Предисловие к книге «Хафец Хаим» — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

616

Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, Который отделил нас от всех народов, дал нам Свою Тору и ввел нас в Святую Землю, чтобы мы удостоились исполнять все Его заповеди. Весь помысел Его – лишь к нашему благу, чтобы таким путем мы стали святы перед Ним, как сказано (Бемидбар, 15:40): «Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы перед Б-гом вашим», и чтобы смогли воспринимать благотворное влияние и великие милости Его и в этом мире, и в будущем, как сказано (Бемидбар, 10:12‑13): «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Только… соблюдать заповеди Г-спода и уставы Его, которые Я заповедую тебе ныне для блага твоего». [См. там в комментарии Рамбана о том, что слова «для блага твоего» относятся к началу: «чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя»].

И мало того, что Он дал нам Свою драгоценность (Тору), – еще Он повелел нам, чтобы мы не оставляли ее, как сказано: «Ибо учение доброе дал Я вам – Тору Мою не оставляйте». Не поступает Он подобно творению из плоти и крови, ведь когда человек, который дал хороший подарок ближнему, видит, что тот обращается с ним неподобающе и не дорожит им, он жаждет забрать подарок и выжидает, когда же получатель совсем забросит его, чтобы вновь завладеть им. Но не таков Б-г наш, Который давал нам в каждом поколении в дни Первого Храма пророков, чтобы обратить нас к добру. И также в дни Второго Храма, когда спустился Израиль с прежних высот святости, из-за многих наших грехов, и не стало пяти вещей, которые были в Первом Храме (см. Йома, 21б). Но при всем этом, пока мы находились на своей земле, был у нас Храм, и мы могли исполнять все заповеди Торы – и тем самым могли довести до совершенства все части души, которая в нас, ибо в душе тоже есть 248 органов и 365 жил духовных [как и в теле – телесных; здесь и далее – примечания переводчика]; см. об этом в книге нашего учителя Хаима Виталя «Шаарей Кдуша», ч. 1 (эта книга есть на русском языке – «Врата святости»).

Но к концу периода Второго Храма усилилась среди нас напрасная ненависть и лашон а-ра (злоязычие). Из-за этого и из-за многих прочих наших грехов был разрушен Храм и мы были изгнаны со своей земли, как говорится в трактате Йома (9б) и в Иерусалимском Талмуде, Йома (1:5). [Хотя Гемара использует выражение «напрасная ненависть», она имеет в виду также и злоязычие – как результат этой ненависти; если бы это было не так, мы не были бы так сильно наказаны. Гемара там заканчивает так: «Это учит тебя, что грех злоязычия тяжелее, чем грех поклонения идолам, запретных связей и кровопролития». И то же мы находим в трактате Эркин (15б) по поводу злоязычия. А также из самого обсуждения темы в трактате Йома следует приведенный выше вывод – там, где спрашивают: «Разве в дни Первого Храма не было напрасной ненависти? …и пронзали друг друга мечами (имеется в виду – злословием)», и т.д.]. С тех пор и до сегодняшнего дня мы ждем и молимся Всевышнему, чтобы Он приблизил нас, как обещал в Своей святой Торе и через пророков Своих множество раз. И не принимает Он нашу молитву, как сказали наши мудрецы в трактате Брахот (32б): «Со дня, когда был разрушен Храм, железная стена отделяет Израиль от Отца нашего на небесах».

В действительности, не на Него, не дай Б-г, наши жалобы, а на самих себя, ибо с Его стороны препятствий не будет, как сказано (Йешаяу, 59:1): «Не коротка рука Г-спода, чтобы спасать, и не туго ухо Его, чтобы слышать – но лишь грехи ваши…». И в дни рабби Йеошуа бен Леви, как говорится об этом в Гемаре (Санедрин, 98а), ответили ему (Теилим, 95:7): «Сегодня, если голоса Его послушаетесь» – придет Машиах. Хотя тогда еще не закончилось время изгнания, уставленное для Израиля – тысяча лет, поскольку именно таков «день Всевышнего», как мы находим у наших мудрецов [на основании сказанного: «Ибо тысяча лет в глазах Твоих – как день вчерашний» (Теилим, 90:4)], – при всем этом сила возвращения к Нему могла отменить приговор. И тем более в наше время, когда прошло уже более восьмисот лет после того, как закончился тот день, и вся задержка – лишь с нашей стороны, когда мы своими грехами не позволяем Всевышнему водворить среди нас Свое Присутствие.

