Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 4 — Сила злоязычия

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

410
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 4. Сила злоязычия

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Сила злоязычия настолько велика, что оно равноценно трем тяжким грехам, как сказали в трактате Арахин (15б) и в мидраше Шохар тов: «Учили в Доме учения рабби Ишмаэля: каждый злоязычный умножает грех, и это равноценно трем преступлениям – идолопоклонству, разврату и кровопролитию – вместе взятым. Сказано [о злоязычии]: «Язык, говорящий гдолот (великое)» [буквально «великие»; потому он и равноценен тем тяжким грехам, о каждом из которых сказано отдельно, что он «великий»] (Теилим, 12:4), – тогда как об идолопоклонстве сказано: «О, совершил сей народ грех великий» (Шмот, 32:31) [о грехе золотого тельца]; и о разврате сказано: «И как совершу я это великое зло?» (Берейшит, 39:9) [слова Йосефа жене Потифара]; а о кровопролитии сказано: «Велик мой грех, непростителен» (Берейшит, 4:13) [слова Каина, убившего Авеля], – <и это должно> сообщить тебе, что грех злоязычия тяжелее, чем те три. Другое объяснение: убивающий человека убивает только одного, тогда как злоязычие убивает троих: того, кто рассказывает, того, кто верит рассказываемому, и того, о ком рассказывают. Откуда это учат? На примере Доэга, который говорил дурное об Ахимелехе перед Шаулем [Ахимелех – коэн из города коэнов Нов, и он помог Давиду, бежавшему от Шауля, когда тот преследовал его; а Доэг донес об этом Шаулю; см. Шмуэль I, гл. 21]. В результате были убиты все трое: Шауль, который поверил рассказываемому; Ахимелех, о котором говорили; и также Доэг, говоривший о нем. Шауль – как сказано (Шмуэль I, 31:6): «И умер Шауль…»; Ахимелех – как сказано (там же, 22:16): «Смертью умрешь ты, Ахимелех»; Доэг – о нем сказали, что он был выведен из мира, как сказано: (Теилим, 22:7): «Также (и) Б-г искоренит тебя навеки» [так же, как из-за тебя Шауль убил тех коэнов; см. Мецудат Давид там] – из мира вечности; и что было причиной всего этого? Злоязычие!»

Написано в Сифри, а также в Арахин, 15а: «Десятью испытаниями испытаны были наши отцы, но приговор им был подписан только за злоязычие, как сказано (Бемидбар, 14:22, 23): «Так все эти люди, видевшие славу Мою и знамения Мои, которые Я совершал в Египте и в пустыне, и испытывавшие Меня уже десять раз, и не слушавшие гласа Моего, – не увидят земли, которую Я клятвенно обещал отцам их», и сказано: (Малахи, 2:17): «Утомили вы Г-спода словами вашими»».

И также мы находим в мидраше Шохар тов и в Иерусалимском Талмуде, Пеа, 1:1, что в дни царя Ахава, хотя и служили идолам, побеждали в войнах, так как не было у них злоязычия. Доказательство этому – то, что они не донесли на пророка Овадью, который укрыл и кормил сто пророков в двух пещерах, и никто не открыл [не только царю и царице, но даже Элияу не знал], что есть пророки в Израиле, кроме Элияу, который сказал (Млахим I, 18:22): «И сказал Элияу народу [собравшемуся у горы Кармель в присутствии царя]: «Я один остался пророком Г-сподним»», – хотя все об этом знали и давали возможность Овадье снабжать тех пророков хлебом и водой (как пишет Сефер мицвот катан в Биур а-давар, см. там). А в конце дней Шауля, когда было среди людей злоязычие, что видно на примере Доэга и на примере зифийцев (см. о них Шмуэль I, 23:19, 26:1), хотя и не было идолопоклонства, как при Ахаве, и были у них дети, знавшие сорок девять сторон [способов толкования] Торы, – выходили на войну и погибали.

