Шаарей Торат а-Баит — Разделение между мясом и молоком

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

706
законы кашрута

Дорогие читатели! Мы продолжаем печатать отрывки из книги рава Йеуды Чезнера «Шаарей Торат а-Баит». Переложение на русский язык выполнено равом Леви Гинком. Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую благодарность раву Гинку за право пользоваться этим материалом.

 Разделение между мясом и молоком

Перерыв между мясной и молочной трапезами

Закон запрещает еврею не только употреблять мясные и молочные блюда вместе, но и есть молочные блюда отдельно после мясных (в том числе после курятины или другой птицы), без того чтобы между блюдами был выдержан существенный перерыв. По поводу причин этого установления мнения законоучителей разделяются. По одному из мнений, после мясной трапезы человек длительное время (до шести часов) может ощущать вкус мясного блюда, поднимающийся из желудка. И нельзя употреблять в пищу что-либо молочное до тех пор, пока этот вкус присутствует во рту. Согласно другому мнению, основной причиной требования о перерыве между трапезами было свойство мяса застревать в зубах: только после шести часов, когда застрявшие волокна мяса частично переварились (слюной), разрешается есть молочные блюда. В соответствии с названными вариантами толкования запрета, детали закона для каждого из мнений различны. Так, согласно первому из них, связывающему запрет с «мясной отрыжкой», человек, который разжевал мясо и выплюнул его, не проглотив, может есть молочное блюдо. Если же он ел мясной бульон, то в течение шести часов после трапезы молочное блюдо ему запрещено. В то же время, согласно второму толкованию, если человек лишь разжевал немного мяса, не проглатывая, есть молочное ему нельзя. Но если он ел чистый мясной бульон, то есть не жевал твердую мясную пищу, то выдерживать перерыв для того, чтобы есть молочное, ему не требуется. В качестве практического закона установлено принять к обязательному исполнению оба мнения, т. е. перерыв между мясной и молочной трапезами выдерживается как по причине вкуса мясного блюда, поднимающегося в рот, так и из-за частиц мяса, застревающих в зубах.

Перерыв после пробования мясного блюда

Должен ли выдерживать перерыв перед молочным тот, кто не ел мясную трапезу, а лишь попробовал мясное блюдо?

Если хозяйка во время приготовления мясного блюда попробовала его на вкус и, не разжевав, выплюнула, то достаточно лишь сполоснуть рот, и перерыв перед употреблением молочного ей не требуется. В то же время, если она проглотила или разжевала даже самый небольшой кусочек мясного блюда, она должна выдержать шестичасовой перерыв перед молоком.

Частицы мяса, застрявшие в зубах

Если человек, выдержав шестичасовой перерыв после мясной трапезы, обнаружил у себя между зубами застрявшие частицы мяса, он должен извлечь их, прежде чем есть молочное. При этом после очищения рта не требуется дополнительного перерыва, но нужно ополоснуть рот (например, выпить немного воды) до того, как приступить к молочному. И даже если человек ненароком проглотил извлеченные частицы мяса, делать дополнительный перерыв не требуется, поскольку после шести часов пребывания во рту мясо частично переварено слюной, и его вкус не поднимается вверх из желудка.

Продукты, сваренные либо с мясом, либо в мясной кастрюле

После употребления любого продукта, сваренного вместе с мясом, как картофель или мясной суп, также необходимо сделать шестичасовой перерыв перед молочной трапезой. Однако в случае, когда готовили блюдо парве (т. е. не молочное и не мясное) в кастрюле, в которой незадолго до этого варили мясо, и не отмыли ее перед новым блюдом, вступает в силу принцип битуль. Обычно новое блюдо более чем в 60 раз превышает по количеству остатки мясного, поэтому мясной вкус в блюде не имеет значимости, и перерыв перед молочным не требуется. И тем более после блюда парве, сваренного в чистой мясной кастрюле, не требуется перерыв, поскольку в таком блюде есть лишь слабый опосредованный привкус мяса. [Тем не менее, если готовили в кастрюле, использованной для мяса в течение последних суток, то непосредственно с молочными продуктами такое блюдо есть запрещено, как уже разъяснялось выше в разделе «Опосредованный привкус в пище парве».]

Время перерыва между мясным и молочным

В Талмуде приводится установление мудрецов: после мясной трапезы есть молочное человеку разрешено только в «следующую трапезу». То есть, если мясо ели в утреннюю трапезу, молочное будет разрешено лишь в вечернюю. Таким образом, перерыв между трапезами составлял в то время около шести часов, так как во времена Талмуда было принято есть два раза в день.. Среди законоучителей существуют два основных подхода к данному правилу. Часть из них полагала, что мудрецы Талмуда имели в виду обязательный перерыв не менее шести часов. Другие выдвигали довод, что согласно определению, данному Талмудом, еврею не требовалось отсчитывать точное время, а лишь придерживаться общего порядка дня. Всегда кто-то приступал к трапезе чуть позже или чуть раньше, то есть 6 часов представляет собой некоторый средний перерыв. При этом некоторые авторитеты среди придерживающихся второго подхода полагали, что минимальный перерыв все же должен быть близок к шести часам. Другие смягчали закон еще больше, считая, что всякий перерыв больше пяти с половиной часов засчитывается как шестичасовой, и после этого разрешается приступить к молочной трапезе. Есть также мнение, согласно которому достаточно выдержать перерыв несколько больше пяти часов.

