Корона Торы против коронавируса

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1648
корона торы

Уже почти год мы переживаем страшное бедствие, несущее боль и смерть, лишающее родителей их детей, делающее жен вдовами, мужей – вдовцами, детей – сиротами. Не говоря уже о материальной сфере. Пока правительства и официальные лица изыскивают все новые стратегии борьбы с пандемией, мы должны ясно понимать, что она не случайна.

Всевышний обращается к нам напрямую – ко всем вместе и к каждому индивидуально.

Многие наши собратья укрепляются в молитве, обладающей огромной силой, улучшают свое поведение по отношению к ближним, отказываются полностью или ограничивают пользование средствами технологии, не соответствующими духу Торы, одеваются и ведут себя с большей скромностью, чем прежде и т. д.

Некоторые решают подняться в Святую Землю, где, по свидетельству наших учителей, эпидемия должна проходить легче, чем в любом другом месте (так комментирует сказанное в книге «Зоар», Трума 172б автор книги «Ор Якар»). Все это, безусловно, вносит свою неоценимую лепту в избавление мира от опаснейшей эпидемии.

Данную статью хотелось бы посвятить нашему основному, как представляется, оружию в борьбе с любым злом вообще и в борьбе с пандемией коронавируса в частности, – короне Торы.

[Прим. ред. Следует отметить, что, несмотря на тяжелые условия, мы удостоились видеть в Земле Израиля великую помощь Свыше в дни эпидемии. Наш народ, «даже если не является пророками, является потомками пророков», и это в полной мере проявилось у большей части изучающих Тору в дни эпидемии коронавируса. Закрытые из-за карантина ешивы и колели, невозможность учиться в привычных и комфортных условиях (а само изучение Торы в стенах ешивы поддерживает и укрепляет учащихся) стали испытанием, которое лишь укрепило людей. В дни эпидемии Тору учили на стоянках, в садах и парках, подъездах, на балконах, по телефону, ставя защитные перегородки так называемых «капсул». Отели, в которые эвакуировали заболевших, в считанные дни превращались в полноценные ешивы. Слава Б-гу, в Земле Израиля и в диаспоре во все дни эпидемии изучение Торы не прерывалось! Необходимость соблюдать карантинные ограничения только придала многим силы и ответственности за самое важное для нашего народа занятие — изучение Торы. 

Изучение Тора — наше самое главное оружие против сил зла в этом мире. От труда над Торой нас постоянно пытаются оторвать, как бы говоря: «Хотите молиться — молитесь, хотите исполнять заповеди — исполняйте, главное — поменьше учитесь». И огромна заслуга тех, кто, несмотря на тяжелые обстоятельства, продолжает трудиться над Торой сам и укрепляет в этом других.

Этот материал мы приводим ради дополнительного укрепления в труде над Торой каждого из нас.]

В главе Корах (Бемидбар, гл. 16-17) Тора рассказывает нам о бунте, организованном Корахом, и о его бесславном конце. Среди прочего там упоминается очень важная деталь. Когда после гибели виновных народ начал роптать против Моше и Аарона, Всевышний поразил лагерь эпидемией, которая начала необычайно интенсивно распространяться среди народа. Желая спасти людей от смерти, Моше велит Аарону спешно занять место между успевшими умереть от эпидемии и живыми, держа в руках совок с воскурениями, чтобы искупить грех и остановить эпидемию.

О том, откуда Моше знал, что храмовые воскурения наделены силой останавливать разгоревшуюся эпидемию, рассказывает нам Раши (Бемидбар, 17:11), опираясь на слова мудрецов Талмуда (Шаббат, 89а, см. также «Пиркей де-Раби Элиэзер», гл. 15).

Оказывается, этот секрет открыл ему ни больше ни меньше как сам ангел смерти, когда Моше поднялся к Всевышнему получать Тору!

