Правила поведения по отношению к животным

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

814
мухи и мир

Тора ставит перед человеком почетную и возвышенную задачу. «Следуй путями Его», – заповедует нам Писание. Мудрецы указывают нам на те качества Всевышнего, которые мы обязаны воспитать в себе. Это доброта, отзывчивость, милосердие.

Любовь к ближнему, забота, помощь, чуткость, даже по отношению к посторонним людям, являются основами иудаизма. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», – говорит великий мудрец Торы рабби Акива, – «это великое правило Торы». Старейшина еврейской общины в эпоху Второго Храма, рабби Илель, говорит, что принцип: «не делай ближнему того, чего ты не желаешь, чтобы сделали тебе» – это вся Тора, а остальное – это комментарии и следствия, вытекающие из этой заповеди.

Но не только по отношению к человеку существует обязанность проявлять чуткость и милосердие. Многие заповеди, которым нас обучает Писание, напрямую или косвенно связаны с заботливым и милосердным отношением ко всему живому. Упомянем некоторые из этих заповедей.

Существует запрет препятствовать животному, с помощью которого молотят, есть зерно во время работы (Дварим, 25:4). Смысл этой заповеди объясняется в книге «Хинух» следующим образом: Всевышний хочет приучить нас быть добросердечными и гуманными. Научившись жалеть животных, мы станем чуткими и отзывчивыми и по отношению к людям, у нас появится потребность давать, помогать, благодарить, воздавать за добро, бояться обидеть ближнего, причинить ему боль. Современники автора книги «Хинух», Меири и а-Ашлама, считают, что эта заповедь является источником запрета доставлять страдания животным.

В книге Шмот (23:5) сказано: «Если увидишь ты осла ненавистника твоего, который упал под тяжестью поклажи, помоги хозяину развьючить животное». В этой заповеди заложены важнейшие основы. Одна из них – это научиться преодолевать личную неприязнь, негативное отношение, и помогать даже тому, кто тебе ненавистен. Согласно мнению Раши и рабейну Нисима, это место в Писании является также источником, из которого выводится обязанность не допускать того, чтобы животное претерпевало страдания и боль.

Комментируя запрет Торы зарезать в один и тот же день и животное, и его приплод (Ваикра, 22:28), Рамбан пишет, что основная цель этого – предотвратить страдание животного.

В книге Дварим (12:21) приводится запрет есть части животного, которые отрезали до того, как сделали шхиту (см. книгу «Хинух» м. 452). В книге Ваикра (19:26) говорится о запрете есть животное даже если ему сделали шхиту, все то время, пока оно сохраняет признаки жизни. Запрещено брать из гнезда птицу вместе с птенцами (Дварим, 22:6-7). Запрещено пахать, пользуясь одновременно быком и ослом (Дварим, 22:10). Существует заповедь делать шхиту – наименее болезненный способ умерщвления животного (Дварим, 12:21). Из запрета зарезать животное, предназначенное для жертвы, в не положенном для этого месте, в результате чего оно становится полностью непригодным (Ваикра, 17:3-5), выводят дополнительный запрет бесцельного уничтожения животных (см. книгу «Хинух», м. 186). Существует обязанность дать покой животному в Субботу (Шмот, 23:12). Запрещено есть до того, как дали корм животным (Дварим, 11:15). Не позволено приносить животное в жертву до того, как пройдут семь дней с момента его рождения, и др. Понятно, что в этих, как и во всех других повелениях Торы, заложен невероятно глубокий, непостижимый человеческому разуму смысл. Но вместе с этим, согласно мнению различных комментаторов Торы, в этих заповедях есть еще один аспект – они несут в себе идею милосердного отношения к животным.

В главе Торы, повествующей о том, как Билам собирался проклясть еврейский народ, упоминается, что он безжалостно избивал свою ослицу, отказавшуюся везти его к месту исполнения его коварных замыслов. Рамбам в своем труде «Морэ Нэвухим» пишет, что в уста ангела, строго порицающего Билама за его бессердечное отношение к животному, Всевышний вкладывает призыв жалеть животных и запрет причинять им страдания и боль. В книге «Йом Труа» автор обращает внимание на тот факт, что когда в пустыне Всевышний дал воду жаждущим, упоминаются и люди, и скот, чтобы научить нас обязанности заботиться о животных. Некоторые знатоки Торы выводят обязанность проявлять жалость к животным из фразы в Теилим (145:9): «…и милости Его обращены на все созданное Им».

