Законы Шаббата рава Позена 11 — Глава 12 — Отбор (борэр) — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1709

Глава 12. Отбор (борэр)

Предисловие редакции. Эта мелаха часто является камнем преткновения в Шаббат, и очень многие, а точнее – все, кто не изучил ее досконально, часто совершают нарушение именно этой мелахи. Поэтому необходимо повторить ее неоднократно, и по возможности изучить главу 319 в «Мишне Бруре». 

(Продолжение)

4. Путем отбора и путем еды

Наши мудрецы, благословенна их память, учат нас, что еврей только тогда нарушает запрет Торы на отбор, когда он выбирает тем же способом, как это делают в поле или в хранилищах. Действия, совершенные таким образом, как это делают во время еды, не запрещены. Действие считается отбором, если оно совершается одним из трех следующих способов:

А. Если выбирают несъедобные части из пищи, и здесь нет разницы, нужно ли это в данный момент или понадобится только через некоторое время.

Б. Если выбирают съедобную часть из несъедобной, не собираясь ее использовать в данный момент.

В. Если выбирают съедобную часть из несъедобной даже для немедленного использования, но с помощью какого-либо инструмента.

Эти действия запрещены как относящиеся к мелахе отбора. Однако если мы выбираем съедобную часть из несъедобной, чтобы использовать сразу же, и делаем это рукой, а не инструментом, это не тот способ, которым выполняется мелаха отбора, и такое действие квалифицируется как необходимое для еды и разрешено в Шаббат.

Следовательно, главный признак, в зависимости от которого действие считается запрещенным или разрешенным, – это сделано ли оно таким образом, как это делают при отборе, или таким образом, как это делают при еде (мудрецы передали нам правила, по которым мы можем об этом судить). Поэтому есть случаи, когда даже сделанные с помощью инструмента действия, а также отбор несъедобного из съедобного могут считаться необходимыми для еды, и разрешаются, как будет объяснено ниже.

5. Условия отбора

Чтобы какие-либо действия рассматривались как мелаха отбора, должны выполняться следующие условия:

а. Должны обязательно присутствовать два вида. Если же есть только один вид, можно выбирать любым способом, даже большой или маленький кусок.

б. Два вида пищи должны быть перемешаны, и человек должен выбирать из смеси один из них. Но если они уже разделены, можно взять один, и это не называетсямелахой.

в. Должна выполняться мелаха отбора, то есть, чтобы осуществлялись два условия, при которых действие считается мелахой: а) должна осуществляться цель мелахи, б) выполнение мелахи должно происходить соответствующим ей образом.

Другими словами, человек нарушает Шаббат в том случае, если своими действиями он достигает цели мелахи отбора, то есть, выбирая, «исправляет» продукт и делает его пригодным для еды. И еще одно условие: способ его действий должен совпадать с обычно применяемым для отбора, а именно: отделение съедобного от несъедобного. Если же отделения съедобного от несъедобного как такового не происходит, например, когда отделяют что-либо в самой еде (или в несъедобной части), то, несмотря на то, что тем самым «исправляют» продукт, делая его годным для еды, при этом не совершают нарушения, так как мелаха не сделана в соответствующей форме. Более подробные разъяснения смотрите в пунктах 8 и 9.

6. Два вида

Запрет выбирать действует только в случае, когда перед нами есть два разных вида. Если же есть только один вид пищи, к примеру, большие и маленькие куски рыбы, разрешается выбирать любым способом. При этом куски должны быть равноценными по качеству. Но если они различны, например, если перемешаны вареные куски с жареными, или одни приготовлены в сладком соусе, а другие в кислом и т.п., они уже считаются разными видами, и запрет отбора вступает в силу. Более того, даже если они равноценны, но среди них есть немного пережаренные куски, они рассматриваются как два вида, и отбор запрещен. По этой причине яичный белок и желток тоже считаются разными видами, и к ним относятся все законы отбора.

