы эллинизма, зачастую изображают могучими богатырями, горами бицепсов, эдакими гераклами – типичными греками. Это не удивительно, учитывая то, как глубоко впитались в нашу плоть и кровь греческие понятия. Это – тот самый «итхабрут леРаша», соединение со злодеем, которое стало частью нашего «я». Что уж говорить о нашем внутреннем преступнике – нашем дурном начале, йецер а-ра, с которым мы живем «душа в душу», соединившись максимально!

Когда кто-либо связывается с человеком недостойным, хорошо к нему относится, даже любит его, привязывается к нему и проводит с ним много времени – проблема понятна, и мы ее называли выше: с кем поведешься – от того и наберешься. Особая проблема эллинизма заключается в том, что все движение Просвещения брало свое начало именно в греческих идеях.

Маараль в книге «Нер Мицва», связанной с Ханукой, приводит мидраш на начало книги Берешит, говорящий о том, что в описании изначального хаоса есть намек на четыре царства, которые должны последовательно поработить наш народ. В их числе  – малхут Яван, Греция, и малхут Эдом – Эйсав. Рим, как мы знаем, изначально «вырос» из идей Греции. Наши мудрецы называют Яван, греческую культуру, словом «хошех» – тьма. Я, да и многие из вас, знакомы с греческой культурой и наукой. Еще в школе на уроках математики меня захватили аксиомы и теоремы. Геометрия Эвклида меня просто зачаровала: какая ясность ума, какая логика выводов! Не секрет, что даже Виленский Гаон учил геометрию Эвклида (в местах, где нельзя было заниматься Торой). Так при чем же здесь тьма?

Особенность души – постоянные поиски света. Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» сравнивает нашу душу с дочерью царя, которую выдали замуж за крестьянина и поселили в деревенскую избу – все удовольствия селян ей претят, она тоскует и ищет утонченности царского двора! Так и наши возвышенные души ищут Б-жественный свет, свет Торы. Но иногда этот истинный свет подменяется светом ложным. В любой философии или науке можно найти истинные идеи, не противоречащие Торе – и в геометрии Эвклида, и в логике, и даже в греческой философии Рамбам находил крупицы истины. Все это делает ситуацию еще более запутанной.

В трактате Шаббат написаны удивительные вещи про сами понятия «ложь» и «истина». На иврите слово «ложь», шекер, состоит из трех букв: шин, куф и рейш – и при написании все эти три буквы стоят «на одной ноге». Если же мы возьмем «истину», эмет, то это слово состоит также из трех букв: алеф, мем и тав – все эти три буквы имеют крепкое, устойчивое основание из двух опор. Отсюда видно, что ложь «стоит на одной ноге», и со временем падает, тогда как истина всегда устойчива. Разные виды лжи могут сохранять равновесие разное время: так, ложь коммунизма подержалась сравнительно недолго, каких-то семьдесят лет (что относительно мировой истории – меньше, чем мгновение). Тут есть одно правило: чистая ложь довольно быстро разваливается и исчезает без следа. Если же в ложь подмешать какое-то количество правды, она продержится намного дольше.

В греческой культуре есть определенная красота, не только физическая, внешняя – искусство, но и духовная: красота логики, философии, геометрии.

Для евреев в этой красоте таится огромный соблазн: соблазн любви к мудрости. Так, мы всегда были и остаемся народом Книги – хотя в земле Израиля отступники много сделали для того, чтобы этот росток вырвать с корнем из еврейских душ. Однако в других странах, например, в России, такого не произошло – просто произошло замещение Книги на множество других книг. Культ образования, науки, известный лозунг «Ученье – свет» – все это знакомо многим из нас с детства.

Нам надо постараться выкорчевать из себя эту связь с Грецией. Именно перемешивание истинного и ложного в эллинистической культуре так опасно для нас. У каббалистов есть понятие «оторвать ростки от корней»: наш мир был создан Творцом как низший из миров, тогда как наши души имеют Б-жественный источник. Смысл спуска души в этот мир – поднимая себя, поднимать также и мир, связать себя и окружающий мир с Творцом. Греки же, со своей стороны, решили «оторвать нас от корней» и представили дело так, будто наш мир существует сам по себе, как самостоятельная единица, и никак не связан с Высшими мирами.