Автор «Сефер Харедим» рассказывает, как однажды великий Аризаль, глава каббалистической школы, заметил своему ученику, что его лик омрачен тенью. И связано это с нарушением запрета доставлять страдания животным. Огорченный ученик стал выяснять причину, и оказалось, что его жена не готовит корм для кур специально, а выпускает их добывать пропитание самостоятельно. Он попросил жену ежедневно замешивать корм птице. Великий учитель, не зная об этом, очень скоро обрадовал своего ученика, сообщив ему, что темный знак улетучился.

Мидраш рассказывает, что пророк Моше и царь Давид доказали свою готовность возглавить народ своим отношением к скоту, который они пасли. Тот, кто заботливо и с самоотдачей относится к пастве, может стать истинным руководителем народа.

Маараль в труде «Нэтивот Олам» пишет, что тот, кто поистине любит Всевышнего, не может не любить все то, что Он сотворил.

Те души, которым не удалось до конца исполнить свою миссию в этом мире, иногда возвращаются, чтобы восполнить недостающее. Причем они могут вселиться в любой предмет. В том числе, и в животное. В «Сефер Харедим» приводится свидетельство одного еврея из Испании, который поведал о том, как к нему во сне явился отец и рассказал, что его душа после смерти вселилась в быка, и завтра должен состояться смертельный поединок. Он просил выкупить его за любые деньги у устроителей корриды. Это еще один аспект, побуждающий к милосердию по отношению ко всему живому.

Не раз Писание говорит о том, что Всевышний передал мир и все, что его наполняет, в распоряжение человека. «И будут господствовать они над рыбой морской, и птицей небесной, и скотом, и над всем миром, и над пресмыкающимися, ползающими по земле» (Берешит, 1:26). Благодаря тому, что человек имеет возможность использовать животных для различных нужд, это раскрепощает его, дает возможность направлять высвободившееся время и силы на духовный рост, работу над собой, на служение Творцу. Поэтому и существует родство между словами бээма – «животное» и бима – «возвышение, пьедестал».

Использование животных на благо человеку не просто разрешено, но и приветствуется. Вся система, сотворенная Всевышним в четком порядке, от простого к сложному, построена на взаимной поддержке и выполнении каждым представителем своей особой роли. Это необыкновенное единство само по себе является утверждением господства Творца, воспевает Его неповторимость, могущество и почет. Органические соединения питают растительный мир, растения, в свою очередь, дают корм животным, а они являются пищей и средством для исполнения нужд человека. И человек, венец творения, вершит добро и справедливость, выполняя волю Создателя. Это и есть смысл фразы: «И поместил Всевышний Адама в саду эдэн, для того, чтобы обрабатывать и охранять его». Значит, тот, кто выполняет свою миссию верно, живет достойно, создает себе Ган Эдэн и пребывает в этом райском саду света и благополучия.

Использование животных для нужд человека, даже если это связано с их умерщвлением или причинением им неудобств и страданий, разрешено. Но, будучи творением милосердным, человек не может радоваться гибели живого, и поэтому не произносят благословения на новую одежду или обувь, если для ее изготовления необходимо умертвить животное. Всякое действие, которое доставляет боль или мучение животному, даже если оно делается для пользы людей, должно быть оговорено законом. Общее правило можно сформулировать приблизительно так. Те способы, которыми обычно не пользуются для достижения цели, и они сопряжены с мучениями и смертью животных, как правило, запрещены. Или, во всяком случае, нуждаются в детальном рассмотрении специалистами еврейского закона. Умерщвление или причинение боли животным без всякой пользы категорически запрещено. Более того, если есть возможность спасти животное или уменьшить его страдания, мы обязаны это сделать, и кроме проявления естественного чувства жалости, необходимо помнить о том, что тем самым мы выполняем важную заповедь Торы. Как мера за меру, Всевышний спасет и обережет того, кто заботится и любит Его творения, даст ему мир, уверенность и защиту.