7. Отбор из смеси

Поскольку цель мелахи – отделение одного вида от другого, мелаха отбора совершается, только если виды перемешаны. А если они лежат на некотором расстоянии друг от друга, то они уже отделены, и можно брать один из них, не боясь нарушить запрет. Аналогично этому, когда твердое тело находится в жидком, например, кусочек рыбы или мяса в бульоне (прозрачном) или яйцо в воде, разрешено выбирать любым способом. Ведь поскольку оба вида различаются сами по себе, отдельно, и не образуют смеси, к ним не относится понятие отбора.

Но этот закон относится только к случаю, когда речь идет о кусках достаточно больших, так что человеческий глаз выделяет их как самостоятельные. Но если они маленькие и не заметны ясно как нечто отдельное, они рассматриваются как смесь, и выбирать запрещено. Поэтому нельзя удалять муху, упавшую в напиток. Хотя можно сравнить эту ситуацию с куском рыбы или мяса в соусе, ведь, как и там, муха различима, мудрецы пришли к мнению, что все же муха слишком мала и не достаточно заметна, а потому считается частью смеси. Таким образом, единственный способ вытащить муху – это достать ее вместе с небольшим количеством жидкости.

Исходя из этого принципа, мы могли бы сказать, что большие куски или большие плоды разных видов, лежащие вместе, хорошо различимы и не должны считаться смесью. Но было установлено, что и в данном случае следует придерживаться законов отбора. Однако в этом случае следует облегчить по сравнению с другими вариантами отбора: если необходимый нам кусок или плод находится под другим, разрешается убрать верхний, чтобы добраться до нужного нам. Но сделать это разрешается только непосредственно перед едой.

Главная цель мелахи – отделяя годную часть пищи от негодной, исправить и подготовить продукт к употреблению. Поэтому, если виды не смешаны, выбирая один из них, мы не осуществляем отделения. Но если два вида, даже очень хорошо различимые, для употребления в пищу требуют отделения друг от друга, это «исправление» будет входить в запрет мелахи отбора.

Кусок, часть которого съедобна, а часть нет, все время, пока они вместе, негоден в пищу, и поэтому отделять несъедобную часть запрещено (или наоборот, съедобную, если это не происходит непосредственно перед едой). Каждый вид хорошо различим, и здесь нет смеси, но поскольку для употребления в пищу они требуют «исправления», разделения, этот случай относится к мелахе отбора. Таким образом, отделяя съедобную часть одного куска от несъедобной, мы тоже можем совершить работу отбора, так как тем самым «исправляем» продукт и приготовляем его для еды. По этой причине запрещено отрезать от жирного куска мяса жир, если мы не собираемся его есть, поскольку этим мы готовим кусок мяса для употребления в пищу. Похожая ситуация – когда снимают с поверхности супа жировую пленку, которую не хотят есть. Хотя каждый вид хорошо различим, но пока суп покрыт жиром, мы не будем его есть. И поэтому, снимая жировую пленку, мы «исправляем» суп и делаем его годным в пищу, что является выполнением мелахи отбора.

8. Действие отбора – с позиции цели мелахи

Цель мелахи отбора – «исправить» и подготовить продукт к использованию. Поэтому если, выбирая, мы не исправляем продукт до конца, и съедобная и несъедобная части все еще смешаны, действие не считается отбором. Даже если до того большое количество несъедобного было смешано с едой, а теперь его осталось совсем немного, все время, пока не окончено «исправление» продукта, то есть он не очищен от негодной части полностью, мелаха не совершена. Тем не менее, поскольку есть комментаторы, полагающие, что запрет отбора относится и к отделению негодной части самой по себе (даже если при этом еда еще не исправлена – прим. пер.), на практике мы берем вместе с негодной частью немного от съедобной части (см. ниже). Так, когда суп покрыт пленкой жира (и они слегка перемешаны), а мы хотим есть суп без жира (в таком случае жир считается несъедобной частью), можно снять жир таким образом, чтобы небольшая часть его осталась в супе. Поскольку в результате суп остался смешанным с жиром, цель мелахи не выполнена до конца, и мы не можем назвать такое действие совершением запрещенной мелахи. Тем не менее, следует также удалить вместе с жиром немного супа, чтобы соблюсти закон и по мнению, что нельзя брать несъедобную часть без небольшого количества еды, даже если толика негодной части остается внутри еды. И так же поступать наоборот, то есть выбрать всю негодную часть, взяв при этом также немного еды, запрещено, так как тем самым мы исправляем еду, очищаем ее от мешающей нам части и, следовательно, выполняем цель мелахи отбора.