С точки зрения закона, каждый еврей вправе полагаться на любое из перечисленных мнений, если такой обычай был принят в семье его родителей и дедов из поколения в поколение, или же человек перенял его от наставника в Торе. Однако для тех, у кого нет ясной традиции в этом вопросе, будет верным несколько различать между ситуацией дневной трапезы и случайным угощением, поступая следующим образом:

1. Если человек в течение дня ел мясное и сейчас собирается приступить к молочной трапезе (как обед, ужин), то нет необходимости выдерживать полные шесть часов, и достаточно, чтобы прошло «около» 6 часов. Не исключена возможность даже приступить к молочной трапезе после перерыва более пяти с половиной часов, полагаясь на авторитеты, считающие такой перерыв достаточным. Однако если после мясного прошло чуть более пяти часов, то приступать к молочной трапезе разрешается только при вынужденных обстоятельствах, например, когда человек находится в чужом доме, и ему трудно просить хозяев отложить трапезу на какое-то время.

2. Если же речь идет не о трапезе, а о небольшом молочном угощении (кондитерская выпечка, конфеты и т. п.), то перед ним нужен перерыв в полные шесть часов (по меньшей мере, «почти» шесть часов).

Перерыв перед молочным отсчитывается не от конца мясной трапезы (т. е. часа, когда было произнесено завершающее благословение), а с момента, когда человек закончил есть мясное блюдо.

Перерыв менее шести часов

Основное русло закона принимает мнение законоучителей, требующих обязательного «шестичасового» перерыва между мясом и молоком. В то же время были влиятельные законоучители, считавшие перерыв в один час достаточным. И есть еврейские общины, которые на протяжении поколений полагаются на это мнение. Есть также общины, где принято выдерживать перерыв в три часа. И хотя согласно алахическому заключению авторитетов более поздних времен, для любого еврея будет правильным выдерживать перерыв в шесть часов, тем не менее, человеку, проживающему в общине, где следуют менее строгому мнению, разрешено поступать, как принято в данном месте. Но проживающий в месте, где принят шестичасовой перерыв, обязан выдерживать шесть часов между мясным и молочным, как принято в этой общине. В частности, в Стране Израиля принят перерыв в шесть часов, и для еврея, проживающего в ней, в общем случае послабления недопустимы.

Тем не менее, в случае болезни, когда человеку для выздоровления важно употребление молочных продуктов, разрешается приступить к молочному через час после мясного блюда, опираясь на вышеприведенное мнение. Такое же послабление существует для женщины, когда ей важно употребление молочных продуктов для кормления грудью. Однако, поскольку обычай соблюдать шестичасовой перерыв сегодня является общепринятым и строго соблюдается, послабление при болезни, и тем более при кормлении, делается только когда есть в этом большая необходимость. Этот вопрос желательно решать, только проконсультировавшись с компетентным раввином.

Ситуация сомнения

 Если человек не помнит точно, в котором часу он закончил есть мясо, и, соответственно, не знает, когда заканчивается необходимый шестичасовой перерыв, то он обязан выждать до часа, когда по его оценке перерыв выдержан наверняка. При этом если по его личной оценке пять часов после мяса прошли наверняка, но, возможно, прошли и все шесть часов, к такой ситуации возможен смягчающий подход, когда полагаются на мнение авторитетов, считающих достаточным перерыв более пяти часов. Если же по его оценке после мясной трапезы прошло около шести часов, но он затрудняется сказать, прошло ли шесть часов наверняка, то ему разрешено есть молочное немедленно.

Ситуация ошибки

Как поступить, когда человек, приступая к молочной трапезе, произнес благословение на молочное блюдо, и в этот момент вспомнил, что еще не прошли шесть часов после мяса? С одной стороны, есть молочное нельзя, но, с другой стороны, если не попробовать блюдо, благословение будет произнесено напрасно.

Для такой ситуации закон рассматривает несколько частных случаев:

1. Если уже прошел час после мясной трапезы, следует попробовать блюдо, на которое произнесено благословение, но съесть только маленький кусочек. То есть, для того чтобы не нарушить запрет напрасно произносить имя Всевышнего, можно положиться на мнение авторитетов, разрешающих приступить к молочной трапезе через час после мяса.

2. Если же час еще не прошел, то даже попробовать блюдо нельзя, и благословение оказывается произнесенным напрасно. В случае, когда молочная пища по ошибке оказалась во рту, проглатывать ее нельзя, а рот нужно немедленно очистить от нее.

Случай продолжительной мясной трапезы

Кроме перерыва между мясом и молоком, существует еще одно требование закона: нельзя есть молочное после мясного за одной трапезой, даже когда выдерживается перерыв в 6 часов. Такая ситуация может возникнуть на больших торжествах, когда трапеза затягивается, и между блюдами делается значительный перерыв. В этом случае необходимо предварительно произнести Биркат а-мазон или другое соответствующее благословение после трапезы, и лишь после этого приступить к молочному блюду.

Обработано равом Леви Гинком 


http://www.beerot.ru/?p=51824