Мы по ряду причин лишены возможности остановить нынешнюю пандемию с помощью храмовых воскурений. Однако Тора приходит нам на выручку и в этом. В «Зоаре» («Зоар Хадаш», Шир а-Ширим, «Кторет», п. 354) в качестве альтернативы предлагается прочитать отрывок из Торы, в котором говорится о храмовых воскурениях (Шмот, 30:34-38). О чудесной силе чтения отрывка о воскурениях в борьбе с эпидемией упоминается в таких важных книгах, как «Бейт Элоким» и «Акедат Ицхак».

Многие крупные законоучители (см., например, «Элияу Раба», «Орах Хаим», 132; «Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 576:9 и др.) пишут, что во время эпидемии следует читать главу о воскурениях и учить отрывки Устной Торы, связанные с этой темой. Сила особой сгулы чтения этих отрывков — это сила Торы.

О важности воскурений написаны великие вещи. В «Зоаре» не раз говорится о том, что корень слова кторет (воскурения) на Святом языке идентичен слову «узел» на арамейском. (Кстати, звучание этого слова на иврите сходно со словом «кетер», означающим «корона»). На основании этого рав Менахем Реканатти (Тецаве, 15а) пишет, что воскурения обладают силой связать нас с нашим Отцом, Который на небесах. И как продолжение его слов рав Хаим Фриндлендер («Сифтей Хаим», «Моадим», ч. 3, стр. 132) объясняет чудесную силу воскурений уберегать нас от эпидемии.

Но не кажется ли странным тот факт, что ангел смерти, который является одновременно и нашим дурным началом, и обвинителем (Бава Батра, 16а), вдруг решает открыть людям секрет, как можно победить эпидемию. Ведь это его основная задача – нести смерть и разрушение! Если он и должен был что-либо преподнести Моше (как это глубоко объясняет Маараль, «Тиферет Исраэль», гл. 24), мог бы выбрать в качестве подарка менее противоречащую своей сути вещь.

Для решения этой загадки обратимся к книге «Акедат Ицхак». Ее великий автор рабейну Ицхак Армае на основании слов «Зоара» доказывает, что воскурения и, тем более, чтение отрывков, рассказывающих о них, действуют на эпидемию только при условии, что люди глубоко осознают свой грех и искренне в нем раскаются. А кроме этого, необходимо принять на себя не отвлекаться от изучения Торы никогда, как сказано: «И вернулся Аарон (после того, как он стоял с воскурениями между живыми и мертвыми) к Моше к шатру соборному, и эпидемия прекратилась» (Бемидбар, 17:15). Там речь идет о возвращении к занятиям Торой в Доме Учения.

Получается, что ангел смерти открыл Моше лишь часть лекарства от пандемии. А две другие части, необходимые для спасения, сообщил ему Всевышний.

Поэтому сразу после совершения воскурений Аарон срочно возвращается к Моше, чтобы вместе с ним продолжить углубленное изучение Торы в соборном шатре, который представлял собой Дом Учения. (Необходимость раскаяния мудрецы учили из того, что Аарон стоял между живыми и мертвыми, как бы заявляя живым: «Посмотрите, что произошло с вашими братьями, поскорее вернитесь на путь истинный и не допустите, чтобы кара Творца коснулась и вас!»).

Другими словами, для спасения от эпидемии вместе с чтением главы о воскурениях нам необходимо принять на себя бремя изучения Торы и раскаяться в своих грехах. На протяжении многих веков (см. «Махзор Витри») в еврейском народе принято ежедневно читать отрывки из Устной Торы о воскурениях.

Можно предположить, что обычай читать сразу после этого слова из Талмуда о том, что мудрецы Торы приумножают мир во всем мире, основан именно на том, что воскурения обладают свойством отвращать беды только вместе с заслугами изучения Торы.

А почему ангелу смерти столь важно было умолчать об обязанности раскаяться и учить Тору?

