Берешит — Свет – видение истины

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1598
свет

Недельная глава Берешит

«Сказал Б-г: “Да будет свет”, и появился свет» (Берешит, 1:3).

Свет – первое творение, упомянутое во всей истории сотворения мира. Наши мудрецы разделились во мнениях (мидраш «Берешит Раба»), что Всевышний сотворил первым: небо и землю или свет, и приходят к выводу, что первым был сотворен свет.

Если свет – это начало творения, бытия, то, само собой, стоит хорошо изучить это явление.

Есть два вида света. В первый день творения мира сказано: «И появился свет» – Всевышний создал свет. Однако этот свет Всевышний «спрятал» для праведников в будущем мире, как известно из слов наших мудрецов (см. Хагига, 12а и Раши к главе Берешит). А свет, который есть сейчас, был создан в четвертый день, когда были «подвешены» светила на небе, и он является лишь отблеском того света, который был создан вначале.

В этом мире у нас нет настоящей возможности видеть собственными глазами реальность «света». Согласно нашим физическим чувствам, свет – это лишь средство, благодаря которому мы видим реальность вокруг нас, однако сам свет мы не видим, как и учат наши мудрецы – он «спрятан» для Будущего мира.

Именно по этой причине мы не восхищаемся и не воодушевляемся от света, поскольку мы никогда его не видели. Порой мы удостаиваемся получить некое отражение света, когда мы слышим красивый ворт (слова Торы). Тогда мы получаем представление о том, что есть такая вещь, называемая «свет». Это уже нечто, что мы можем ухватить. Это свет сам по себе, а не только средство, чтобы видеть.

В трактате Хагига объясняется, что первый человек видел посредством первичного света от начала мира до конца, и «Нефеш а-Хаим» объясняет: «»От начала мира до конца» означает, что речь идет обо всей реальности, – от начала всех миров до самого нижнего мира действия, он равномерно светил и проникал в них».

Другими словами, первичный свет освещал не только сам предмет – некую черную коробку, и не только его суть – функцию, но еще и истинную реальность каждого предмета: что у него нет никакого существования самого по себе, и только слово Творца оживляет его каждое мгновение. Он заново воссоздается каждое мгновение – нечто из ничего, и представляет собой раскрытие слова Творца, заложенного в этом предмете.

Любую вещь, которую человек видит своими глазами: дом, человека, машину и т. д., он на самом деле видит только снаружи. Почему? Потому, что истинный свет спрятан. Однако прежде, чем Всевышний скрыл этот свет, глазу наблюдателя открывалось все, что есть в предмете: Творец, дающий существование любому творению!

Это и была суть света, сотворенного в первый день Творения – через него можно было видеть истинную реальность любой вещи!

Еще один пример: создание солнца. Животное видит цвета, поверхностный человек видит солнце, но любой здравомыслящий человек, который учит Тору видит здесь проявление Б-жественного! Видит реальность Всевышнего!

Первый человек посмотрел на солнце и произнес: «Песнь на день субботний, хорошо благодарить Всевышнего…» и т. д. Откуда он это знал? Очень просто: он видел перед собой Владыку вселенной!

Конечно, свет, который у нас есть сейчас, не освещает, как первичный свет, но тем не менее он тоже дает нам способность постичь не только форму предмета, но и его содержание и предназначение. Получается, что посредством света Всевышний дал нам возможность соотнестись со всей действительностью.

Без реальности света мы подобны ослу. Осел тоже живет и получает пользу от света, но вместе с тем он никогда в жизни не видел небес! Он даже не умеет различить, что небо – голубое! Может быть, он видит голубой цвет, но он не видит расстояние, не осознает суть, – что речь идет о небе. Относительно того, что видим мы, можно определить со всей очевидностью: осел не видит ничего, он живет в абсолютной тьме. Точно так же и неверующий еврей. Он не знает, какова истинная реальность мира. Он не знает, что есть Всевышний, не знает заповедей – ни мезузы, ни цицит, ни Шаббата, ни кашрута, – ничего! Разве это можно назвать «зрением»?

Однако когда, по милости Всевышнего, есть свет, и мы удостаиваемся видеть мир, мы должны помнить и об истинном свете. Наше зрение должно привести нас к признанию истины, существующей в творении, – не жить, как животное. Знать, что меня ждет смерть, что есть будущий мир, есть Ган Эден, и есть Тора и заповеди. Я жив! И я человек, обладающий разумом!

Когда придет Машиах, и действительность станет такой, что «вся земля наполнится знанием Всевышнего, как вода, покрывающая море», тогда исполнится и сказанное: «Встань, воссияй, ведь пришел твой свет, и слава Б-га над тобой взошла!» (Йешаяу, 60). А когда раскроется свет Всевышнего – тот сокрытый свет – результатом будет: «Слава Б-га над тобой взошла». Все будет открыто, все увидят истину!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=55204