Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 9 — О том, как плохо будет грешнику в грядущем

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

326
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 9. О том, как плохо будет грешнику в грядущем

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

В предыдущих главах описывалось наказание бааль лашон (привычного к злоязычию) в этом мире. Теперь же будем разъяснять, сколь велико его наказание в будущем.

Наши мудрецы объясняют, что он принадлежит к одной из четырех групп грешников, которые не встречают лик Шехины, как сказали наши мудрецы (Сота, 42а): «Сказал раби Ирмия бар Аба: четыре группы тех, которые не встречают лик Шехины: льстецы, лжецы, насмешники и занимающиеся злословием… Группа занимающихся злословием, как сказано (Теилим, 5:5): «Ибо не Б-г, желающий беззакония, Ты. Не поселится у Тебя зло», [и также сказали в трактате Шабат (149б)]: «Праведен ты, Г-сподь, и не поселится в твоем жилище зло»». Речь идет о привычных к злоязычию, как объясняет там Раши, и грешник этот именуется злом, как говорится в Агадат Мишлей на стих: «Обман – в сердце злоумышленников» (Мишлей, 12:20): «Сказал рав Хама бен раби Ханина, что того, кто разговаривает с ближним, ест и пьет с ним – и злословит против него, Всевышний именует «зло»».

И он судим в третьем отделении геинома (ада) за свой грех, как говорит Мидраш а-неелам на книгу Рут.

И сколь же велико наказание этих грешников! Оно таково, что из-за тяжести греха почти невозможно очистить их в геиноме, как это описывается в Тана де-вей Элияу, гл. 18: «Соответственно тому, как нечестивцы злословят, и злословие их поднимается до Трона Славы, опускаются ангелы (гнева) из уст Всемогущего, хватают этих нечестивцев, и бросают их в глубины геинома. В этот час откликается геином и говорит перед Всевышним: “Властелин мира! Нет у меня силы взыскать с них в соответствии с мерой положенного им наказания, и весь мир не может взыскать с них в должной мере! И разве он, привычный к злоязычию, не нагрешил от земли до небес? Так пошли же прежде в него свои стрелы с высот, а после того он получит от меня пылающие угли снизу, как сказано (Теилим, 120:3, 4): “Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? Остры стрелы Могучего с углями (из дерева) ротем[угли из него выглядят погасшими снаружи, но пылают внутри подобно разговорам того грешника: говорит открыто перед человеком – любезно, а втайне от него – злословит. Мецудат Давид]”. И нет Могучего, кроме Всевышнего, как сказано (Ирмияу, 32:18): “Б-г Великий и Могучий и т. д.”». Подобное этому сказано также в трактате Арахин (15б), см. там. И насколько же должен человек, стремящийся к духовному росту, укрепляться и остерегаться этого страшного греха, вдумываясь в такое тяжкое наказание – такое, что эта огромная тюрьма, геином, оказывается недостаточной для него, пока не понесет за него грешник также и кару с Небес.

Все разговоры, которые ведет человек своими устами, записываются наверху, как говорит мидраш Ки теце (Дварим раба, 6): «”Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою” (Коэлет, 5:5) … О чем здесь речь? Так как уста злословят, они навлекают грех и ущерб на тело, которое из-за этого понесет наказание, и это означает “вводить в грех плоть твою” то есть уста навлекают грех на плоть. Что означает (сказанное там далее): “Не говори перед ангелом, что это – ошибка”? Чтобы ты не сказал: “Вот я пойду и буду злословить, и никто не узнает”. Говорит ему Всевышний: “Знай, что Я посылаю ангела, и он будет стоять при тебе и записывать все, что ты говоришь о ближнем своем”».

И вот что пишет Виленский Гаон в своем святом послании Алим ли-труфа [приведенном полностью в начале книги р. Х. Фридлендера о воспитании (она имеется в русском переводе под названием «О воспитании в еврейской традиции»)]:

И все приведет на суд – за все речи, и не будет упущена даже маловажная из них. И потому я предостерегаю тебя – приучай себя побольше бывать в одиночестве, так как грех злоязычия – над всем, как сказали наши мудрецы (Тосефта Пеа, гл. 1): «Вот [достойные] дела, плоды которых человек вкушает [уже] в этом мире, но основная награда за них хранится для мира будущего: почитание отца и матери, помощь ближнему, ранний приход в Дом учения утром и вечером, прием в своем доме путников, посещение больных, помощь бедным невестам, проводы умершего, сосредоточенная молитва, восстановление мира между человеком и ближним его и между человеком и женой его. Но изучение Торы равноценно всему [этому вместе]. И вот вещи, за которые с человека взыскивают в этом мире, но основное наказание хранится для мира будущего: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Но злоязычие равноценно им всем вместе взятым». [Виленский Гаон имеет здесь в виду то место из Иерусалимского Талмуда, Пеа, 1, которое мы приводили выше, и Гаон приводит его также в своей книге Шнот Элияу]. И нужно ли долго объяснять, как страшен этот грех, тягчайший из всех? «Все труды человека – для рта его» (Коэлет, 6:7). И объясняют наши мудрецы эти слова так, что все заповеди человека и вся Тора его недостаточны, чтобы покрыть грех того, что вышло из уст его. «В чем искусство человека в этом мире? Сделаться будто немым» (Хулин, 89а) и сомкнуть плотно губы свои, как мельничные жернова. И все (наказание) каф а-кела [буквально “праща”] – из-за пустых разговоров, и за каждый такой разговор перебрасывается [душа, словно камень, пущенный из пращи] из одного конца мира в другой. И все это за лишние, пустые слова. А за запрещенные, как например, злословие, насмешки, клятвы, обеты, распри и проклятия, и, в особенности, за сказанные в синагоге, в субботу и в праздники, душу опускают глубоко-глубоко вниз, в шеоль [самый глубокий из отделов ада]. Невозможно постичь тяжесть страданий, которые человек испытывает из-за одной фразы! Ничто не будет упущено ни одно слова не останется незаписанным. Крылатые писцы [ангелы] следуют за каждым человеком и не покидают его ни на секунду, записывая каждую его фразу. Ведь «птица небесная разнесет слух, и крылатый расскажет» (Коэлет, 10:20). И еще сказано: «Не позволяй своему рту грешить, ведь взыщут и с тебя, и с потомков твоих. И не говори ангелу: “Это была ошибка”, – зачем сердить его?» (там же, 5:5).

И сам привычный к злословию превращается впоследствии в меркава ла-клипа а-тмеа – «колесницу сил нечистоты» [называемую «злословие», поскольку на злословии «въезжают» в мир сил нечистоты], как пишет об этом Сефер харедим, ч.3, гл. 4.

И знай также, что, как писали каббалисты и сказано в Сефер харедим, гл. 7, душа привычного к злословию после смерти подвергается заточению (гилгуль) в неживом – то есть в камнях на поле, см. там о намеке на это в словах: «…а иногда подвергается заточению (душа) привычного к злоязычию в собаке».

[И вот что написано в Сефер а-кана: «Да не произнесет человек слова злого; смотри и уразумей, сын мой, что сделалось с праведником, который сменил праведность свою на благочестие [еще более высокую ступень, когда душа его вернулась в этот мир, и тем не менее] давар ахер [иносказательно: свинья] тащил его язык. И увидел это один человек, и стал на путь греха. И вот, злоязычие убивает троих: говорящего его, принимающего его и того, о ком говорят. Сказали наши мудрецы: праведный Йосеф говорил дурно о братьях своих (см. Берешит, 37:2). И вернулась душа его в этот мир в одном благочестивом [раби Хуцпит а-Метургеман]. И пришла свинья, и тащила его язык [после того, как он был убит в числе десяти величайших мудрецов Израиля римлянами. И увидел это один человек и сказал: “Язык, с которого сыпались жемчужины Торы…, – такова его Тора и такова его награда?” И стал (этот человек) на путь греха. И вот – злоязычие убило троих и т. д.», см. там же.

См. также Кидушин, 39б, где говорится, что этим человеком, ставшим на путь греха, был Элиша бен Абуя].

То же относится к тому, кто привык есть мясо трефа [запрещенное] или кто кормит им евреев. И на это есть намек в Торе, как сказано (Шмот, 22:30): «И людьми святыми будете у Меня; и мяса [растерзанного] в поле (трефа) не ешьте. Собаке бросайте его». А вслед за этим сказано (там же, 23:1): «Не разноси ложного слуха». Таким образом, слова «собаке бросайте его» помещены между упоминаниями двух грехов – употребления в пищу мяса трефа и злоязычия, чтобы сообщить нам, что из-за обоих этих грехов возвращается грешник в этот мир собакой. На это намекает царь Давид, мир ему (Теилим, 22:21): «Спаси от меча душу мою, от пса – единственную мою». И далее: (там же, 22:23): «Возвещу имя Твое братьям моим, в собрании восхвалять буду Тебя». Давид говорит этим: «Не буду пользоваться языком моим для злословия, чтобы не быть мне наказанным возвращением в этот мир в столь отвратительном виде; но воспользуюсь им, чтобы прославлять Тебя и предупреждать Израиль, чтобы боялись и славили Тебя».

И знай: сказали кабалисты, что когда душа приходит в этот мир человеком, она не знает, в каком образе был ее предыдущий приход. Но когда она приходит в образе зверя или птицы, она знает, что ранее была человеком, и страдает, поскольку она так опустилась, став животным!

И потому да убоится каждый, и устрашится, и оробеет сердцем, пока он жив, и власть над самим собой в его руках, и познает Б-га своего – и тогда он искупит грехи свои, и отвратит от себя гнев Всевышнего. И при исходе души своей почиет, и обретет покой, и укроется под сенью Его в райском саду. Ибо милостив и милосерден Он, и множит благодеяние. И как сказали мудрецы (Брахот, 34б): «На месте, где стоят вернувшиеся, не могут полные праведники стоять». Так, в кратком изложении, говорится в Сефер харедим.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53786