Шлах — Дай мне, сын мой, свое сердце

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1301

Недельная глава Шлах

В этой главе рассказывается о разведчиках, посланных Моше исследовать землю Израиля и выяснить, насколько хороша она.

Вместо того, чтобы хвалить землю обетованную, они злословили, сказав (Бемидбар, 13:10): «Пришли мы на землю, куда ты послал нас, и подлинно течёт она молоком и медом, и вот ее плод. Только могуч народ, обитающий на земле, и города укрепленные велики очень, и также порожденных Анаком (гигантом) мы видели там. Амалек обитает на земле южной, а хитейцы, и йевусеи, и эморейцы обитают на горе, и кнаанейцы обитают у моря и на берегу Иордана».  

По мнению Зоара (Бемидбар, стр. 160) земля обетованная – намёк на будущий мир, который можно приобрести путём изучения Торы.

Основываясь на этом, Зоар разъясняет утверждения разведчиков на уровне ремез (намёк). Сказали разведчики: Тора, несомненно, хороша («и подлинно течёт она молоком и медом»). «Только»… практически невозможно преуспеть в её изучении. Почему? Для того чтобы удостоиться Торы, необходимо, прежде всего, богатство («…могуч народ, обитающий на земле»), ведь изучение Торы требует много времени, и поэтому не будет у еврея возможности как следует заработать. Также необходимо, чтобы изучающий Тору был физически силен, поскольку усердное изучение Торы ослабляет силы человека («и также порожденных гигантом мы видели там»). И даже богатый и сильный человек не сможет удостоиться Торы, потому что йецер а-ра (дурное начало) постоянно мешает ему («Амалек обитает на земле южной, хитейцы, и йевусеи, и эморейцы обитают на горе, а кнаанейцы обитают у моря и на берегу Иордана»). Так что, по утверждению разведчиков, нет никакой реальной возможности удостоиться будущего мира.

В чём же заключалась ошибка разведчиков?

Ответ на этот вопрос дают Калев и Йеошуа, которых Зоар называет «полагающимися на Г-спода». И так они сказали (14:8-9): «Если благоволит к нам Г-сподь, то приведёт Он нас в эту землю, и даст Он нам землю, которая течёт молоком и медом. Только против Г-спода не восставайте! И не страшитесь народа земли, ибо они хлеб для нас!».

Объясняет Зоар: «Если благоволит к нам Г-сподь, то приведёт Он нас в эту землю…» – если человек желает и старается посредством изучения Торы приблизиться к Творцу, Всевышнему не нужно ничего, кроме этого желания и старания человека. «Только против Господа не восставайте» – не восставайте против Торы, поскольку Г-споду не требуется богатство. «…И не страшитесь народа земли» – если слабый человек будет заниматься Торой, Тора вылечит его от всех болезней и восстановит его силы. И все преследователи оставят человека, поэтому «не страшитесь». И более того, тому человеку, которого возжелает Творец, силы дурного начала не только не будут мешать, но даже будут ему в подспорье – «ибо они хлеб для нас».

Как мы видим, основная ошибка разведчиков состояла в том, что они недостаточно полагались на Г-спода.

Ведь если бы они полагались на Творца и воистину верили в Него, они бы осознавали, что всё – в Его руках, и ничто не может помешать продвигаться духовно человеку, которого возжелает Он.

И это может являться утешением многим людям, которым кажется, что они настолько погрязли в грехе, что уже нет никакой возможности вернуться к Г-споду: если они захотят вернуться к Нему всем сердцем, то Г-сподь пошлёт им удачу, и ничто не сможет им помешать.

Как мы видели, Зоар утверждает, что Всевышнему не нужно ничего другого, кроме сердца (имеется в виду желание и воля человека). Подобное сказали и мудрецы Талмуда (Санедрин, 106б): «Г-сподь сердца желает». А царь Шломо сказал от имени Творца (Мишлей, 23:26): «Дай Мне, сын мой, своё сердце».

О важности изучения Торы и выполнения заповеди с любовью к Творцу мы можем выучить и из следующих слов Зоара (Тикуней Зоар, 10-й Тикун): «Тора без любви (к Г-споду) и трепета перед Ним не поднимается (на Небеса)». То есть её ценность неполна (несмотря на то, что, несомненно, ценность Торы и заповедей Г-спода, даже выполненных без любви к Нему и трепетом перед Ним, безмерно желанны Г-сподом и не могут сравниться ни с какими драгоценностями).

А каким образом человек сможет выполнять заповеди Г-спода с любовью к Нему и трепетом перед Ним?

Рамбам пишет, что, раздумывание о величии Творца и деяний рук Его вселяет в сердца людей трепет перед Ним, с одной стороны, и любовь к Нему, с другой стороны. И так пишет он (Законы Основ Торы, 2:2): «Как можно достичь любви к Нему и страха перед Ним? В момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца – тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га… И когда человек задумается о самих этих вещах, он тут же отшатнётся назад, и устрашится, и охватит его ужас, когда он поймет, что он – маленькое, низкое и ничтожное создание, с мизерным разумом своим стоящее перед Совершенным Разумом».

Зоар сообщает нам, в чём заключалась изначальная ошибка разведчиков.

В Торе сказано, что разведчики вошли в Землю Обетованную через Негев (так называется южная, пустынная сторона Земли Израиль). Слово «Негев» на иврите обозначает также сухость (как доказывает там Зоар). Поэтому Зоар пишет, что Тора намекает нам тут на то, что изначально разведчики шли с «ленивым» сердцем, подобно тому, кто работает бесплатно, лениво делая свою работу, без какого-либо воодушевления, считая, что нет особенной награды трудящемуся над изучением Торы и выполняющим волю Г-спода.

Из этих слов мы можем выучить дополнительный путь исполнения заповедей с любовью к Всевышнему: осознавать величие Торы и заповедей Г-спода и огромную награду, которую человек получит за них. И так пишет Рамхаль: «размышления о Его великой доброте к нам и великой любви Его, благословенного, к Израилю, о близости праведных к Нему, достоинстве Торы и заповедей и другие глубокие размышления, подобные этим, несомненно, воспламенят в человеке сильнейшую любовь».


http://www.beerot.ru/?p=53872