Благословение луны — «Кидуш а-Левана»

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2361
благословение луны

Общие сведения

«Кидуш а-левана» – «Освящение луны» (или «Благословение луны») – это одно из благословений, составленных членами Великого собрания, чтение которого является очень важной заповедью. Поэтому следует приложить все усилия для того, чтобы ее исполнить, как положено. В Талмуде сказано, что, исполняя эту заповедь, человек будто предстает перед Творцом (Санедрин, 42а; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», п. 1; «Йосеф Омец», п. 467).

Почему мы произносим благословение именно на луну, а не на какое-нибудь иное небесное тело, которое намного крупнее луны? Потому что луна является наглядным примером постоянного обновления мироздания, что явно указывает на непрерывную связь Творца с Его созданиями («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 426:2).

Временные рамки заповеди

Поскольку во время благословления луны необходимо получать удовольствие от ее свечения, заповедь Кидуш а-Левана можно исполнить со времени, когда луна отражает уже достаточно солнечного света и до того времени, когда она начнет убывать. В вопросе о том, с какого времени можно начать благословлять луну, мнения законоучителей разошлись. Некоторые считают, что заповедь вступает в действие только через семь суток после рождения луны [«Шулхан Арух», там же, п. 4; Рама ми-Пано, п. 78; согласно этой точки зрения следует большинство сефардов и хасидов («Бен Иш Хай», Ваикра, шана шния; п. 23; «Каф а-Хаим», 426:61). В отношении ночи седьмого дня после рождения луны существуют разные мнения (см. «Биркей Йосеф», 426:4; Рама ми-Пано, там же и др.)]. Согласно другому мнению, заповедь освящения луны можно исполнить уже через трое суток после рождения луны («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 426:13; «Мишна Брура», там же, п. 20). Рождение луны (молад) – это время, когда луна невидна, из-за того, что она находится максимально близко к солнцу.

Даже тот, кто всегда благословляет луну только по прошествии семи суток, если по какой-либо причине он не может исполнить заповедь после седьмых суток, например, в случае если он должен пройти операцию до этого времени и будет не в состоянии прочесть Кидуш а-Левана до середины месяца, он в одноразовом порядке может сделать это по прошествии трех суток после новолуния, полагаясь на второе мнение («Алихот Шломо», «Тфила», 15:10 и «Рош Ходеш», 1:27).

Чтобы установить точное время убывания луны и, соответственно, определить время завершения исполнения заповеди благословления луны, необходимо знать продолжительность лунного месяца.

Согласно устному приданию, полученному во время синайского откровения, лунный месяц продолжается 29 суток, 12 часов, 44 минуты и три целых и три десятых секунды. После полнолуния, которое происходит примерно в середине лунного месяца, луна начинает отражать все меньше и меньше солнечного света. Поэтому, поделив продолжительность лунного месяца надвое, мы узнаем точное время начала убывания луны, после которого уже нельзя исполнить заповедь освящения луны. Другими словами, по истечении четырнадцати суток, восемнадцати часов и немногим больше двадцати двух минут после рождения луны завершается время благословления луны.

Заметим, что отсчет ведут не от начала месяца, а именно от точного времени рождения луны, которое происходит за сутки, а то и за двое до новомесячья. Согласно некоторым мнениям (в соответствии с которыми установлен закон в «Шулхан Арухе», там же, п. 3) до завершения пятнадцати суток после новолуния читают Кидуш а-Левана с упоминанием имени Творца, пока не пройдет шестнадцать – без упоминания имени Творца, после этого – не читают вообще.

Отличия в обычаях

Основу Кидуш а-Левана составляет благословение луны, приведенное в Талмуде. Остальная часть текста, приведенная в сидурах во многом зависит от обычаев каждой отдельной общины. Так, например, ашкеназы в завершении читают молитву «Алейну», а сефарды не читают; сефарды после благословления луны произносят «Кадиш де-Рабанан», а ашкеназы – «Кадиш Ятом».

Способ исполнения заповеди

Перед тем, как совершить заповедь освящения луны, необходимо проверить, разрешено ли в этом месте произносить святые тексты: нет ли поблизости неприкрытых канализационных ям, помоек, уборных, испражнений, навоза («Мишна Брура», там же, п. 21). Необходимо чтобы одежда, тело и руки того, кто благословляет, были чистыми, а также, чтобы и он и все присутствующие были одеты согласно правилам скромности.

