«Кто за Б-га – ко мне!» — Глава 11 — Верный пастырь Эмдена

Дата: | Автор материала: Рабанит Хава Крускаль

1892
Редакция «Беерот Ицхак» благодарит правнучку рава Шимшона Рафаэля Гирша рабанит Хаву Крускаль за право переводить ее книгу на русский язык и неоценимую материальную поддержку.
Все права на данный материал защищены! Редакция «Беерот Ицхак» не дает права на перепечатку либо копирование данного материала в любой форме, кроме как с разрешения рабанит Хавы Крускаль.
Данная книга основана на реальных исторических фактах и написана в оригинальной форме ради удобства восприятия материала читателем.

Глава 11. Верный пастырь Эмдена

– Они покрасили весь дом смолой!

– Все черное! Сверху донизу!

– Конечно, они недовольны результатами выборов. Они очень опасаются избрания рава Гирша главным раввином нашего округа, и таким способом выразили свой протест, – объяснил лидер победившей группы, поддерживавшей рава Гирша, увидев, какой ущерб нанесли его дому в городе Эмдене, когда стали известны результаты выборов.

Эта была настоящая война, и даже правительство опасалось демонстраций протеста. 7 Хешвана 5602 (1842) года рав Гирш был избран на должность главного раввина и приступил к своей новой задаче. Пятьдесят вооруженных полицейских были посланы, чтобы охранять раввина от бурно протестующих противников.

Однако сам рав Гирш не волновался. В своей речи, которую он произнес при вступлении в должность, он заявил: «Вскоре мои враги превратятся в моих друзей…». Рав не ошибся.

Город Эмден был местом, где располагался раввинат региона Восточная Фризия, принадлежащего Ганноверскому королевству, и главный раввин нес ответственность за примерно десять общин. Раввинат предоставлял гораздо более широкое поле деятельности, чем в Ольденбурге, и рав Гирш мог сделать там очень многое для поднятия статуса Торы, в соответствии со своими стремлениями.

Члены общин были в большинстве своем бедными людьми, и рав Гирш посвятил много сил тому, чтобы помочь им во всех их делах. Он занимался общественными делами круглые сутки, но, поскольку большинство жителей общин были богобоязненными, соблюдающими заповеди людьми, рав Гирш был счастлив выполнять свою работу и получал от нее большое удовлетворение.

– Уважаемый раввин! Я не верю своим глазам – главный раввин посетил наше скромное жилище! – взволнованно вскричала хозяйка дома. Хозяин поспешил навстречу важному гостю в сопровождении домочадцев, желавших увидеть необычное зрелище.

– Уважаемый рав Гирш! Чем мы удостоились Вашего визита? Пожалуйста, проходите! – сказал хозяин дома, провожая рава в гостиную.

Рав Гирш зашел не спеша, поглаживая головы встретившихся на его пути детей, которые смотрели на него, стесняясь, с почтением и трепетом. Хозяйка быстро принесла угощение, многозначительно посмотрела на детей и вышла вместе с ними из комнаты.

– Я пришел, чтобы дать Вам возможность принять участие в великой заповеди, – начал рав Гирш, – Я хочу создать в нашем городе Эмдене благотворительный фонд, который будет помогать жителям города в получении ссуд.

– Что за благотворительный фонд? – не понял хозяин.

– Мы ходим из дома в дом и собираем цдаку, каждый дает по возможности. Когда наберется достаточно большая сумма, сможем давать ссуды городским жителям.

– А как они будут возвращать ссуды? – поинтересовался хозяин.

– Большие ссуды будут разбиты на сто платежей. Я полагаюсь на то, что каждый из получателей ссуд – человек порядочный. Он приложит усилия и вернет всю ссуду, которую взял, – уверенно сказал рав Гирш.

Хозяин дома достал кошелек и вытащил из него несколько монет:

– Это – маасер [десятая часть дохода, которую каждый еврей обязан отделять на благотворительность – прим. пер.] за последнюю неделю. К сожалению, я не могу дать больше, – смущенно пробормотал он, отдавая деньги раву Гиршу.

– Ничего, каждая копейка дорога, – подбодрил его рав Гирш, – каждый дает, сколько может, и наш фонд постепенно накапливается. Большое спасибо! Да пошлет Вам Всевышний изобилие Свыше!

