Еда, питье и сон в синагоге и в доме учения — или над ними

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

783
пустые синагоги

В синагоге и в доме учения запрещено спать, есть, пить и курить. Согласно некоторым мнениям, при необходимости не возбраняется выпить стакан воды в синагоге или бейт мидраше. Пользование нюхательным табаком разрешают. Трапезы, связанные с исполнением заповедей: помолвка, шева брахот (семь благословений), брит (обрезание), пидьён а-бен (выкуп первенца), бар-мицва (совершеннолетие), кидуш (трапеза, посвященная рождению дочери), угощение в память об усопшем, которое выставляют в день годовщины смерти – йорцайт – для поднятия души усопшего, трапезы, посвященные завершению трактата, – принято устраивать в синагоге и в доме учения. Однако если можно устроить такую трапезу в другом месте без больших потерь, предпочтительнее поступить так.

Тем, кто постоянно изучает Тору, разрешено есть, пить и спать в доме учения, для того чтобы не тратить время на переход с места на место. В случае, если возможно поесть, попить или отдохнуть в другом (будничном) месте, не теряя времени, следует это сделать. [Подчеркнем, что данное исключение касается только питья, еды и отдыха. Но праздные разговоры абсолютно запрещены также и тем, кто постоянно изучает Тору! В книге «Мишна Брура» великий Хафец Хаим задает риторический вопрос, объясняя этот запрет: «а что, талмид хахам (мудрец Торы) не обязан бояться святынь?!» – примечание редакции.]

Действия, которые запрещено совершать в синагоге и доме учения

В синагоге и доме учения запрещены любые действия, не связанные напрямую с молитвой или с изучением Торы. Даже ремонтные работы для нужд самой синагоги или самого дома учения запрещены, если их возможно осуществить за пределами их стен.

Продажа квасного (хамца) перед праздником Песах разрешена. Совершать расчеты, связанные с исполнением заповедей, разрешено. Например, подсчитывать расходы и доходы синагоги или ешивы, пожертвования неимущим, нуждающимся невестам, и т. п. Будничные расчеты запрещены.

Как-то поступило предложение от телефонной компании установить антенну на крыше синагоги. Предлагались весьма выгодные условия. Организаторы синагоги обратились к раввину и получили ответ, что это запрещено.

Запрещено использовать здание синагоги и дома учения для обучения детей или взрослых светским наукам, языку, письму и пр. Разрешено устраивать лотереи и раздачу призов и подарков детям, участвующим в изучении Торы, чтении Теилим и т. п.

В помещении синагоги и дома учения запрещено стричься и стричь ногти. Однако халаке – первая стрижка, которую делают ребенку по достижению трех лет – разрешена.

Разрешено оплакивать усопших в синагоге и произносить траурные речи.

Место над синагогой и домом учения

Правила достойного отношения к синагоге и дому учения отчасти распространяются и на помещения, находящиеся над ними. Над тем местом, где установлен ковчег со свитком Торы, запрещено устраивать туалет, ванную, спальню. Один из основных комментаторов «Шулхан Аруха» – «Турей Заав» – связывает преждевременную смерть своих сыновей с тем, что они жили над залом, где изучали Тору.

В связи с этим хотелось бы рассказать о случае, произошедшем с автором этих строк. Молодая семья – муж, жена и ребенок. Необходимо срочно найти квартиру на съем. Приличную, недорогую, в удобном районе. После долгих поисков наконец-то отыскалась замечательная квартира. Три комнаты, два балкона, частично меблирована. Очень дешево. В сказочном месте – Иерусалим, район Бар-Илан, улица Оалей Йосеф. Сняли на год с планами на продление аренды еще на несколько лет. Когда я пришел в колель и радостно сообщил товарищам о том, что наконец нашел то, что искал, и более того, чтобы помолиться, достаточно сойти со второго этажа на первый, где размещается синагога и бейт а-мидраш, трудно было не заметить смущение и разочарование товарищей по учебе. Хеврута – тот, с кем мы учились в паре – сдавленным голосом поведал о том, что перед тем, как я вошел, в колеле шло обсуждение слов «Турей Заав» о том, как опасно жить над синагогой и домом учения. Руководитель колеля посоветовал пойти вместе со знающим и опытным аврехом, р. Шмуэлем Браверманом в ту самую синагогу, над которой я снял квартиру, и подробно выяснить, о чем идет речь. После чего с полученной информацией съездить к раву Азриэлю Оербаху и спросить, как следует поступить. Реб Шмуэль задал раввину синагоги ряд вопросов о том, как была построена синагога, где размещается ковчег со свитком Торы и т. д. Из ответов явно следовало, что при устроении синагоги были исполнены все условия и приняты все необходимые меры для того, чтобы было возможно жить над ней. Но… В завершении беседы раввин рассказал нам, что у семьи, жившей в этой квартире (над синагогой), случилась трагедия: их ребенка насмерть сбила машина. Я поехал к раву Азриэлю Оербаху, рассказал о принятых при устроительстве синагоги мерах, на что рав сказал, что разрешено жить над ней. Но когда я прибавил к сказанному историю о трагическом происшествии, рав сказал: разрешено, но это не наилучший выбор квартиры («Мутар, аваль ло меудар»). Отказаться от прекрасной квартиры, найденной с таким трудом, за которую уже уплачено на полгода вперед, нелегко, но с другой стороны – ответственность перед женой и ребенком, и вообще – заповедь остерегаться опасности… Рав Ицхак Зильбер был жив, и я отправился к нему узнать, каково желание Творца. «Поищи что-нибудь другое», – посоветовал Учитель. «А как быть с оплатой на полгода вперед, квартирой и договором на съем до конца года?» – «Найди других квартирантов». «Как я могу «подставить» другого еврея, предложив ему опасное место?» – «Ты прав. Я подумаю». Понятно, что после того, как Рав «подумал», хозяин квартиры согласился чудесным образом, чтобы я нашел вместо себя других квартирантов. Понятно, что этими «квартирантами» оказался раввин синагоги, который знал обо всем. Договор был расторгнут. Деньги возвращены. И квартира нашлась. Маленькая, без балконов, но не над синагогой. Это случай из жизни. В каждой конкретной ситуации следует спросить у раввина, как поступать.


http://www.beerot.ru/?p=53513