Почему он готов был выдать секрет чудотворного действия воскурений, но умолчал о двух других условиях? Да потому, что с помощью воскурений человек борется с эпидемией, а, изучая Тору, уничтожает все зло, существующее в мире, и посягает на существование самого ангела смерти и дурного начала. Ведь так и говорят наши мудрецы: «Если столкнулся с тобой этот нечестивец (дурное начало, Сатан, ангел смерти), тяни его в дом учения» (Сукка, 52б; Кидушин, 30б).

Изучая Тору, человек достигает всего, чего от него ждет Творец. Во-первых, он исполняет важнейшую повелительную заповедь, каковой является изучение Торы, даже если оно не вело бы к исполнению того, что человек изучал. Во-вторых, изучение Торы приводит к исполнению всех ее заповедей: входя в разум и сердце человека, Тора побуждает его исполнять свои предписания, а полученные в процессе учебы знания он сможет применять на практике, чтобы исполнять все заповеди как положено.

Не дано выполнить заповедь как положено по закону во всех деталях, если человек предварительно не изучит хорошо все законы, которые являются инструкцией по исполнению заповедей со всеми необходимыми для этого условиями. И так сказали мудрецы (Пеа, 1:1): «Вот те заповеди, плоды которых человек вкушает в мире этом, а награда за которые сохраняется в мире Грядущем: почитание отца и матери, помощь ближнему, примирение людей, а изучение Торы важнее всех заповедей вместе взятых».

Иерусалимский Талмуд говорит, что именно о Торе сказано: «И дороже она жемчуга, и ничто не сравнится с ней!» (Мишлей, 3:15).

Наше дурное начало готово пуститься на любые ухищрения, только чтобы поменьше усилий прикладывали мы ради постижения мудрости Торы, ибо известно ему, что готов Всевышний терпеть грех идолопоклонства, убийства и разврата, но не готов терпеть грех битуль Тора (т. е. когда у человека есть возможность изучать Тору, а он этой возможностью пренебрегает). Оно осознает, что стих из книги Бемидбар «Ибо слово Б-жье он презрел» (15:31) говорит о человеке, который мог бы изучать Тору и не делает этого (Санедрин, 99а).

Ангел смерти живет давно и помнит прекрасно, что именно грех битуль Тора привел к разрушению Первого Храма и изгнанию еврейского народа, как сказано: «За что была утеряна земля? Сказал Господь: за то, что вы оставили Тору Мою!» (Ирмияу, 9:11-12). Знает он и то, что приговор Высшего Суда устанавливается, прежде всего, в соответствии с тем, как человек занимался Торой, и только после этого судят его остальные поступки (Кидушин, 29б). Поэтому, когда ангел смерти одарил Моше секретом воскурений (что, безусловно, является большим даром!) мы не можем не заподозрить его в дурном умысле: воскуряйте кторет, читайте отрывки, но отвлекитесь от главного — от труда над Торой.

Рамбам пишет («Яд а-Хазака», «Илхот Талмуд Тора», 3:1): «Всевышний увенчал народ Израиля тремя коронами: короной Торы, короной священничества и короной царства.

Короны священничества удостоился Аарон, короны царства – Давид. Корона Торы предназначена для всякого еврея, и каждый, кто захочет, сможет обрести ее. В Торе сказано: “Тору заповедовал нам Моше – наследие общины Яакова” (Дварим, 33:4). Это означает, что Тора является наследием всего народа Израиля (Йома, 72б). Не следует полагать, что корона священничества или корона царства важнее короны Торы, ибо сказано: “Мною (так говорит Тора) цари царствуют и правители устанавливают справедливость…” (Мишлей 8:15-16). Т. е. цари и министры правят, а коэны исполняют свое храмовое служение исключительно в соответствии с предписаниями Торы. Из этого мы видим, что корона Торы самая значимая из всех».

То, что вызвало нынешнюю эпидемию, называется «коронавирус». Может быть, это случайно. А может быть, чтобы выкрикнуть нам прямо, без намеков: «Корона (Торы)!».