Даже тому, кто уже выучил Кидуш а-Левана наизусть, следует каждый раз читать текст, глядя в сидур («Мишна Брура», 100:2).
Перед тем, как читать Кидуш а-Левана, нужно взглянуть на луну, но особо пристально всматриваться в нее не следует.

Исполнить заповедь освящения луны возможно только при условии, что луна не затянута облаками. Легкое облако, сквозь которое хорошо видно луну, не является достаточной причиной, чтобы отложить благословение луны на более позднее время («Мишна Брура», там же, п. 3). Хотя многие представители сефардских общин предпочитают, по возможности, дождаться времени, когда луна не будет затянута даже прозрачным облаком («Морэ бе-Эцба», п. 184; «Каф а-Хаим», 426:18). Если одну часть луны заслоняет плотная туча, а другую ее часть отчетливо видно, разрешено прочитать Кидуш а-Левана («Алихот Шломо», «Рош Ходеш», гл. 1, «Двар Алаха», п. 44). Если луна затянулась облаками уже после того, как начали читать благословление, его дочитывают до конца («Мишна Брура», там же, п. 3). В случае если представляется очевидным, что до того, как успеют прочитать благословление, луна может затянуться тучами, его откладывают на другое время, когда луна будет отчетливо видна («Мишна Брура», там же, п. 3).

Если в принципе луна видна, но человек не имеет возможности ее увидеть, например, из-за проблем со зрением или потому, что он не может выйти в то место, где видно луну, ему следует послушать, как тот, кто ее видит, читает Кидуш а-Левана и ответить «Амен» на его благословление. При этом необходимо, чтобы произносящий благословление имел намерение, что он делает это также и для человека, который не видит луну, а человек, который не видит луну, в свою очередь должен иметь намерение, что Кидуш а-Левана читают так же и для него. Если нет такого человека, который может благословить луну, как положено, то тот, кто не видит луну, читает Кидуш а-Левана, не упоминая в благословении Имя Творца («Биур Алаха», там же, п. 2; «Ор ле-Цион», ч. 3, гл. 4; «Хазон Овадья», «Диней Кидуш а-Левана», стр. 364-366).

Тот, кто без очков луну не видит, а в очках видит ее достаточно отчетливо, благословляет сам («Шаарей Тшува», там же, п. 1).

Кидуш а-Левана не читают в крытом помещении, т. к. во время освящения луны мы, образно говоря, предстаем перед Создателем, и чтобы засвидетельствовать свое почтение и преклонение перед Ним, нам следует выйти к Нему навстречу, а не оставаться в здании, ожидая, чтобы Он сам пришел. Ведь чтобы встретить важного гостя, человек иногда выходит из дома, тем более необходимо это сделать, когда речь идет о Царе всех царей («Кидуш Левона», 5:1). Но если выход на улицу сопряжен с опасностью для здоровья, или если человек себя плохо чувствует, разрешено прочитать Кидуш а-Левана, находясь в комнате, из которой возможно увидеть луну через открытые окна или двери («Мишна Брура», там же, п. 3). Если по какой-либо причине, например, из-за холода или ветра, невозможно открыть окно, разрешено произнести благословение и при закрытом окне при условии, что луну будет видно через стекло («Мишна Брура», там же, п. 21; «Шаар а-Циюн», п. 25).

Разрешено благословлять луну, стоя под зонтом или под кроной дерева («Яскиль Авди», ч. 8, п. 38).

Кидуш а-Левана изначально следует читать стоя, не облокачиваясь ни на какие предметы, но тот, кто читал сидя, постфактум исполнил заповедь. Человеку, которому тяжело читать стоя, даже изначально разрешено благословлять луну, облокотившись на какой-либо предмет, сидя, или даже лежа, но при условии, что ему видно луну («Шулхан Арух», там же, п. 2; «Биюр Алаха», там же).

Во время исполнения заповеди освящения луны необходимо стоять по направлению к Земле Израиля, жителям Израиля – по направлению к Иерусалиму, а жителям Иерусалим – по направлению к Святая Святых. Стоять нужно прямо, соединив ноги, подобно тому, как это делают во время молитвы «Шмоне Эсре» («Йесод вэ-Шореш а-Авода», шаар 9, гл. 1, иньян «Кидуш а-Левана»; «Левушей Мордехай», таньяна, «Орах Хаим», п. 117).

