Бейт Элоким — Раздел Тфила — Молитву следует читать стоя — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

584

Глава 7. Молитву следует читать стоя. Часть 1

Смысл того, что молитву следует читать стоя, видится в том, что существует намек на ее связь с жертвой: как жертвоприношения называются «служением», так и молитва называется «служением», как сказано: «…И служить Ему всем сердцем вашим» (Дварим, 11), «а что такое служение в сердце – это молитва» (Мидраш Теилим, 66) [здесь, как и в предыдущей главе, идет речь о самой главной части молитвы, которая и называется просто – тфила, или Шмонэ Эсре; здесь и далее – примечания переводчика]. О том же, почему нам велено стоять во время служения – как во время жертвоприношения, так и во время молитвы – можно сказать следующее.

Помимо известного отличия человека от животного, которое состоит в том, что человек – «существо говорящее», есть и еще одно отличие, известное всем и очевидное – человек ходит прямо. Эта особенность тоже является следствием того, что человек является «говорящим существом», то есть обладателем разумной души, чего нет у животных. Способность человека ходить прямо указывает на то, что он был сотворен не так, как остальные живые существа, животная душа которых стремится вниз, к земле. Поэтому они и ходят на четырех, всматриваясь в источник, из которого вышли. Душа же человека, высеченная из подножия Трона Славы, стремится вверх. И во время его создания в нем был заложен намек на конечную цель, поэтому он и ходит прямо, стремясь вверх.

Принесение жертв является одним из признаков отличия человека от животного, которое состоит в том, что человек удостаивается награды за свои старания, и наказывается, если нарушает заповеди Всевышнего. Для этого Всевышний приготовил исцеление, перед тем как наказать человека за его прегрешения – возможность принести Б-гу жертвы, взятые из животных, по принципу душа – за душу. Соответственно сказанному выше, принося эти жертвы, коэн должен стоять. Как написано [о предназначении коэнов] «стоять и служить…», и написано «И будет служить… как и все братья его левиты, стоящие там пред Г-сподом», в соответствии с толкованием мудрецов в том месте. И также молитва указывает на отличие человека от животных: человек, обладая разумной душой, обращается к Всевышнему, и Он ему отвечает, и чем больше люди приближаются к Творцу, тем Он становится ближе к ним. Этого нельзя сказать о животных, которых Всевышний сотворил так, что для них естественно стремиться к тому, что будет поддерживать их жизнь, как еда и питье, и отдаляться от того, что может им навредить (Тана де-Вей Элияу, 1, 14), а еда и все, что им необходимо для существования, предоставлено им без того, чтобы им приходилось трудиться или думать об этом. Когда Всевышний взращивает на склонах холмов траву, тем самым Он «дает скотине ее хлеб…»

У человека же пища и питье не готовы, пока он не потрудится и не приготовит их, как написано (Берешит, 3): «В поте лица своего будешь есть хлеб…» Тем самым человеку было указано на то, что он не может достичь своего предназначения, ничего не делая, но только если будет трудиться над Торой и заповедями. Поэтому, когда человек молится Всевышнему, прося о своих нуждах, он должен стоять прямо – в этом содержится намек на то, что, будучи обладателем души, высеченной из верхних <духовных миров>, из подножия Трона Славы, человек имеет особую <привилегию>: служить своему Творцу и молиться Ему обо всех своих нуждах. И Он так же желает услышать эту молитву, если человек, о котором идет речь, праведен.

Об этом говорил и Давид, да покоится он с миром (Теилим, 134): «Вот, благословите Г-спода, все рабы Г-сподни, стоящие в доме Г-споднем по ночам»: праведники, настоящие слуги Всевышнего, стоят во время молитвы. Другими словами, то, что они стоят во время молитвы, намекает на то, что они – слуги Всевышнего, и что душа их высечена из верхних <духовных миров>, из подножия Трона Славы. Подобное толкование мы находим у мудрецов в трактате Сукка (51б): «Ступени, [упоминаемые в пятнадцати «Песнях ступеней» в Теилим], это 15 ступеней, спускающихся из основного помещения Храма, Эзрат Исраэль в Эзрат нашим, на этих ступенях стоят левиты, исполняя храмовые песнопения». Можно сказать, что в последней «Песни ступеней», [где идет речь о тех, кто стоит на верхней ступени, они были] названы «стоящими в доме Г-споднем», так как в самом помещении Храма никому не позволено сидеть, кроме царей из династии дома Давида, как написано: «И вошел царь Давид, и сел перед Г-сподом» (имеется в виду помещение Храма). И поэтому в последней «Песни ступеней», которую произносили на пятнадцатой ступени, ближайшей к Эзрат Исраэль, сказано «благословите Г-спода, все рабы Г-сподни». То есть сейчас, когда вы уже находитесь в Эзрат Исраэль, которая является обителью Шхины (Б-жественного присутствия), так что любой, кто вошел туда, будучи в состоянии Тума – нечистоты, получает наказание карет – отсечение души, – вам подобает благословить Всевышнего. «Рабы Г-сподни» означает, что они были в состоянии таара – чистоты, и заходили в Храм, пребывая в святости. А слово «вот» означает указание пальцем, как в стихе «Вот – это наш Б-г…». То есть, до сих пор, пока вы еще не вошли в обитель Шхины, вы не стояли непосредственно перед Всевышним, а теперь, поднявшись на пятнадцатую ступень и войдя в обитель Шхины, вы, рабы Всевышнего, благословите Его, потому что вы – рабы Его, вошедшие сюда, будучи очищенными, как мы писали выше.

И сказано «стоящие в доме Г-споднем», потому что сейчас, когда вы вошли в обитель Шхины, вы не имеете права здесь сидеть. Поэтому вы должны стоять, находясь перед Всевышним, и не садиться – подобно этому тот, кто молится, как будто говорит со Шхиной, и поэтому ему следует стоять.

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=53894