Ваехи — Внутренняя сила Эфраима и Менаше

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1418

Недельная глава Ваехи

Перед смертью Яакова его сын Йосеф приводит к нему своих сыновей – Эфраима и Менаше – с тем, чтобы дед благословил внуков. В благословении Яакова содержатся примерно такие слова: «И так будет благословлять народ Израиля своих детей: пусть Всевышний сделает тебя подобным Эфраиму и Менаше». И таков наш обычай: благословлять сыновей вечером в Шаббат. Интересно, почему для благословения выбраны именно Эфраим и Менаше? Почему не постановили говорить каждую неделю, что мы желаем нашим сыновьям уподобиться Аврааму, Ицхаку и Яакову, или царям Шломо и Давиду? Попробуем ответить на этот вопрос.

Яаков вырос в доме Авраама и Ицхака, и после этого много лет учил Тору в ешивах Шема и Эвера. Йосеф до 17 лет неотлучно находился при отце, буквально впитывая всю его Тору. В отличие от своих отца и деда, Эфраим и Менаше выросли в Египте. Учитывая приближенное положение их отца, Йосефа, к египетской власти, и дом их должен был находиться в согласии с домом фараона. Их мать – Аснат – выросла в египетском доме, а если мы вспомним пословицу про «яблоко от яблони» и сопоставим ее с поведением ее матери (жены Потифара), нам станет понятно, на каких жизненных установках она воспитывалась. Йосеф, однако, не стал бы брать в жены недостойную девушку – и у нас есть прямой комментарий (мидраш) к нашей главе, который говорит, что Аснат, прежде чем выйти замуж за Йосефа, приняла еврейство. Мы видим это из того, что, когда изначально Яаков не хотел благословлять внуков, Йосеф показал ему свою ктубу и штар кидушин – документы, не имевшие хождения среди неевреев. И, несмотря на то, что Эфраим и Менаше родились и выросли в доме, далеком от устоев дома Яакова, велика заслуга Йосефа и Аснат, сумевших в таком окружении воспитать сыновей, достойных благословения великого деда. При этом мы знаем, что Яаков поменял порядок старшинства: первенцем Йосефа был Менаше, но благословения первым удостоился Эфраим. Наши мудрецы говорят, что Яаков благословлял в соответствии со своим пророческим видением человека и того, что случится с ним в будущем. И Эфраим, и Менаше были подходящими «сосудами» для того, чтобы принять благословение, и чтобы оно осуществилось.

Однако важно помнить, что не благословение праведника воспитывает великих людей. Когда один из моих сыновей, будучи учеником начальных классов, попросил благословение на успех в учебе у рава Хаима Каневского, тот благословил его словами: «Если будешь стараться – преуспеешь». Я сам несколько раз просил благословения на воспитание детей у рава Ицхака Зильбера – на что он мне неизменно отвечал, что детей воспитывают воспитанием, а не благословением.

Яаков, несмотря на то, что его внуки выросли в распущенном и поклоняющемся идолам Египте, видит их достойными стать родоначальниками колен Израиля, и поэтому делает их подобными всем своим сыновьям: колена Эфраима и Менаше – такие же колена, как и те, родоначальниками которых стали остальные сыновья Яакова! Внутренняя сила противостоять духовной нечистоте Египта – вот то исключительное качество, которое увидел в Менаше и Эфраиме Яаков.

«Маасе авот – симан ле-ваним» – дела отцов являются знаком для потомков. Мы благословляем наших сыновей, чтобы они были подобны Эфраиму и Менаше, дабы они укрепились духовно так, чтобы никакие силы нечистоты окружающего мира не смогли оторвать их от их корней. Даже когда наши дети рождаются и вырастают в отрыве от еврейского окружения, в месте, полностью противоположном еврейству, вдалеке от Земли Израиля, они, тем не менее, могут проявить свои внутренние силы и вырасти достойными людьми, оградить себя от окружающей нечистоты. И вырасти такими, как будто они выросли в доме Яакова. Мы видели это у нашего учителя рава Ицхака Зильбера, выросшего в Советской России. И мы видим это у его замечательных детей. Безусловно, в таком случае речь идет о совершенно безысходной ситуации испытания Свыше. Но тот, кто пренебрегает известной мудростью «дурной пример заразителен» и не ограждает свой дом и своих детей от мерзости и нечистоты окружающего мира, не имеет причин удостоиться помощи Свыше. Даже в тяжелой ситуации, если мы стараемся оградить себя от разрушительного влияния изнутри и снаружи, стараемся вопреки всему жить Торой, то наша Б-гобоязненность и любовь к добру полноценно передаются нашим детям. Из благословения Яакова сыновьям Йосефа мы знаем, что в таком случае нам обещана великая помощь Свыше. Во всех поколениях нас сопровождает благословение отцов: «Йесимха Элоким ке-Эфраим ве-хи-Менаше».

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51783