9. Действие отбора – с позиции формы мелахи

В каждом виде мелахи существует особый способ ее совершения, и только совершая ее в такой форме, мы можем нарушить закон. Обычно это так и называется: «сделанное в форме данной мелахи». Также и в отборе нам переданы особые признаки формымелахи. Как объяснялось выше, способ совершения мелахи отбора – разделение съедобного и несъедобного. Поэтому, даже если продукт исправлен с помощью отбора (см. выше п. 8), чтобы считать мелаху совершенной, мы также должны сделать этот отбор по определенной форме.

Представим себе кусок, часть которого съедобна, а часть нет, например, жирный кусок мяса. Если мы не хотим есть жир, он будет считаться несъедобной частью. В этом случае мы можем разрезать кусок либо по съедобной части (здесь – мясо), либо по несъедобной (жир). И хотя, разрезая по съедобной части, мы делаем ее годной для употребления, поскольку мы не совершили отделения полностью, то есть не сделали отбор в требуемой форме (разделение съедобного и несъедобного), наше действие рассматривается, как будто мы разрезали еду (или несъедобную часть) надвое. (Некоторые требуют, чтобы, разрезая мясо, оставляли вместе с жиром определенную значимую часть мяса). В этом заключается суть описанного выше разрешения достать упавшую в напиток муху, взяв при этом немного самого напитка. И хотя мы все-таки исправляем оставшийся напиток, делая его пригодным для питья, и тем самым выполняем цель мелахи, все же, поскольку мы не делим на месте несъедобной части, это подобно случаю с мясом и жиром. И как там разрешалось разрезать по мясу, так и здесь, в месте, где нет мухи, нет смеси съедобного и несъедобного, и мы можем вынуть муху вместе с небольшим количеством напитка, тем самым разделяя внутри напитка и не совершая при этом мелахи отбора. (Есть, однако, законоучители, несогласные с таким подходом, и считающие, что следует отливать жидкость из бокала до тех пор, пока муха не выйдет вместе с ней.)

Точно так же, если имеется виноградная гроздь, в которой есть испорченная ягода, мы не можем удалить эту ягоду из-за запрета отбора, но мы можем оторвать целиком маленькую веточку, на которой вместе с другими находится и эта ягода. И хотя этим действием мы очищаем всю остальную гроздь, мелаха отбора при этом не совершена, так как мы отделяли в месте съедобной части. (Затем, сразу перед едой, можно отделить испорченную ягоду от маленькой веточки следующим способом: держась одной рукой за испорченную ягоду, потянуть другой рукой веточку, чтобы испорченная ягода осталась в руке.)

Таким образом, для совершения мелахи отбора необходимы два условия:

а) чтобы была выполнена цель мелахи, то есть, чтобы в результате отбора продукт был исправлен (или несъедобная часть отделена). Поэтому, если выбирают таким образом, что съедобная и несъедобная части остаются смешанными, это не считается мелахойотбора и разрешено. И вдобавок к этому:

б) должно быть совершено действие отбора, т. е. необходимо разделить между съедобной и несъедобной частями. И поэтому, когда разделяют по съедобной части (или наоборот), хотя мы готовим тем самым пищу к употреблению, это не называется отбором, поскольку в этом случае не выполнено действие отбора. Это рассматривается лишь как разделение надвое пищи (или несъедобной части), что разрешено.

Все сказанное относится к вещам хорошо различимым, таким как кусок мяса с жиром или суп с пленкой жира на поверхности. Однако в случае, когда виды плохо различимы, то есть перемешаны вместе, они считаются смесью, и тогда даже разделение по съедобной части квалифицируется, как выделение еды из несъедобной части, и запрещено.