И еще злоязычие приводит к устранению Шехины из Израиля, как сказали мудрецы в Мидраш раба, гл. Шофтим: «Сказал рабби Муна: каждый, кто занимается злоязычием, изгоняет Шехину из нижних [миров] в высшие. Знай, что сказал Давид (Теилим, 57:5‑7): «Душа моя среди львов, лежу я среди огня пылающего, среди сынов человеческих, чьи зубы – копье и стрелы, а язык их – меч острый». И что сказано вслед за этим? «Поднимись над небесами, Б-же, над всей землей слава Твоя». Сказал Давид: «Властелин мира! Что делает Шехина внизу? Подними Шехину на небеса!»» И подобное этому находим в Мидраш раба, гл. Ки теце: «Сказал Всевышний: в этом мире из-за того, что было среди вас злоязычие, Я удалил Шехину от вас». [И сходное с этим мудрецы сказали также в Арахин, 15б: «Сказал рав Хисда от имени мар Уквы: «О каждом, кто занимается злоязычием, сказал Всевышний: Я и он – не можем ужиться в этом мире, как сказано и т. д.»»]. И Иерусалим был разрушен во времена Второго Храма не из-за чего иного, как из-за злоязычия, которое было тогда из-за напрасной ненависти между людьми, как сказали мудрецы в трактате Йома, 9б [и Гитин, 56 и 57б от имени р. Элазара, как объясняет там Раши, начальные слова Веайну].

И тот, кто ссорит своим злоязычием и рехилутом (сплетнями) людей, любящих друг друга, и создает разногласия между ними, – такой человек отвратителен Всевышнему, и тяжелее этот грех, чем гордыня, ложь и пролитие невинной крови, как сказано в Мишлей, 6:19: «Вот шестеро, которых ненавидит Г-сподь, и семеро [те же шесть и еще один], которые мерзостны Ему. Глаза гордые; язык лживый; руки, проливающие кровь невинную; сердце, задумавшее зло; ноги, бегущие к злу; лжесвидетель, произносящий ложь; и сеющий раздор между братьями». И сказали наши мудрецы (Ваикра раба, 16), что грех седьмого – тяжелейший из всех.

Более того, мы находим в Мидраше, что Всевышний не хочет иметь ничего общего с тем, кто привычен к злоязычию, чтобы спасать его от бед, и нет у человека другого выхода, кроме одного: оберегать свой язык, а себя самого, постоянно – от пребывания среди людей, говорящих дурное о ближних.

И вот что говорит мидраш и Сифри зута [который приводит Ялкут на главу Ки теце]: «Сказал Всевышний: от всех бед, которые приходят к вам, Я могу вас спасти, но от злоязычия – спрячь себя сам, и не будет тебе вреда. Чему это можно уподобить? Был один богач, который любил человека из деревни, и однажды пришел туда справиться о его благополучии. А там была бешеная собака, кусавшая людей; и сказал этот богач тому, которого любил: «Сын мой! Если ты должен кому-то деньги – я заплачу за тебя, и ты не прячься от него. Но если увидишь бешеную собаку – от нее прячься! Ведь если она тебя укусит – я не знаю, что делать». Так сказал Всевышний (Иов, 5:19): «В шести бедствиях Он спасает тебя», и далее (там, 5:21): «От бича языка укроешься ты»». Смотри же, какими верными и точными словами описывают наши мудрецы положение человека, растленного этим грехом, сравнивая его с укушенным бешеным псом! Тот и другой действительно находятся в сходном положении; ведь, как сказано в трактате Йома, 84а, для укушенного нет излечения! И о злоязычии тоже сказано, что для того, кто привычен к этому греху, не дай Б-г, нет исправления, и подобное сказано в трактате Арахин, 15б: «Злословил – нет ему исправления».