Когда мы проверим и исследуем пути наши, какие из грехов у нас – главные, повинные в продлении изгнания, то найдем их немало. Но грех, совершаемый языком – стоит над всеми по нескольким причинам. Во-первых – из-за того, что он был главным в числе причин изгнания, как это следует из приведенных выше цитат из трактата Санедрин и Иерусалимского Талмуда. И поэтому – как может прийти освобождение все то время, пока мы не способны исправить этот грех? Ведь если он причинил такой ущерб, что мы были изгнаны из-за него со своей земли, то тем более не сможем из-за него в нее вернуться!

И еще: известно, что приговор об изгнании был вынесен нам еще в давние времена, в дни греха разведчиков, как сказано в Теилим (106, 26:27): «И поднял Он руку Свою для них (поклялся), что повергнет их… среди народов, и рассеет их по странам». Так объясняет там Раши, а также Рамбан в недельной главе Шлах (Бемидбар, 14:1). И тот грех разведчиков был грехом злоязычия, как сказано в трактате Эркин (15а), и мы должны исправить его прежде избавления.

И также ясно сказано (в Торе), что данный грех приводит к тому, что будут угнетать Израиль тяжким трудом, как это следует из сказанного в главе Шмот: «Верно, стало известным это дело» [сказал Моше – о том, что он убил египтянина, и распространилось это известие из-за злоязычия] (Шмот, 2:14), см. комментарий Раши там же [Раши пишет, что Моше понял: именно из-за этого греха евреев так тяжко угнетают]. И еще ясно сказано в Мидраш раба (6:14, гл. Ки Теце), что Всевышний сказал так: «В этом мире из-за того, что было среди них злоязычие, Я удалил от них Свое Присутствие… но в мире грядущем, когда Я удалю от них дурное побуждение… Я верну им Мое Присутствие». И еще в одном месте ясно говорится об этом (Дварим, 33:5): «И был в Йешуруне царь при собрании глав народа вместе с коленами Израиля». См. Раши там же, который объясняет (согласно мидрашу Сифри): когда Он – Царь в Йешуруне? Только когда они – колена Израиля – вместе, а не разбиты на отдельные группы, как это бывает из-за злоязычия.

Каким образом могут осуществиться для нас благословения Всевышнего, как мы надеемся на это, если, к великому сожалению, мы привычны к этому греху? А ведь в Торе есть ясно выраженное проклятие (Дварим, 27:24): «Проклят поражающий тайно ближнего своего», и имеется в виду злоязычие, как объясняет там Раши – помимо других проклятий поражающий за злоязычие, как говорится в конце Введения [в эту книгу].

Известно сказанное в трактате Эркин (15б) о том, что тяжесть греха злословия – безмерна. Она такова, что сказали даже, что он сравним с отрицанием основ веры, не дай Б-г. И сказали (Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1), что взыскивают за него с человека в этом мире, но основа (вины и наказания) сохраняется для мира грядущего.

И смотри далее во Введении и в моей книге «Шмират а-Лашон», где приводятся все цитаты из Гемары, Мидраша и из святой книги Зоар, касающиеся этой темы. У того, кто изучит все это глубоко и внимательно, встанут дыбом волосы на голове от того, насколько велика тяжесть этого греха.

Кажется понятным, почему Тора считает этот грех столь суровым: ведь он чрезвычайно ободряет и поощряет «великого обвинителя» всей общины Израиля – и тем самым убивает нескольких людей в нескольких странах [вызывая устрожение меру Небесного суда повсюду]. И вот что сказано об этом в святой книге Зоар (Пекудей, лист 264):

«Есть один дух, стоящий над всеми привычными к злословию, и когда люди побуждаются к злоязычию, или один человек пробуждается к этому – пробуждается тот злой нечистый дух наверху, называемый сахсуха, и он водворяет местопребывание свое на том злословии людей. И он восходит в верхние миры и в силу этого побуждения злоязычию приводит к войнам, убийствам и смерти в мире. Горе тем людям, которые пробуждают эти силы зла, не хранят свои уста и язык и не заботятся об этом; которые не знают, что от пробуждения в нижнем мире зависит пробуждение в верхнем, как к добру, так и к злу… И все говорящие зло в этом мире пробуждают “большого змея” – обвинителя, чтобы сообщал он зло об этом мире и обвинял его. И все это – из-за пробуждения злословия человека в нижнем мире».

Продолжение следует…

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=51877