Пути праотцов — Возвращение к истинному доверию ко Всевышнему

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1126
теперь

Еврейские мудрецы в качестве одной из причин разрушения Первого и Второго храмов и изгнания нашего народа называют отход от Торы. При этом, одним из этапов этого считается грех разведчиков. Однако отход от Торы именно здесь явно не прослеживается.

Основной проблемой разведчиков и поверившего им народа был недостаток доверия к Всевышнему.

Наш учитель рав Моше Шапиро неоднократно объяснял, что эмуна — это не просто вера. Эмуна – это вера и доверие. Наши праотцы в пустыне подвергались испытанию именно в вопросе доверия ко Всевышнему. К сожалению, это испытание они не выдержали. Первыми этому испытанию подверглись Адам и Хава. Они поддались искушению змея, и отведали запретный плод вопреки воле Всевышнего. Причиной этого было их желание исполнить волю Создателя «лучше», чем Он заповедовал. В основе этого лежал недостаток доверия Адама и Хавы к Творцу. Змей внушил им, что, запретив плод Познания добра и зла, Всевышний тем самым скрыл пути служения, которые «ещё лучше», чем те, которые Он реально заповедал. Всевышний поведал нам в Торе, что исполнение Его воли – это цельное добро и благословение для нас. Дурное начало нашептывает нам, что есть «лучшие варианты» с примесью запретного.

К своей беде, человек зачастую доверяет своему ненавистнику (дурному началу) больше, чем Всевышнему.

Тора начинается с Берешит — בְּרֵאשִׁית. Раши объясняет: берешит как бишвиль решит — буквально «для того, что называется решит». А слово решит подразумевает народ Израиля и Тору. Некоторые понимают, что тут имеются в виду два замысла. Однако мне видится, что речь идет о двух частях единого целого. Евреи стали народом, приняв на себя Тору. То есть, принятие и исполнение Торы, которое завершило образование нашего народа, — это и есть замысел Всевышнего в сотворении мира. Наш народ провозгласил «исполним и будем внимать» (נעשה ונשמע). Это был величайший акт веры и доверия к Творцу. Это было исправлением греха Адама и Хавы. Однако это исправление началось уже с Авраама, как написано в мишне Авот (5:3).

Десятью испытаниями был испытан Авраам, и все их выдержал.

Видится, что основой всех испытаний было испытание на крепкость веры и доверия Творцу. Этим Авраам начал исправление греха Адама и Хавы. Однако оно не было завершено. Это исправление продолжили наши праотцы Ицхак и Яаков, а затем и их потомки в Египте и в пустыне. Кульминацией этого было провозглашение «исполним и будем внимать». Тем не менее, исправление не было завершено. Наш народ был испытан в конце 40 дней поднятия Моше на гору Синай, и в целом не выдержал испытания, ведь был создан Золотой телец. Далее народ Израиля подвергся 10 испытаниям в пустыне, и также не выдержал их, что свидетельствовало о недостатке веры и доверия к Творцу.

Если бы наш народ прошёл все испытания в пустыне, он бы вошёл в Святую Землю во главе с Моше, который построил бы Храм, и это стало уже окончательным Избавлением. Приведено в трактате Санедрин, что приход Машиаха, окончательное Избавление, зависит от нашей тшувы. Мне видится, что исправления такого тяжёлого недостатка, как недоверие к Всевышнему и Его Торе – это основа тшувы. Неспроста пророк Хаввакук определил, что вся Тора стоит на одном фундаменте: «Праведник верой будет жить» (2:4; Макот, 24а).

В этом глобальном исправлении есть удел у каждого из нас.

У каждого еврея, включая праведных геров, есть силы исправить недостаток веры и недоверия к Творцу. Эти силы мы получили от нашего праотца Авраама.

Мы должны понимать, что недостатком доверия ко Всевышнему и Его Торе мы испытываемся постоянно. Именно это нам необходимо исправить.

Недостаток доверия и является причиной отхода от изучения и исполнения Торы.

Очень часто человек отходит от Торы именно потому, что не доверяет Всевышнему полностью. Речь здесь идёт о недостатке качества, называемого тмимут (цельность). «Я — Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною, и будь целен», — говорит Всевышний, явившись Аврааму (Берешит, 17:1). Это качество необходимо нам по отношению к Всевышнему и Его Торе. После революции в России очень многие евреи, включая соблюдавших на тот момент заповеди, поддались агитации Троцкого, который был зажигательным оратором. Не были, к сожалению, исключением, и ученики ешив. Но истинной причиной его успеха среди евреев было то, что у многих из них к тому моменту доверие ко Всевышнему и Его Торе уже было утрачено.

Пример противоположного отношения к Всевышнему и Торе приводится в книге воспоминаний рава Ицхака Зильбера.