[Примеч. автора. До чего же меткое и удачное сравнение приводят здесь наши мудрецы! Ведь при внимательном рассмотрении можно найти у злословящего все приметы бешеной собаки, перечисленные нашими мудрецами в 8-й главе трактата Йома (83б), и потому с ним связан тот же дух нечистоты, что и с той собакой. И вот что сказано там в Гемаре: «Пять признаков у бешеной собаки: открытая пасть; капающая слюна; обвисшие уши; хвост свисает между ляжек; она идет по обочине улицы; некоторые говорят – лает, но голоса не слышно и т. д. Потерся об нее – есть в этом опасность; укушенный ею – умирает. Потерся об нее, и это опасно – как это исправить? Снять одежду, бросить перед ней и убежать».

А теперь объясним все это.

1) «Рот открыт» – также и у привычного к злоязычию рот всегда открыт, чтобы говорить о ком придется, о малом и большом.

2) «Капает слюна» – потому, что есть над той собакой дух нечистоты, и обуреваема она великой злобой и наглостью, которые – в природе ее (как сказали наши мудрецы, Бейца, 25б: «Есть трое наглых: наглейший из зверей – собака…»), так, что готова проглотить всех, кто попадется ей. Из-за этого у нее капает слюна, в частности, из-за того, что рот открыт и нет преграды, которая задерживала бы ее. Так и у привычного к злоязычию, который постоянно злобствует на любого, на кого придет ему в голову. И еще еще одна деталь, благодаря которой ясно, насколько уместно здесь сравнение. Бешеная собака всюду роняет слюну, которая является естественным выделением всякой собаки и чрезвычайно омерзительна, а у бешеной – особенно, и всякое место, где она побывала, даже считанные мгновения, помечено (даже после ее исчезновения оттуда) слюной, истекающей из постоянно открытой пасти. Точно так и у постоянно злословящего: рот у него открыт, как у той собаки, и оставляет за собой зловоние во всяком месте, где он побывал, и присутствие его оставляет там свой след.

Еще три признака есть у бешеной собаки: обвисшие уши и т. д., как говорилось выше. Дело в том, что бешеный пес, помимо того, что укус его чрезвычайно опасен, как говорилось выше, одержим желанием перекусать всех, кто ему встретится; и чтобы люди не прятались от него из-за огромной опасности по причине злого духа, властвующего над ним, как мы писали выше, он прячется и скрывает себя всеми способами – а затем внезапно нападает на человека и кусает его. И потому он идет, а не бежит, причем по обочине улицы, а не посередине ее, навстречу людям [которые обычно ходят посередине, как сказали наши мудрецы (Бава кама, 60б): «Человек никогда не должен ходить по обочине»], – чтобы всякий видящий его думал, что он спокойно идет по своим делам. И потому также его уши свисают – ведь известно, что Всевышний дал собаке острый слух, чтобы она могла охранять своего хозяина и себя от всякого вреда. И потому этот пес, одержимый жаждой напасть на любого встречного, идет по обочине улицы, и его уши свисают [выглядят большими, сложенными пополам книзу, как пишет Раши там, в Йома, 83б], – как будто он идет своим путем и не желает слышать ничего по сторонам. По той же причине также и хвост его – между ног: он его не поднимает и этим показывает всем, будто он спокоен, уверен в себе и не имеет желания приходить в возбуждение и бросаться на людей, которых видит перед собой. А некоторые говорят, что он лает, но голоса не слышно – по той же причине: чтобы все думали, что он – лучшая из всех собак, и совсем не остерегались. Все эти действия производит дух зла, властвующий над ним.

