Йом Кипур — Афтара утренней молитвы Йом Кипура

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3289

Все хорошо знакомы с афтарой из книги пророка Йоны, которую мы читаем в Минху Йом Кипура, но не очень знакомы с афтарой утренней молитвы из книги пророка Йешаяу.

«Кричи во (все) горло, не удерживайся; подобно шофару, возвысь голос твой и объяви народу Моему преступность их и дому Яакова – грехи их» (Йешаяу, 58:1).

Пророк Йешаяу говорит о евреях, которые подвергают себя страданиям и находятся весь день в молитвах, но видят, что Всевышний не отзывается на их молитвы. Это вызывает у них недоумение: «…Почему постились мы, а Ты не видишь, мучили душу свою, а Ты не знаешь?» (т.е. не откликаешься, не реагируешь).

Пророк указывает им на проблемы, из-за которых Всевышний не прислушивается к их молитвам. Эти проблемы не были характерны только для того поколения – они актуальны всегда: «…Ведь в день поста вашего вы находите дело (себе), и работающих на вас притесняете. Ведь для ссоры и распрей поститесь вы и чтобы бить кулаком преступным; не поститесь ныне, чтобы услышан был на высоте голос ваш. Таков ли пост, который избрал Я, – день, (когда) мучит человек душу свою? На то ли (он), чтобы склонять, как тростник, голову свою и вретище и пепел подстилать? Это ли назовешь постом и днем, угодным Г-споду? Не это ли пост, который Я избрал: оковы злости разреши, развяжи узы ярма, и отпусти угнетенных на свободу, и всякое ярмо сорвите».

Евреи постятся, но при этом продолжают грешить – владеют еврейскими рабами и содержат их в неподобающих условиях, в то время как закон говорит, что приобретающий еврейского раба, все равно что приобретает себе господина. К тому же закон разрешает лишь шесть лет использовать труд раба, после чего хозяин должен отпустить его на свободу. Но уже в начале периода первого Храма встречается свидетельство пророка Ирмияу о том, как евреи незаконно порабощали своих братьев, а в книге Эзры рассказывается о том же явлении в период второго Храма. И вот в с такими (и многими другими) нарушениями евреи предстают в день поста перед Всевышним, удивляясь потом, почему Он не «слышит» их. Разве только отказ от пищи на один день требуется от нас? Ведь если человек не исправляет себя, совершая лишь внешние действия, то это выглядит как тот тростник, что сгибается под дуновением ветра, но после вновь распрямляется и возвращается в прежнее положение.

Поясняют комментаторы, что именно поэтому был выбран этот отрывок для афтары Йом Кипура. В нем есть скрытый призыв отказаться от своих желаний и полностью подчинить их Всевышнему, что и является главной задачей в этот день. Когда же разделишь ты хлеб свой с голодным, скитающихся введешь в дом свой, нагого оденешь, а родственнику не откажешь в помощи: «Тогда прорвется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро явится, и пойдет пред тобой правда твоя, слава Г-сподня будет следовать за тобой». 

 «… и от родственника твоего не отвернись» (Йешаяу, 58:7). 

В главе Ки Теце (Дварим, 22:1) написано: «Если увидишь ты быка брата твоего или ягненка его, заблудившегося, (разве) пройдешь (веиталамта) мимо них? Верни их брату твоему». Кроме основного закона (запрета пренебрегать чужой потерей), учат из этого стиха еще одно уточнение к закону. Поскольку сказановеиталамта (и пройдешь мимо), что можно прочесть и без вопросительного знака, – в этом есть намек на то, что возможна ситуация, когда еврей имеет право «пройти мимо» потери. Это разрешается в случае, когда он – человек уважаемый, и гоняться по улице за чужим козленком ему не подобает (за своим он бы тоже не бегал).

Рассказывают о том, как величайший из мудрецов Торы в своем поколении раби Акива Эйгер, однажды прибыл с визитом в Варшаву. Все, кто только мог, вышли, чтобы поприветствовать великого мудреца. Когда люди стали постепенно расходиться, то раби Акива Эйгер попросил, чтобы его отвезли по определенному адресу к одному простому еврею. Все, конечно же, очень удивлялись просьбе рава, думая, что, может быть, там живет какой- то скрытый праведник, о котором еще не известно. Однако мудрец развеял все догадки и сомнения, когда пояснил сопровождавшим, что по указанному адресу проживает его родственник. Раби Акива Эйгер сказал: «Это мой родственник. В Торе сказано об обязанности возвратить потерю веиталамта (и пройдешь мимо), из чего мы учим, что иногда можно пройти мимо, если занятие этой заповедью не соответствует твоему почету. Так приказывает нам Тора вести себя с имуществом ближнего. Однако о родственниках сказал пророк Йешаяу: «… у-ми бсарха ло титалем» («… и от родственника твоего не отвернись»). Это семья, и я обязан их посетить».

«То наслаждаться будешь в Г-споде, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Г-сподни сказали (это)» (Йешаяу, 58:14).

В мидраше «Ялкут Шимони» на Мегилат Рут(4) приводится история об одном еврее, который был богат, но разорился, и из всего, что у него было, осталась с ним только кошерная жена. Чтобы заработать на жизнь, тот человек стал наемным работником. Однажды в поле встретился ему пророк Элияу в виде кочевника. Спросил его пророк Элияу: «Известно мне, что на небесах решили подарить тебе шесть лет благоденствия, только реши, когда хочешь их получить – сейчас или в конце дней?» Подумав, что это гадальщик, который желает подзаработать на нем денег, тот человек прогнал встретившегося ему «кочевника». Однако он вновь и вновь возвращался с тем же вопросом, и тогда человек решил посоветоваться со своей кошерной женой. Сказала ему жена, что если это правда, то пусть пошлют шесть лет благоденствия сразу. С этим ответом человек вернулся к кочевнику. Тот сказал ему: «Ступай домой, и не успеешь ты войти в дом свой, как увидишь, что благословение распростерлось над ним». Не успел он вернуться домой, как дети, игравшие в земле возле дома, нашли огромный клад, которого было достаточно, чтобы прожить шесть лет. Сказала мужу достойная жена: «Если уж смилостивились над нами Небеса, то давай используем эту возможность для того, чтобы заниматься милосердием. Может, Всевышний добавит нам свыше шести лет?» Что они сделали? Все пожертвованные на бедных деньги записывали на бумаге. Однажды пришел пророк Элияу и сказал, что шесть обещанных лет закончились. Ответил ему тот человек, что брал эти годы с согласия жены, и сейчас ответит, посоветовавшись с ней. Жена сказала ответить так: «Если найдешь ты людей более верных, чем мы, тогда передай им доверенное нам достояние». Увидел Всевышний их добрые дела и решил им добавить благоденствия, как сказано: «… и будут дела рук твоих – милосердие и мир» (Йешаяу, 32:17).

Не просто так мудрецы рассказали нам историю о сообразительной женщине. И не просто так дважды подчеркивают для нас, что жена того человека была кошерной. Здесь заключен намек на то, что жизнь наша – не принадлежит нам, и дается нам на время. У нас есть выбор, как распорядиться ею. Но в Рош а-Шана с каждого спросят, насколько правильно он распорядился доверенным ему, и можно ли ему доверить еще один год жизни.


http://www.beerot.ru/?p=5885