Об уповании на Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

545
качество благодарности

1. Две составляющие упования

Рамбам в «Шмона праким» (часть 7-я) пишет: «Не является <необходимым> условием для пророка, чтобы у него были все достоинства и <наилучшие> качества, и не было ни одного недостатка. Ведь даже о царе Шломо свидетельствует Писание: «В Гивоне явился Г-сподь перед Шломо» [т. е. он обладал пророческим даром, несмотря на приведенные в Писании имевшиеся у него недостатки; здесь и далее – прим. перев.]. И также Шмуэль боялся царя Шауля, а Яаков боялся встречи с Эсавом». И написано в комментарии «Хесед ле-Авраам»: «И следует задуматься: Ведь об этом уже спрашивали в первой главе трактата Брахот (4а): «Сказано: «Вот, Я с тобой, и буду оберегать тебя на всех путях твоих», и сказано: «И убоялся Яаков» [то есть возникает вопрос – чего мог бояться Яаков после такого обещания? И ответили мудрецы: единственное, чего опасался Яаков] – что из-за греха это обещание не исполнится». И о Шмуэле ответили так (Псахим, 8б): в случае высокой вероятности возникновения опасности правила иные [тогда как в обычной ситуации действует правило “человек, отправленный выполнить заповедь, останется невредим”]».

По-видимому, вопрос Талмуда не связан с вопросом Рамбама, ведь в Гмаре спрашивается: если обещал Святой, благословен Он, Яакову Свою охрану – зачем же ему бояться Эсава? Неужели не верил он, не дай Б-г, словам Всевышнего? И это объясняют так: он боялся, что согрешил, и полагал, что обещание Всевышнего было дано на условии, что он не согрешит.

А Рамбам задал другой вопрос: даже если бы грех мог отменить обещание, все равно это не было бы хуже, чем если бы Всевышний ничего не обещал ему вообще. Он должен был уповать на милосердие Всевышнего, исходя из самого качества упования. И так разъяснял Виленский Гаон в комментарии к Мишлей (14): «Упование состоит из двух частей: одна – когда Святой, благословен Он, обещает… а вторая – когда Он не обещает, но человек сам уповает на Него». И также о Шмуэле спрашивает Гмара, почему он убоялся – ведь посланные выполнить заповедь не несут ущерба, как обещано в Торе: «Не позарится никто на твою землю, когда поднимешься…» и т. д. [Имеется в виду «алия ле-регель»: Тора повелевает всем мужчинам приходить в Иерусалим три раза в год, на праздники Песах, Шавуот и Суккот; при этом обещано, что в их отсутствие никто не попытается завоевать страну, оставшуюся без охраны.] И объясняет: в случае высокой вероятности возникновения опасности правила иные. А Рамбам спрашивает: все равно Шмуэль должен был уповать сам по себе, как объяснено в Писании о великой важности качества упования. И к этой ситуации не подходит объяснение Талмуда – «опасался, что согрешил». Ведь всегда надо полагаться на милосердие Всевышнего: даже грешника, уповающего на Всевышнего, окружает добро (Теилим, 32:10), ибо «нет праведника на земле, который делал бы только добро и не грешил» (Коэлет, 7:20). И поэтому, в соответствии с качеством упования, ему не следует беспокоиться, не повредил ли он себе грехом. Из этого Рамбам учит, что Яаков и Шмуэль неверно вели себя в аспекте качества упования.

2. Рабби Акива и подобные ему могли выдержать проявление качества Суда

Если бы не слова Рамбама, можно было бы объяснить это [то есть полностью оправдать поведение Яакова и Шмуэля – прим. ред.] тем, что сказано в Менахот (29б): «Когда наш учитель Моше поднялся на небо, показал ему Святой, благословен Он, мудрецов всех грядущих поколений. Когда показал ему рабби Акиву с учениками, <Моше поразился его мудрости и> попросил: Владыка вселенной, показал Ты мне его Тору, покажи и его награду. И показал ему, как <римляне> терзают его тело железными гребнями. Воскликнул Моше: такая Тора – и такая «награда»!? Ответил ему: молчи, таков был Мой замысел».

Этот ответ на первый взгляд непонятен; рабби Й. Горовиц, автор книги «Шней Лухот а-Брит» объясняет его в соответствии с Мидрашем (Берейшит Раба, 12:15, комментарий Раши): «Вначале Творец намеревался создать мир на основе качества Суда, но увидел, что так он не может существовать, и присоединил к качеству Суда качество Милосердия. А причина того, что Всевышний решил создать мир на основе качества Суда, такова: до прихода человека в этот мир его душа пребывает на небесах и наслаждается сиянием Шхины (Б-жественное присутствие). Но чтобы не было человеку стыдно получать это высшее наслаждение бесплатно, он должен прийти в этот мир и сражаться со своим дурным побуждением. И когда победит его – тогда он будет удостоен этой награды по праву, в соответствии с Правосудием. И для этой цели мир должен управляться качеством Суда, ибо если бы он управлялся качеством Милосердия, человек получал бы незаслуженную награду, «хлеб стыда», и не было бы никакого смысла в приходе человека в этот мир, и значит, бессмысленно было бы его создавать. Но увидел Всевышний, что мир не может устоять <только на основе качества Суда> [потому что в соответствии с ним любой проступок со стороны человека должен караться немедленной смертью], и необходимо было присоединить качество Милосердия [в соответствии с которым согрешившему человеку дается время раскаяться и исправить свои поступки], чтобы дать миру возможность существовать. Это верно для любого человека, но в отношении рабби Акивы и подобных ему праведников возможно было проявление исключительно качества Суда – ибо и в этом они могли выстоять. И поэтому для них управление миром совершалось только в соответствии со строгим судом, без малейшей примеси милосердия. Потому и ответил Святой, благословен Он: таков был Мой первоначальный замысел».

3. Упование возможно только там, где существует качество Милосердия

В свете вышесказанного, можно понять, что это тем более верно по отношению к Яакову и Шмуэлю, ведь они были еще более великими людьми, чем рабби Акива и его товарищи, с которыми поступали в соответствии с качеством Суда, без примеси качества Милосердия. Поэтому и к ним не относилось качество упования – ведь этому качеству нет места там, где управление производится согласно строгому Правосудию. Уповать же возможно только на милосердие Всевышнего, как сказано (Теилим, 52:10): «Уповал я на милосердие Б-га». И поэтому Яаков не мог уповать на милосердие Всевышнего, но только на то, что Он прямо обещал ему. Поэтому он боялся, что грех может аннулировать обещание. Но при этом, однако, мы видим, что царь Давид все же уповал на милосердие Всевышнего, а ведь он тоже был более великим, чем рабби Акива, так что следует это еще обдумать.

Перевод – М. Климовская.


http://www.beerot.ru/?p=53884