Точно таков и человек, постоянно злословящий: помимо того, что он постоянно следит за происходящим в домах у горожан, чтобы было, что потом повсюду рассказывать [как пишет Раши в главе Кдошим, Ваикра, 19:16], он притворяется совсем не таким. Когда о нем распространяется дурная слава – что он вынюхивает обо всех и переносит от одного к другому, так, что он делается колючкой в глазах жителей города и все остерегаются его, – тогда он ходит, неспешно и незаметно, по обочине улицы, будто ничто его не касается, – чтобы выведать все, что делается в городе открыто и тайно. И точно таким же образом, занимаясь злословием и говоря рехилут, он действует обманом, будто бы «просто так», без задней мысли, и говорит не по-простому, как есть, а намеками, чтобы собеседник сам понял остальное. Слова «уши его – обвисшие, а хвост – между ног» относятся к нему так же, как и к той бешеной собаке: хотя внутри он распираем пылающими в нем чувствами, особенно желанием услышать обо всем, что делается в городе, и побежать, выведывая все, от одного к другому, – тем не менее, он пытается предстать взору всех таким, будто бы подавляет все свои движения и для всех хорош, – и не желает слышать ни о чем, что делается у людей! И все это – чтобы жители города не остерегались его совершенно, и все было бы перед ним открыто. «Некоторые говорят – лает, но голоса не слышно», – поскольку злоязычием своим он вредит людям втайне. Особенно это относится к тем, кто пишет пасквили; о них сказано (Дварим, 27:24): «Проклят поражающий ближнего своего втайне». И все это – чтобы ближний не мог уберечься от него, и благодаря этому он смог бы причинить ему ущерб так же как бешеный пес. И потому пристает к человеку, привычному к злоязычию, злой дух, тот самый, который властвует над бешеной собакой, и мидраш Сифри уподобляет его укушенному бешеной собакой, над которым тоже властвует тот дух]. [И конец этого отрывка объясняется отдельно, см. в конце гл. 16].

И надо ли мне продолжать еще так же подробно о тяжести этого ужасного греха, если уже сказали наши мудрецы, что совершающий его подобен преступающему заповеди всех пяти книг Торы и отрицающему все основы жизни по Торе, не дай Б-г, – и так сказано в Мидраш раба (Ваикра, 16:1): «Сказал рабби Йеошуа бен Леви: «пять Тор» (учений) упомянуты в этой главе: «Вот Тора (учение) о нэга (язве) цараат (особый вид поражения тела человека, или одежды, или дома) (Ваикра, 13:59)»; «Вот Тора о всякой нэга цараат» (там, 14:54); «Это будет Торой для а-мецора (пораженного цараат)» (там, 14:2); «Вот Тора для того, на ком нэга цараат» (там, 14:32); «Вот Тора о цараат» (там, 14:57). Сказано: «Это будет Торой для а-мецора»; слово «а-мецора» – это (сокращенно) а-моци шем ра (распространяющий ложь; см. Дварим, 22:14, 19); это учит нас, что каждый занимающийся злословием считается преступающим сказанное в пяти книгах Торы».

И сказали наши мудрецы в трактате Арахин, 15б: «Сказал рабби Йоханан от имени рабби Йосе бен Зимра: каждый, кто занимается злословием, как будто отрицает основы жизни по Торе, как сказано: (Теилим, 12:5): «(Истребит Г-сподь тех) которые сказали: языком нашим сильны будем, уста наши с нами – кто нам господин?»» О причинах этого сказано в книгах по богобоязненности: известно, что желающий сказать дурное о ближнем оглядывается сначала по сторонам, – не стоит ли где-нибудь тот, о ком он собирается говорить, – и тогда уже делает свое дело, будто глаз Свыше не видит его, не дай Б-г; подобное сказали наши мудрецы о воре. И в мидраше Танхума (Мецора, 2) сказано: «Тяжек грех злоязычия, ибо не исторгает его человек из уст своих, пока не отвергнет Всевышнего полностью, как сказано: «(Истребит Г-сподь тех) которые сказали: языком нашим сильны будем и т. д.» (Теилим, 12:5)».

И потому всякий, у кого только есть разум, должен постоянно чувствовать, что надо пробуждать себя к священной войне против своего дурного побуждения, чтобы не попасть в ловушку большого и тяжелого греха злоязычия; и тогда – хороша его участь и в этом мире, и в будущем.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53459