Основатель кибернетики, еврей Норберт Винер говорил, что отрицательно относится и к религии, и к атеизму: и то и другое – вера. Он сотворил над собой страшную вещь: просто «закрыл себя в скорлупе этого мира», решив, что ничто другое его попросту не касается! На самом деле, любому думающему человеку, столкнувшемуся с новейшими открытиями в области науки, не может не прийти в голову неслучайность нашего мира: строение атома, молекулы, само функционирование нашего организма наводит на мысль о величии Того, Кто все это создал. Однако люди не хотят все это видеть, ведь признание существования Творца обязывает ко многому. Вместо этого, создаются какие-то фантастические (если не сказать – бредовые) теории, факты «притягиваются за уши», в места явных пробелов вставляются общие, ничего не значащие лозунги – и готово – на некоторое время человечество получает «индульгенцию» для беззаботной жизни: я никому ничем не обязан, могу делать что хочу!

В этом и есть проблема Греции, и так определяет ее Рамбам: то, чего я не вижу, для меня не существует.

Люди закрыты для всего, что они не могут постичь органами чувств. Космонавты побывали в космосе и не увидели Б-га – значит, Его и нет! Одна из трагедий нашего мира состоит в том, что человек находится в эйфории от того, что он достиг – компьютерные технологии дошли до того, что человек может контролировать предметы, находящиеся в другой части планеты! За этими достижениями люди не хотят видеть Источник всего, не хотят видеть связь с высшим началом. У мира есть Творец, который Сам дал человеку огромные силы – и это один из аспектов того, что мы созданы «по образу и подобию Его». Очень легко заблудиться, обладая таким громадным потенциалом. Современные технологии (интернет, смартфоны и прочие высокотехнологичные устройства) позволяют держать весь мир на ладони: спутниковые снимки любой точки мира в реальном времени, любая мировая литература доступны нажатием нескольких точек на экране; любой человек, где бы он ни находился, – оказывается на связи в течение нескольких секунд. К сожалению, принцип «бесплатного сыра» работает и тут: из «владеющего всем миром с помощью интернета» человек довольно быстро превращается в интернет-раба. И вот уже по 10-15 часов в день (а то и круглые сутки) он не может оторваться от экрана или экранчика, ища и получая все новую информацию, общаясь с виртуальными друзьями, покупая, продавая и, как ему кажется, культурно развиваясь. Но если в этом заключается цель Творения, то почему Творец изначально не создал людей роботами – ведь такой образ жизни подходит только роботам!

На самом деле, человек живет в этом мире полноценной жизнью только если у него есть цель.

По-настоящему религиозные, думающие люди не затрудняются ответом на вопрос, в чем же состоит смысл жизни: это – исполнение воли Творца, поиск истины, которая открывается через изучение Торы, и исполнение заповедей. Мы можем и должны исправить мир наилучшим образом – и поднять весь мир и себя самих на более высокий духовный уровень. В этом – власть человека в этом мире, и сила нашего влияния не знает границ! Б-жественное в нашем мире сокрыто, наша задача – открыть это, раскрыв истину и волю Творца.

Греческая система и подобные ей признаны дать человеку ограниченный объем знаний – только в той мере, насколько это доступно его ощущениям, как говорится, «до уровня головы». Как известно, Эйсав продал первородство за чечевичную похлебку – то есть променял духовное богатство на временное удовольствие. Когда современные евреи гордятся засильем своих соплеменников во всех областях науки и искусства – это великая трагедия нашего народа. Всевышний дал этим гениальным людям светлые головы и сердца для постижения света Торы, исправления себя и мира, а они растратили свой дар на «чечевичную похлебку».

Для нас нет сейчас выбора, связываться или не связываться с «преступником» – из-за обстоятельств рождения, воспитания, учебы, нас с ранних лет окружал дух эллинизма, которым мы пропитались. Избавиться от такой «пропитки» очень сложно, даже понять проблему непросто. А поняв, надо «сделать себе обрезание» – фактически, резать по живому. На это непросто даже решиться, тем более – сделать.