Рав Гирш вышел и направился к соседнему дому, а хозяин проводил его потрясенным, полным уважения взглядом: «Благотворительный фонд! Раввин округа собственной персоной ходит из дома в дом и собирает деньги! Где еще мы нашли бы такого верного пастыря, который хочет нам только добра и мира…»

Члены общины были горды доверием, которое оказал им рав Гирш, и, несмотря на то, что были нищими, не имевшими копейки за душой, всегда преданно возвращали долги в кассу фонда. Этот фонд, который был одним из первых в своем роде в Германии, действовал более семидесяти лет с момента своего основания.

Город Норден, недалеко от Эмдена. Канун Субботы, и город гудит, как улей: главный раввин округа, рав Шимшон Рафаэль Гирш, оповестил, что приедет на Шаббат в город вместе со своей семьей.

Что случилось? Почему рав решил пуститься в нелегкий путь со своей большой семьей?

Утром в Шаббат жители города собрались в главной синагоге, желая услышать, о чем будет говорить рав Гирш.

Рав Гирш начал свою речь, как всегда, с пылом и вдохновением:

– Тора учит нас очень остерегаться клятв. Даже если ты уверен в своей правоте – постарайся в любом случае, насколько это возможно, избежать клятвы. Когда еврей клянется, это означает, что он целиком и полностью отдает себя на суд Творца и принимает приговор прямо от Всевышнего. Он заявляет, что Всевышний – свидетель того, что он выполнит клятву, и если, не дай Б-г, содержание клятвы даже частично – неправда, Всевышний воздаст поклявшемуся, если клятва будет нарушена!

– О чем он говорит? – шепотом спросил один из слушателей.

– Он объясняет, насколько серьезен вопрос клятвы, и что еврей должен остерегаться и вообще не клясться, – тоже шепотом ответил ему стоящий рядом.

Слова рава Гирша произвели на публику сильное впечатление, однако люди недоумевали: «Лишь ради этой потрясающей речи рав приложил такие усилия и приехал на Шаббат в наш город?» Лишь двое из присутствующих там поняли, к кому были направлены эти слова. Одним из них был крупный промышленник, нееврей, который зашел в синагогу из любопытства, услышав, что выступающий – главный раввин всего округа. «Я ведь сужусь с евреем. На следующей неделе он должен дать клятву перед раввином округа, как требует закон. А тут мне как раз довелось увидеть раввина округа», – подумал промышленник. Однако внимательно послушав речь рава, он почувствовал, что слова оказали на него большое влияние. И его оппонент – еврей, которого суд обязал дать клятву перед раввином округа в Эмдене, тоже присутствовал там. Он вышел из синагоги, охваченный размышлениями: неужели раввин приехал на Шаббат в другой город только для того, чтобы произнести эту пламенную речь для него? Чтобы дать ему всем сердцем прочувствовать, насколько серьезен вопрос клятв в Торе? После исхода Субботы промышленник-нееврей пришел в гостиницу, где остановился рав Гирш.

– Уважаемый раввин, – сказал он, – сегодня утром я слышал Вашу речь в синагоге, и понял, что у Вас, евреев, относятся к клятве с большой серьезностью. Так что я пришел сообщить Вам, что я не собираюсь требовать от еврея клясться, как постановил суд.

– Но ведь Вы можете проиграть дело! – поразился рав Гирш.

– Тем не менее, я решил уступить, поскольку убедился, насколько тяжел грех напрасной клятвы для вас, евреев, – твердо ответил промышленник. Рав Гирш простился с ним очень сердечно и с большим волнением.

В тот же вечер, не ведая об этом визите, тот еврей подошел к раву Гиршу и торжественно заявил, что теперь, после того как услышал речь рава, он не готов клясться, даже если проиграет в суде.

Рав Гирш выиграл дело!

Его преданность своим подопечным не знала границ. Он много занимался восстановлением мира между людьми, однако в случае необходимости умел проявлять твердость и стоять на своем, никого не боясь. В одной синагоге во время молитвы возникали помехи и продолжительные ссоры, и старосты синагоги были не в состоянии справиться с этим. Когда раву Гиршу стало известно, что происходит, он потребовал полностью закрыть синагогу на какое-то время.

Около шести лет рав Гирш провел на посту главного раввина округа в Эмдене. Когда он согласился на предложение принять должность раввина Моравии (части Австро-Венгерской империи), члены эмденской общины стали уговаривать его не покидать их. Они даже предложили повысить ему зарплату. Но рав Гирш знал, что люди Эмдена – малоимущие, и повышение зарплаты раввину будет для них слишком тяжелой ношей, и поэтому отказался. Люди собрались в главной синагоге, которая с трудом вмещала такое количество пришедших. В трогательной до слез речи рав Гирш простился со своей общиной в Эмдене.

Перевод – Л. Г. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=6272