Во время исполнения заповеди освящения луны необходимо выглядеть должным образом, как человек, которому назначена аудиенция с царем («Шулхан Арух», там же, п. 2). И если человек не хочет специально для исполнения заповеди освещения луны облачиться в праздничную одежду, он по крайней мере должен постараться выглядеть достойным образом («Мишна Брура», там же, п. 7).

Во время чтения благословения запрещено прерываться даже для того, чтобы тому, кто пожелал «Шалом Алейхем!» ответить «Алейхем а-Шалом!» и тем более – на посторонние разговоры («Ишей Исраэль», 40:33).

Человек, которому тяжело произносить слова вслух так, чтобы слышать то, что он говорит, как это положено делать, когда читают молитвы и благословения, может прочитать Благословение луны шепотом. Тот, кто не может прочитать Кидуш а-Левана даже шепотом, должен послушать, как благословляет вслух другой человек, а если такой возможности нет, то прочитать текст Освящения луны, не произнося его вообще, «про себя» («Шулхан Арух», там же, 185:9 и 206:3).

Изначально Кидуш а-Левана читают при большом стечении народа, ибо, чем больше людей, участвует в заповеди, тем ее исполнение более значимо: «Чем у царя больше подданных, тем больше его величие» (Мишлей, 14:28). Когда эту заповедь невозможно выполнить при большом стечении народа, следует постараться исполнить ее, по крайней мере, в присутствии Миньяна (кворума, состоящего, как минимум, из десяти евреев старше тринадцати лет). Человеку, которому трудно организовать массовое благословение луны, следует постараться собрать еще двух участников исполнения этой заповеди («Хаей Адам», 68:11), а если и это не получается, то благословлять луну самому («Каф а-Хаим», «Орах Хаим», 426:13).

Когда Кидуш а-Левана читают без миньяна, «Алейну» и «Кадиш» не читают («Имрей Йошар», «Моэд», п. 111 от имени Хазон Иша).

Время исполнения заповеди

Кидуш а-Левана читают исключительно ночью. Время исполнения этой заповеди – от выхода звезд и до зари (Рамо, там же, 426:1; «Бен Иш Хай», «Ваикра», шана шния; п.23; «Яскиль Авди», ч. 8, 20:53).

Наиболее благоприятные времена для благословения луны: после завершения Маарива (вечерней молитвы) исхода субботы, Йом Кипура и праздника Шавуот, когда все люди находятся в приподнятом настроении и облачены в праздничные одежды («Шулхан Арух», там же, п. 2; «Мишна Брура», там же, п. 5). Если ближайший исход субботы придется уже после 11 числа месяца, не ждут его, а благословляют луну вечером любого другого дня из-за опасения, что ближайшие дни будут облачными и в таком случае вообще может не удаться исполнить заповедь (Рамо, там же, 426:2; «Мишна Брура», там же, п. 6). В тех регионах и в то время года, когда из-за погодных условий не часто представляется возможность увидеть луну, следует исполнить заповедь сразу, как пришло время и не ждать исход субботы («Йешуот Яаков»).

Выше упоминалось, что Кидуш а-Левана следует читать при большом стечении народа, либо, по крайней мере, в присутствии миньяна. Если представилась возможность исполнить заповедь Кидуш а-Левана в присутствии миньяна не на исходе субботы, а на исходе субботы такой возможности, по всей вероятности, не будет, нужно исполнять ее сейчас и не ждать исхода субботы.

В субботние и праздничные ночи не читают Кидуш а-Левана, даже если праздничная ночь начинается на исходе субботы. Этому есть ряд причин, связанных с каббалой, и ряд причин, объяснимых логически. Благословляя луну, мы просим Всевышнего о разных благах, а в субботу о личных нуждах не молятся («Минагей а-Маариль», «Алахот Хаг а-Шавуот», п. 7). Существует опасение, что для того, чтобы прочитать Кидуш а-левана, человек по ошибке вынесет молитвенник в место, не окруженное ирувом, тем самым непреднамеренно нарушив запрет выноса предметов из частного владения в общественное («Сде Хемед», маарехет «Рош а-Шана», 2:2). В порыве радости, испытываемой от исполнения заповеди, человек может пуститься в пляс, что в субботу и праздники запрещено («Шаар а-Циюн», там же, п. 12).

