Змей поражает в пятку — о вреде привычек

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

592
даже если змея обвилась

Когда говорится о грехе первого человека, перечисляются наказания, которыми Всевышний наказал всех участников греха. Змею Всевышний сказал так: «И будет вражда между тобою и между женщиной, между твоим потомством и ее потомством, она тебя поразит в голову, а ты ее поразишь в пятку».

В книге Дварим, в начале главы Экев, есть параллельное этому место. Комментирует Раши великие благословения, которые дает Всевышний народу Израиля, если мы будем следовать Его путями – даже в том, что человек «топчет пяткой». Эта фраза означает, что есть вещи, к которым человек привычен, и до таких вещей Тора не доходит. Например, человек привык кричать на свою жену. Возможно, когда-то он слышал на уроке, что кричать на жену нельзя – но он привык кричать, и в момент срабатывания привычки никакие слова Торы не приходят ему на ум.

Какое же отношение пятка имеет к дурным привычкам? Ноги на Святом языке называются «раглаим». Корень этого слова такой же, как и в слове «эргель», «привычка». Ноги ходят по привычке. И всем известен феномен, когда при смене квартиры в том же районе ноги «сами приводят» человека на старую квартиру. Более того, есть у нас закон, по которому человек, в случае необходимости, может учиться, говорить вторую половину Шма и большую часть брахот даже на ходу – потому что голова может быть занята учебой или молитвой и никак не участвовать в том, куда «несут» человека его ноги. Есть здесь лишь одна опасность: когда ноги думают, что они совершенно самостоятельны и никак не связаны с головой, то можно куда-то не туда пойти…

Пятка – самое нечувствительное место в ноге. В Торе и заповедях есть места, в которых человек максимально чувствителен к тому, что он делает, правильно или неправильно. Как правило, сфера эта довольно небольшая, и хорошо бы постараться расширить ее как можно больше. При этом, есть сферы, в которых человек не чувствует абсолютно ничего. У него есть привычки, по которым он живет и исполняет даже заповеди, но сказано про такого человека, что он «топчет заповеди пяткой». Именно в это место его поражает Змей! Человек должен стремиться освящать всю свою жизнь Торой; места же, до которых свет Торы не доходят – как пятка, места мертвые, покрытые ничего не чувствующей огрубевшей кожей.

Лично меня многому научила следующая история. Одной женщине предложили шидух – какого-то молодого человека. Узнав про предстоящую помолвку, люди, знакомые с его семьей, стали отговаривать женщину всеми силами от такого союза по одной лишь причине: в семье этого молодого человека существовала традиция в нескольких поколениях – бить жен. Казалось бы, какое отношение это имеет к молодой паре, неужели они будут так жить? К тому же, про жениха практически ничего не было известно, кроме такого вот «наследия предков»… Женщина советовалась с равом Зильбером, ее возили к раву Нисиму Карелицу – все уговаривали ее расторгнуть шидух. Однако никакие увещевания не помогли. Молодые люди поженились – и через какое-то время все встало на свои места: неоднократно побитая, она получила гет.

Почему так произошло? Почему все так единодушно оговаривали ее от этого брака? При том, что ничего дурного, кроме «наследия предков», про юношу сказать не могли, просто не знали. Дело в том, что есть привычки, которые человек ребенком «впитывает с молоком матери», то, что он ежедневно видит в доме, прочно укореняется в его сознании как норма. Привычки такие очень и очень трудно сломать, особенно, если они возведены в традицию не одного поколения…

Колоссальная проблема нашей общины в том, что с детства мы видели вокруг себя много зла. Самое естественное для любого человека – копировать то, что он видел в собственном доме. Любые наши привычки, любые реакции «на автомате», не подкрепленные мудростью Торы, надо проверять не менее тщательно, чем хамец перед Песахом – в большинстве своем такие наши привычки не имеют под собой хорошей основы.

Представим себе ситуацию, а возможно – это наша с вами ситуация. Парень сделал тшуву в России, пошел учиться в ешиву «Торат Хаим» (или в другую хорошую ешиву), сделал алию, попал в хорошую израильскую ешиву, талмид хахам, прекрасный товарищ, – только лучшие отзывы! В добрый час ему находят подходящую пару – девушку, тоже москвичку, с высшим образованием, училась в семинаре там, тут – бейс яков, исключительные мидот.

Молодые люди женятся, и тут наступает время сюрпризов, потому что, как говорить с женой (с мужем), как строить ежедневную, рутинную жизнь, ни в ешиве, ни в семинаре не учили. В бейс якове не учили (сейчас уже начали) девочек выстраиванию гармонии в семье! В идеальной ситуации и жених, и невеста воспринимают это в родительском доме. Даже если перед свадьбой и невеста, и жених занимались с хорошими мадрихами, которые наряду с практической алахой уделяют большое внимание ашкафе, духовному аспекту семейной жизни – чему они могут научиться за несколько встреч?

Парень и девушка из традиционных семей все необходимые навыки для того, чтобы построить крепкую еврейскую семью, получают у себя дома, а занятия с мадрихом и мадрихой перед свадьбой нужны им лишь для того, чтобы выучить несколько вещей касающихся непосредственно супружеской жизни, которые в силу скромности были от них скрыты. И совершенно непонятно, откуда черпать знания о гармоничном построении семьи людям, вышедшим, мягко говоря, не из самых идеальных в плане шлом байта домов? И, тем не менее, я с большой благодарностью Всевышнему вижу вокруг себя много хороших, крепких, правильных еврейских домов; надо знать и понимать, что тут есть огромная Помощь Свыше!

Сказано, что «по той дороге, по которой человек выбирает идти, Всевышний ему помогает идти». Вдумаемся в каждое слово – человек изначально должен сделать первый шаг и продолжать движение, и только тогда он удостоится Помощи Свыше. Нам важно самим в первую очередь постараться освятить каждый уголок своей семьи светом Торы, и Творец будет нам в этом помогать. Змей поражает нас в пятку – в темные стороны нашей жизни, о которых мы забываем в ежедневной рутине, полагаясь на привычку. Свет Торы нам надо постараться направить именно на эти места, «оживить наши пятки». Как бы глубоко и прочно не сидело в нас зло, привнесенное из «прошлой жизни», можно и нужно изменить себя и свои привычки. Любое старание в этом направлении многократно окупится – а там, где не будет хватать собственных сил, мы удостоимся Помощи Свыше.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=52166