Рав Хаим Шмулевич, глава ешивы Мир, объясняя смысл сказанного в Торе о ребенке, который ворует у отца мясо и вино, а потом ест и пьет (бен сорер у-море), цитирует интересный фрагмент из Иерусалимского Талмуда (Санедрин, 8:7). [Такой ребенок не нарушил запретов, за которые ему по закону полагается смерть.] «Предвидел Всевышний (назначая в Торе смертную казнь для бен сорер у-море), что, когда этот мальчик вырастет, он истратит все имущество родителей, будет сидеть на развилке дорог, грабить людей и убивать невинные души и в завершении всего забудет все свое учение (Торы).

Поэтому Тора сказала: пусть он умрет безгрешным и не умрет грешным». Из этих слов мудрецов, а точнее, из того, как они описывают последовательность разложения личности, Рав Шмулевич заключает, что даже тот, кто сидит на развилке дорог, грабит и убивает прохожих, может еще вернуться на путь истинный и стать достойным членом общества при условии, что он не забыл изученного в Торе и не потерял с ней связь. Эта та великая сила Торы, которая — бельмо в глазу ангела смерти. Наш великий учитель рав Хаим Каневский, да продлятся его годы, все время эпидемии говорил: «Тора защищает и спасает».

Итак, вывод ясен: учиться, учиться и еще раз учиться. Но как быть тем, кто освобожден от заповеди изучения Торы, т. е. женщинам? А как быть тем, у кого нет возможности сразу все бросить и засесть за Талмуд?

Изобретать нам не приходится. Эти вопросы, быть может, в иных контекстах уже разбирались нашими учителями. Начнем с вопроса о женщинах. После того, как мудрецы (Брахот, 17а) выучили из Торы, что воскрешение из мертвых возможно только благодаря «росе Торы», т. е. только те, у кого есть заслуги в изучении Торы, воскреснут из мертвых в конце дней, они задали риторический вопрос: «За какие заслуги удостоятся женщины воскреснуть из мертвых?» И сразу же отвечают: «В заслугу того, что они отправляют сыновей и мужей в Дом Учения и дожидаются их возвращения из Дома Учения».

[Прим. ред. В нашем поколении многие праведные женщины приняли на себя бремя Торы: освободили мужа-авреха от многих обязанностей, чтобы он мог полноценно учиться. Честь им и хвала!]

Перейдем ко второму вопросу: «Как быть тем, у кого пока еще нет возможности посвятить себя полностью изучению Торы?»

Прежде всего, не освобождать себя по крайне мере от того, что возможно – как в плане глубины и понимания изучаемого материала, так и в плане посвященного занятиям Торы времени. Вспомним слова нашего великого учителя Рамбама (и так установлен закон в «Шулхан Арухе», см. «Яд а-Хазака», «Илхот Талмуд Тора», 1:8, «Йоре Деа», гл. 246): «Каждый еврей обязан изучать Тору. Это верно и в отношении нуждающегося человека, и в отношении богача; здорового и испытывающего физические страдания; нищего, ходящего по миру в поисках милостыни, и человека, обремененного семьей. Каждый человек, как днем, так и ночью, обязан установить постоянные часы для изучения Торы, как сказано: “И трудись над ней (Торой) днем и ночью” (Йеошуа, 1:8)».

Помимо этого, таким людям можно предложить положиться на слова автора кодекса «Арбаа Турим» («Йоре Деа», там же): «…а тот, у которого нет возможности самому учиться, из-за того ли, что он вообще не знает, как это делать, или у него слишком много забот, должен поддерживать изучающих Тору. Эта заповедь ему засчитается, как будто он сам изучал Тору, как это выводят мудрецы из стиха “Радуйся, Звулун, в поездках своих, а Иссахар в шатрах своих”».


http://www.beerot.ru/?p=58490