Приведем вкратце некоторые законы, связанные с правильным отношением к животному миру.

Запрет причинять страдания животным и беспричинно уничтожать их распространяется на все виды и классы фауны, включая насекомых, которые обладают более низкой болевой чувствительностью, чем млекопитающие.

Запрет касается как хозяев животного, так и посторонних людей, и распространяется также и на животных, которые никому не принадлежат.

Причинять страдания животным запрещено, как прямыми действиями, так и косвенным образом. Как самому, так и с помощью других. И нет разницы, с помощью чего причиняются страдания: руками или посредством приборов и установок. Как активными действиями, так и пассивно (не дать корм, не открыть доступ воздуха, не включить обогрев и т. п.) запрещено мучить животных.

Если животное претерпевает страдания, необходимо его вызволить и спасти. Примеры этому: котенок, попавший в яму, птица, которая не находит выхода на волю. Нужно воспрепятствовать детям, бросающим камни в животных и т. д. Если спасение животного связано с унижением достоинства человека и его позором, то нет обязанности спасать животное.

Во время шхиты – кошерной резки животных – необходимо выполнить несколько предписаний. Животное не должно видеть, как режут других животных. Когда его кладут на землю перед тем, как делать шхиту, следует его положить аккуратно, стараясь максимально снизить причиняемую ему боль. Запрещено подвергать животное электрическому шоку с целью облегчения процесса шхиты. Даже тех животных, которых умерщвляют не для использования в пищу, следует умерщвлять наиболее безболезненным способом.

Существуют послабления в ряде законов Субботы, связанные с облегчением страданий животного. Это отдельная обширная тема, и поэтому в каждом конкретном случае необходимо дополнительно выяснить закон.

Существует запрет есть до того, как накормили животных. Конечно, речь идет о тех животных, пропитание которых всецело зависит от этого человека. В случае, если животное добывает себе пищу самостоятельно, либо если был назначен кто-то другой для кормления животного и ему было предоставлено все необходимое, хозяин не обязан ждать с трапезой. Если же животное питается тем, что остается после трапезы хозяина, разрешено сначала поесть самому, а потом накормить животное. Согласно некоторым мнениям, данный закон не распространяется на питье.

Рассмотрим некоторые ситуации, при которых человек использует животных в своих целях.

Разрешено умертвить животное с целью предотвращения ущерба или страданий человека. Как, например, уничтожение некоторых видов грызунов, пресмыкающихся, насекомых, хищников. А также для того, чтобы предотвратить нарушение (чтобы насекомое случайно не попало в еду, и его не съели бы по ошибке). Можно убить животное ради исполнения заповеди. Например, в случае с козлом отпущения, которого сбрасывали в пропасть в Йом Кипур. Разрешено умерщвлять животных также для приготовления лекарств и в целях лечения, что включает и проведение медицинских опытов.

Согласно некоторым мнениям, нет запрета причинять животному страдания для улучшения его качества или внешнего вида.

Охота ради развлечения запрещена. Однако для нужд человека – разрешена, даже если она сопряжена с умерщвлением или причинением боли.

Разрешено выставлять животных на обозрение в зоопарке и зоосаде, отлавливать, продавать и покупать с целью украшения интерьера.

Разрешено выполнять различные общепринятые работы с помощью животных: езда верхом, транспортировка грузов, пахота и т. д. Разрешено использовать животных в качестве сторожей, а также для поиска наркотиков, оружия и взрывчатки, выявления контрабанды и т. п. Езда верхом разрешена, даже если это делают исключительно ради развлечения и отдыха.

Запрещено пользоваться животными в качестве живой мишени, как, например, во время военных учений.

Дрессировка животных и представления с их участием разрешены в случае, когда это не доставляет животному страданий. В противном случае, следует выяснить у раввина, как правильно поступать. Корриды и другие виды боев с участием животных однозначно запрещены. И посещение такого рода зрелищ является выражением поддержки и одобрением нарушения, и категорически возбраняется.


http://www.beerot.ru/?p=52035