Говорит книга Зоар, что на шестисотом году шестого тысячелетия откроются в мире врата мудрости.

Действительно, в соответствии с григорианским календарем, это сороковые годы позапрошлого столетия – время начала промышленной и научной революции. Это фактически потоп, в котором можно запросто утонуть – а мы выросли в этом потопе. Однако говорят наши мудрецы, что под «источниками мудрости» имеются в виду не только научные достижения, но также и источники мудрости Торы. «Клин клином вышибают»: маленький клинышек эллинизма нам надо выбить из себя большим клином света Торы. В этом плане я – не просто теоретик; на примере своей жизни я проверил это. В тот момент, когда у меня была готова часть докторской диссертации по математике, и открывались перспективы научной карьеры, за две недели учебы в колеле для начинающих мне открылось больше света истины, чем за все годы научной деятельности. Я вырос в интеллигентной семье, с детства был отличником по математике, осознанно выбрал факультет по окончании школы и искренне любил то, чем  занимался – до начала серьезного изучения Торы.

От гаона рава Моше Шапиро я слышал интересное замечание: люди приписывают огромную важность воскрешению мертвых, это кажется им удивительным и непонятным. Однако намного более удивительным является воскрешение живых! Человек жил и двигался в определенном направлении, и вдруг начинает двигаться в совершенно противоположную сторону! Человек прилепляет себя к Торе максимально, насколько может, и удостаивается света Торы – и греческая тьма уходит. Сказано в мидраше Эйха Раба, что «свет Торы возвращает нас к лучшему» – он связывает наши души с их истинным источником!

У каждого человека, будь он праведник или злодей, существуют определенные плотские желания, и в рамках Торы эти желания вполне удовлетворимы: иудаизм не требует полного воздержания – напротив, велит человеку жениться. Да и постов у нас всего несколько в году. Проблемы начинаются там, где человек привязывается «головой» к преступнику – и нет у нас здесь другого выхода, кроме как погрузить себя в Тору. Свет Торы поможет нам вывести себя из греческого рабства, избавиться от эллинистической культуры, в которую мы были погружены с момента рождения.

Есть в этом еще один аспект. Сказали наши мудрецы, что те, кто финансово поддерживает Тору, удостаиваются того, что через них Тора приходит в этот мир, и этот свет освещает также и их души. Когда говорится о том, что против дурного начала у нас есть снадобье – Тора – имеются в виду не только те, кто ее учит, но и те, кто поддерживает учащихся.

Живительное свойство Торы, в отличие от науки, можно понять, если вспомнить годы учебы в институте: учебой там можно заниматься не более 4-5 часов в день, с перерывами на кофе и болтовню с друзьями (а если не сильно напрягаться, то и вообще можно бездельничать весь год, лишь бы сессию сдать). Учеба Торы – нечто совершенно иное: Тора – это жизнь, и, углубившись в интересную тему, можно провести над книгой не один час, разбирая сложное место, споря, ища истину и находя новые смыслы!

Даже люди далекие от Торы чувствуют на себе ее живительную силу на так называемых кирувных семинарах: относительно далеких от религии людей собирают вместе на несколько дней, предоставляя им полную свободу выбора – и люди занимаются только Торой! С 9 утра до поздней ночи, с небольшими перерывами на еду и сон, люди впитывают знания, впитывают жизнь и свет Торы – они просто расцветают от этого света!

Итак, наша задача в этом мире – не растерять те искры света Торы, которые Всевышний поместил в нас, и, отдаляясь от плохих соседей, окружая себя единомышленниками, быть осторожными в том, чтобы не прилепляться к преступникам – какими бы культурными они не казались. Мы должны раздуть заложенные в нас искры до большого пламени Торы, которое способно вычистить из наших душ ту скверну, в которой мы выросли. Для этого мы в первую очередь должны отгородить себя и отдалиться от дурного влияния извне.

В нашем поколении мы являемся свидетелями чуда – Всевышний посылает людям огромную помощь, и они восстанавливают в себе чистоту Б-жественной души, удостаиваются создать чистые еврейские семьи. Но при этом от нас также требуется некоторое самопожертвование – освободиться от оков современной жизни, чтобы удостоиться света Торы, дарующего силы и радость!

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51749