Если после субботы или праздника завершается время исполнения заповеди освещения луны, разрешено благословить луну в субботнюю или праздничную ночь, учитывая перечисленные выше опасения, чтобы непреднамеренно не нарушить законы субботы и праздника («Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же, п. 12). Заповедь освещения луны в субботу нужно исполнить до вечерней молитвы («Матэ Эфраим», 625:5, «Элеф а-Маген», п. 6). При этом читают только текст благословления, опуская все остальные просьбы и молитвы («Арух а-Шулхан», там же, 426:10).

Многие не благословляют луну до конца девятого Ава, т. к. все первые девять дней месяца Ав являются днями траура по разрушенным святыням. После Маарива исхода общественного поста девятого Ава обуваются, делают омовение рук, немного перекусывают и устраивают церемонию освещения луны («Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же, п. 8).

Кто обязан в заповеди

Женщины освобождены от заповеди освящения луны, т. к. она является заповедью, ограниченной временными рамками, а от такого рада заповедей женщины, как правило, освобождены. Принято, что эту заповедь женщины не исполняют даже в качестве устрожения («Маген Авраам», 426:1).

Принято приучать детей с возраста шести-семи лет к заповеди освящения луны («Мишна Брура», там же, п. 1).

Человек, у которого скончался один из семи самых близких родственников, как правило, освобожден от исполнения заповедей, пока тело усопшего не будет предано земле (онэн). Однако если время исполнения заповеди освящения луны может пройти, то в случае, когда похоронами его родственника занимаются другие люди и его участия в подготовке к похоронам не требуется, он должен прочитать Кидуш а-Левана («Даат Тора», 71:1).

В течение первых семи дней траура (шива) человек, находящийся в трауре по одному из семи самых близких родственников (авель), не участвует в заповеди освящения луны. Если после завершения недели траура пройдет время исполнения этой заповеди, авелю разрешено выйти из дома и в одиночестве прочитать Кидуш а-Левана («Мишна Брура», там же, п. 11).

Каббала

Согласно Каббале, по завершению чтения Кидуш а-Левана следует протрясти полы одежды («При Эц Хаим», шаар «Рош Ходеш», гл. 3 от имени Аризаля и «Маген Авраам», 426:11 от имени «Китвей Аризаля»). Некоторые смотрят на нити цицит, проверяя их кашерность. Что общего у заповеди цицит с заповедью благословения луны? Выше упоминалось, что, благословляя луну в начале месяца, мы будто предстаем перед Творцом. В Талмуде (Менахот, 43б) про заповедь цицит тоже сказано, что тот, кто исполняет ее с рвением и любовью, удостаивается предстать перед Всевышним («Маргалиот Ям», Санедрин, 42а). В проверке нитей цицита во время Кидуш а-Левана содержится также намек на то, что в будущем Всевышний уравняет свет луны свету солнца и заповедь цицит, которая сейчас исполняется только днем, поскольку в отношении нее сказано: «И увидят их (нити)», то есть время заповеди только в такое время, когда видны нити, будет исполняться круглосуточно («Ар Цви», «Орах Хаим», ч. 1, п. 11; «Алихот Шломо», «Рош Ходеш», гл. 1, «Орхот Алаха», прим. 124). Да будет угодно Создателю удостоить нас этого в скорости, в наши дни!

Благословение, о котором мы говорим, называется Кидуш а-Левана. Это напоминает нам церемонию «кидушин» (посвящение в жены), когда невеста переходит в статус законной женой. Невеста, подобно луне, до определенной поры была сокрыта от мужа, а после кидушин открывается ему во всей своей красе («Даркей Моэд», п. 417). В тексте Кидуш а-Левана мы провозглашаем: «Давид, царь Израиля, живой и ныне здравствующий!». Хотя в самом начале и в самом конце месяца луны почти не видно (т. к. она находится очень близко к солнцу), но мы полностью уверенны в том, что она очень скоро проявится и к середине месяца раскроется в полную силу. Подобно этому царство династии Давида, величие которого временно сокрыто от глаз, будет возрождено и предстанет миру во всем своем великолепии. И еврейский народ, как верная жена, вернется вновь к своему мужу – Создателю мира (Рамо, там же, 426:2).


http://www.beerot.ru/?p=71217