10. В процессе еды – для немедленного использования 

Только если действие выполнено так, как производится мелаха сортировки, оно называется отбором. Однако если сортировка делается в процессе еды, она не является отбором и разрешена. Что мы называем «процессом еды»? Если выбирают съедобное из несъедобного, рукой и чтобы использовать немедленно, а не через некоторое время. Что называется немедленным использованием? Непосредственно перед трапезой (в вещах несъедобных – перед тем, как ими воспользоваться), то есть в то время, когда обычно начинают готовить трапезу, отбор съедобной части считается началом процесса еды. Естественно, это время меняется в зависимости от объема трапезы. Если на трапезу приглашено много гостей, то она требует более серьезной подготовки, и начинается эта подготовка гораздо раньше. В таком случае и отбирать съедобное из несъедобного разрешается раньше. Однако для небольшой трапезы следует начинать отделять буквально непосредственно перед самой трапезой. Поэтому запрещено начинать готовиться к утренней субботней трапезе рано утром: следует дождаться времени, когда молящиеся выходят из синагоги (или близко к этому времени), иначе подготовка не будет считаться сделанной «непосредственно перед едой».

Нет разницы, готовим ли мы для себя или для других, участвуем мы в трапезе или нет. Тот же закон действует, когда готовят корм для скотины: и в этом случае разрешается выбирать съедобное из несъедобного непосредственно перед кормлением.

11. Отбор рукой

Когда разрешается отделять пищу от несъедобных частей непосредственно перед едой, подразумевается, что мы должны делать это рукой, так как только тогда это считается частью процесса еды. Отбор же с помощью инструмента не разрешен, так как называется «путем совершения мелахи». Необходимо отметить, что есть случаи, когда сортировка с помощью инструмента входит в «процесс еды», и тогда разрешают выбирать и инструментом. Поэтому разрешается есть вилкой, ножом и ложкой, даже если при этом разделяют съедобное и несъедобное, поскольку понятие «процесс еды» включает в себя пользование этими предметами, и мы не обязаны есть руками.

Сказанное выше справедливо только во время еды. Однако перед едой в момент приготовления пищи не следует пользоваться этими инструментами для отделения съедобного от несъедобного. Например, не следует пользоваться ножом, чтобы отделить мясо от костей и т. д. перед едой, – это нужно делать рукой (см. ниже). Тот же закон действует, если мы хотим снять сливки с молока, чтобы добавить их в кофе: нельзя для этого воспользоваться ложкой, так как это будет считаться отбором с помощью специального предмета. Но разрешается слить сливки с молока – это считается отбором вручную. Можно даже снять их ложкой, если мы возьмем немного молока вместе со сливками, или, наоборот, оставим чуть-чуть сливок в молоке, способом, описанном в пп. 8 и 9. (Хотя мы писали выше, что не следует использовать перед едой инструменты даже для отделения съедобного из несъедобного, по этому вопросу нет единого мнения, и некоторые разрешают снять ложкой сливки с молока, чтобы добавить их в кофе. Согласно этой точке зрения, разрешается также воспользоваться ножом перед едой, чтобы отделить мясо от костей и пр. Поэтому в ситуации, когда невозможно сделать разделение рукой, следует проконсультироваться у раввина.)

Только если выбор произведен с помощью предназначенного для этого предмета, есть различие, сделано ли это во время еды или непосредственно перед ней. Например, отделение мяса от костей ножом мы разрешили во время трапезы и запретили перед ней. Однако, предположим, нужно только взять что-либо из еды с помощью прибора, к примеру, насадить на вилку один из кусочков и извлечь его из общей массы. В этом случае нет отбора инструментом, вилка лишь помогает достать то, что нам нужно, такое действие не называется «отбором с помощью инструмента» и разрешается, как и любое отделение съедобного от несъедобного непосредственно перед едой.

Если у нас есть стакан с напитком, на дне которого скопился осадок, например, стакан кофе с гущей, можно перелить сам напиток с тем, чтобы осадок остался в стакане, и это равнозначно отделению рукой. И хотя стакан тоже помогает нам в отделении, но так как отбор не производится инструментом, он считается ручным, и поэтому его можно делать также перед едой (или питьем). (Сказанное относится к ситуации, когда сливают всю отстоявшуюся часть. Если же часть напитка остается вместе с осадком, это вообще не считается отбором и разрешено даже задолго до трапезы, см. выше п. 9.)

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=6276