Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 5 — Наказание привычным к злоязычию — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

379
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 5. Наказание, положенное привычным к злоязычию

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

До чего же велико наказание человека, привычного к злословию, который сам приводит на себя язвы речами своими и становится из-за них мецора мухлат – окончательно нечистым из-за язвы мецора [не нуждающимся в проверке семидневным уединением], как написано в Арахин, 15б: «Всякий злословящий поражаем язвами, как сказано (Теилим, 101:5): «Злословящего втайне на ближнего своего – его ацмит» и т. д.». [Объяснение: слово ацмит связано с объявлением язвы окончательно нечистой и, как учат там в Гемаре, ацмит – от слова цмитут, которое употребляется при продаже, не ограниченной временем]. Сказал Рейш Лакиш: ««Это будет Торой (учением) для а-мецора» (Ваикра, 14:2), – Торой для а-моци шем ра (распространяющего ложь)».

Смотри, как устрожает Тора в законах о нечистоте мецора, – они строже, чем для нечистоты зав (болезненного истечения), или кери (истечения семени во сне), или нечистоты, исходящей от мертвого тела, – ведь нечистый мецора не может войти даже в лагерь Израиля [три территории были на стоянках в пустыне: лагерь Израиля; на более высокой ступени святости – лагерь левитов; на еще более высокой – лагерь Шехины, и подобное этому было впоследствии на Святой Земле – в Иерусалиме и Храме; см Псахим, 67а], как сказано (Ваикра, 13:46): «Отдельно должен он жить; вне стана место жительства его».

И сказали там (Арахин, 16б): «Чем отличается нечистота мецора, что Тора сказала [о пораженном ею]: «Отдельно должен он жить»? Он внес разлад между мужем и женой его, между человеком и ближним его, и потому сказала Тора: отдельным будет место жительства его. И сказал раби Йеошуа бен Леви: как же сильно отличается мецора – так, что сказала Тора: «Принесет двух птиц для очищения своего»! Сказал Всевышний: он занимался патит [постоянные разговоры], – так пусть принесет жертву патит [«болтливую»; Раши там: «птицы щебечут постоянно»]».

Наши мудрецы (Сифри) пишут о сказанном в Торе (Дварим, 24:8): «Береги себя от язвы а-цараат и т. д.», и сразу за этим (там, 24:9): «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям», следующее. Какое отношение имеет одно к другому? Учит Писание, что она наказана не за что иное, как за злоязычие. И если Мирьям, которая говорила только о своем младшем брате, была наказана, – тем более тот, кто говорит о человеке большем, чем он. И еще: если Мирьям, которую, когда она говорила, не слышал никто, кроме Всевышнего, как сказано об этом (Бемидбар, 12:2): «И услышал Г-сподь», была так наказана, – тем более будет наказан тот, кто говорит в осуждение ближнего при многих.

Также стих Писания (Коэлет, 5:5): «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою и не говори перед ангелом: «Это – ошибка»! Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего и погубил дело рук твоих?», – наши мудрецы объясняют так (Ваикра раба, 16): не произноси злословия устами своими, чтобы подвергнуть наказанию всю плоть твою за этот грех. Мудрецы объясняют, что Писание говорит здесь о Мирьям: «Не давай устам твоим и т. д.», – это о Мирьям, как сказано (Бемидбар, 12:10): «И вот, Мирьям (покрыта) цараат, как снегом». Слова: «И не говори перед ангелом» – перед Моше, как сказано (Бемидбар, 20:16): «И послал ангела, и вывел нас из Египта», а слова: «Это – ошибка», – как сказано (там, 12:11): «Что мы поступили глупо и согрешили». Слова: «Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего», – о злословии, произнесенном тобой против Моше, как сказано (там, 12:9): «И возгорелся гнев Г-спода на них, и Он отошел». «…И погубил дело рук твоих», – сказал раби Йоханан: устами своими она согрешила, и были поражены все органы ее, как сказано (там, 12:10): «И облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта проказою, как снегом», – и это то, о чем сказано: «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою и т. д.» (Коэлет, 5:5), а также: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Мишлей, 21:23).

Вот что говорят об этом в Дварим раба, 6.

Сказал раби Хагай: не приходят негаим [язвы цараат] ни от чего другого, как от злоязычия. Мудрецы сказали: знай, что это так, – ведь к Мирьям, праведнице, прилипли негаим из-за того, что она говорила о своем брате Моше, как сказано (Дварим, 24:9): «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям в дороге при выходе вашем из Египта», и об этом сказало Писание (Теилим, 50:20): «Сидишь, на брата своего наговариваешь, у сына матери твоей находишь изъян». Сказал раби Йеошуа бен Леви: если приучил ты свой язык говорить о брате по отцу твоему, но не от матери, то в конце концов «у сына матери твоей найдешь изъян», – ибо всякий, кто наполнил свое сердце (желанием) говорить о ком-то большем, чем он сам, причиняет себе зло, ибо прилипнут к нему негаим. А если ты не веришь, то праведница Мирьям – знак для всех привычных к злоязычию, согласно сказанному: «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям и т. д.». Сказал раби Шимон: и если с Мирьям, праведницей, у которой не было намерения злословить, и говорила она о своем брате ради блага его, так случилось (см. в Хафец хаим, правило 8, в Беер маим хаим), – то тем более злодеям, злословящим намеренно против ближних своих, чтобы оборвать нить жизни их, отрежет Всевышний их языки, как сказано (Теилим, 12:4): «Истребит [букв. «отрежет»] Г-сподь все уста, сеющие раздор».

Также мы находим, что разведчики земли Израиля (см. гл. Шлах леха) умерли за свой грех злоязычия страшной смертью, как сказали наши мудрецы (Сота, 35а): ««И умерли эти люди, распустившие худую молву о земле, от мора пред Г-сподом» (Бемидбар, 14:37); сказал раби Шимон бен Лакиш, что умерли они страшной смертью». И сказали там, в Гемаре: это учит нас, что вытянулись их языки до пупа, и черви выходили из их ртов и входили в язык, а из языка входили в пуп.

И сказали мудрецы в Арахин, 15а: «Смотри, как велика сила [велико наказание] клеветника; где мы ее видим? В истории с разведчиками: если так было с теми, которые клеветали на деревья и камни, то тем суровее будет [наказание] того, кто клевещет на ближнего».

Из всего этого мы можем сделать вывод о суровости возмездия посредством язв и прочих наказаний за тот грех, а тем самым и о величии награды того, кто оберегает себя от этого греха, – поскольку мера награды у Всевышнего превосходит меру наказания.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53535