Ваешев — Кто и сколько раз продавал Йосефа?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1123

Недельная глава Ваешев

Немалую путаницу создают нам стихи, рассказывающие, кто купил Йосефа, кто отвел его в Египет, и кто потом продал его Потифару.

«…и увидели: вот, караван ишмаэлитян приходит из Гилада» (Берешит, 37:25);
«Пойдем, продадим его ишмаэлитянам…» (там же, ст. 27);
«И когда проходили мимо люди мидьянские, купцы, они вытащили и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа ишмаэлитянам за двадцать сребреников; а те отвели Йосефа в Египет» (там же, ст. 28);
«А мидьянитяне продали его в Египет Потифару…» (там же, ст. 37).
«…и купил его Потифар, царедворец фараона, начальник телохранителей, из рук ишмаэлитян» (там же, 39:1);

Йосеф был продан несколько раз. Еще до того, как прибыли ишмаэлитяне, братья продали Йосефа мидьянитянам. И до этого момента он все еще оставался в яме. После этого мидьянитяне вытащили Йосефа из ямы, после чего перепродали его ишмаэлитянам, которые продолжили свой путь в Египет. По дороге им повстречались другие мидьянитяне, которым они и перепродали Йосефа. И уже мидьянитяне привели Йосефа в Египет, и продали непосредственно Потифару (37:36). Но ведь есть еще один стих (39:1), из которого также следует, что Потифар купил Йосефа не из рук мидьянитян, а у ишмаэлитян?

Это противоречие можно объяснить следующим образом. До самого момента продажи Потифару Йосеф оставался во владении мидьянитян. Однако с прямой продажей человека у мидьянитян могли возникнуть проблемы. Поскольку они не специализировались на торговле рабами, как ишмаэлитяне, то у Потифара возникло подозрение, что Йосеф был украден. И лишь когда пришли ишмаэлитяне, и подтвердили, что мидьянитяне купили у них Йосефа, сделка с Потифаром была заключена. И поскольку только после свидетельства ишмаэлитян был продан Йосеф, то и говорится в стихе: «… и купил его Потифар… из рук ишмаэлитян».

Рашбам предлагает свой взгляд на разрешение этой проблемы.

Он утверждает, что, увидев ишмаэлитян, братья решили продать им Йосефа. Однако они не стали сразу вытаскивать его из ямы, а тем временем подошел караван мидьянитян. Те услышали крики Йосефа о помощи, вытащили того из ямы, и продали ишмаэлитянам. А то, что позже Йосеф будет упрекать братьев в том, что они продали его в рабство — небезосновательно, т. к. они бросили его в яму, что и привело к продаже, хотя это и случилось без их согласия.

Или объясним так, что братья велели мидьянитянам вытащить его из ямы и продать ишмаэлитянам. По этому объяснению также можно понять утверждение Йосефа, что братья продали его. Или можно объяснить, что братья действительно продали Йосефа ишмаэлитянам, но те не осмеливались приблизиться к яме, видя змей и скорпионов.

Так продолжалось до тех пор, пока не пришли мидьянитяне и нейтрализовали змей и скорпионов колдовством. А это они умели, как сказано о князьях Мидьяна, посланных к Биламу: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна и колдовство в руках их» (Бемидбар, 22:7). Они-то и вытащили Йосефа из ямы, а ишмаэлитяне привели его в чувство. И поскольку у всех было свое участие в продаже Йосефа, стихи поочередно рассказывают нам о том, что его продавали братья, ишмаэлитяне и мидьянитяне.

Однако есть и другие, куда более простые, попытки объяснить эти противоречия между стихами.

Мидьянитяне, которые упоминаются в главе, также звались и ишмаэлитянами — по причине того, что проживали в их землях. Или же другое объяснение: мидьянитяне лучше разбирались в маршрутах тех земель. И за активный вклад в дело продажи Йосефа эту историю записали и на их счет.

Подготовил: рав Нахум Шатхин, по «Пируш а-Тора ле-Баалей Тосафот»


http://www.beerot.ru/?p=57891