Его отцу, раву Бенциону Хаиму Циюни (Зильберу), удалось привить сыну цельную веру в обещание Всевышнего вернуть еврейский народ в Святую Землю в условиях господства антирелигиозной советской власти. А ведь в те времена отнюдь не у всех соблюдающих заповеди еврейских родителей хватало духа передать своим детям цельность веры и доверия к Творцу. Однако папа рава Ицхака ответил на его вопрос о грядущем возвращению в Землю Израиля с такой уверенностью, что маленький Ицхак Зильбер без всяких сомнений отправился в местное отделение НКВД с просьбой разрешить ему выезд из СССР. Здесь для нас важна сила веры рава Бенциона, отца рава Ицхака, которую ему удалось передать своему сыну.

Есть ситуации, когда то, что говорит Тора, многие годы выглядит невероятным, однако, по прошествии времени исполняется.

Например, в трактате Йома приводится агада о том, что в конце дней будет смертельная борьба между двумя царствами: Эдомом, олицетворяющим западный мир, и Тирасом. Причём рав Йосеф указывает там, что Тирас – это Персия (Йома, 10б). Однако до последних лет Персия и её наследник Иран многими не воспринимались, как государство, имеющее вес на мировой арене. И только сегодня на наших глазах усилившийся Иран стал реально противостоять западному миру. Это ещё один урок того, что даже если реальное состояние мира как будто не соответствует Торе, именно в ней и в словах наших мудрецов заложена абсолютная истина. В своей брошюре «Вечность еврейского народа», изданной в Израиле, рав Ицхак приводит множество примеров самых, казалось бы, невероятных пророчеств Торы, сбывающихся в наше время. Всё исполнится в своё время и на своём месте!

Сказано в трактате Шаббат: «Если ранние мудрецы как ангелы для нас, то мы – люди. А если ранние мудрецы для нас как люди, то мы – как ослы» (112б).

Это, казалось бы, обидное высказывание, наши мудрецы объясняют следующим образом. Человек способен представить себе и понять вещи гораздо более высокого уровня, чем он сам. Осёл же не способен понять и принять, что есть кто-то выше него. Если мы воспринимаем еврейских мудрецов прошлых лет такими же людьми, как мы сами, то мы просто не понимаем, что существует что-то более высокое, чем мы, со своим ограниченным разумом. Так воспринимает мир осел. Если же они для нас как ангелы, то это признак того, что сами мы люди, способные представить себе, и понять то, что выше нас самих, а поэтому и принять их слова.

Сказано у пророка Йешаяу от имени Всевышнего: «Ибо мысли Мои – не ваши мысли, и не ваши пути – пути Мои» (55:8).

Мы очень далеки от постижения путей Творца и Его Торы. И если мы не в состоянии осмыслить величие ранних мудрецов, то что можно сказать о уровне нашего осмысления Письменной и Устной Торы? Проблема человека в том, что он считает абсолютной истиной только то, что понимает. Это человеческое качество стало источником эллинизма, суть которого в отрицании того, что невозможно познать через ощущения.

Мы сегодня остаёмся евреями потому, что ради этого шли на смерть многие поколения наших предков.

Вся Европа пропитана еврейской кровью, пролитой за это на протяжении более чем тысячелетия. Почему наши предки шли на смерть ради сохранения веры в Творца и Его Тору? Потому, что в нашем народе было знание того, что есть что-то Высшее по отношению к окружающему нас миру. Еврейский народ сохранился благодаря тому, что нёс в себе Б-жественную душу, тесно связанную со Всевышним, и знал, что истинны только Творец и Тора. Когда это доверие теряется, и человек погружается в материальный мир, соблазняется греческой мудростью и отрицает то, что не вмещается в её рамки, он отходит от Торы. Это самое страшное, что может произойти. Исправлением этого является восстановление доверия к Всевышнему и Его Торе.

При получении Торы на горе Синай наш народ провозгласил: «Исполним и будем внимать».

Не зная заповедей Торы Всевышнего, наш народ доверился Ему в силу веры, и знания, что Всевышний вершит всё к добру. И Он избрал евреев из всех народов мира именно благодаря этому доверию. Это стало основой получения Торы. Для нас же сейчас укрепление в себе доверия ко Всевышнему является основой возвращения к ней. Мы должны понимать, что не на все вопросы у нас сегодня есть ответ, но Всевышний и Его Тора, как Письменная, так и Устная, – это истина. В этом состоит наше исправление первопричины греха Адама, греха разведчиков и многих других грехов.

Возвращение к истинному доверию ко Всевышнему и Его Торе, а также возвращение к изучению и исполнению тесно переплетаются друг с другом.

Сам труд над глубоким пониманием Торы основан на доверии и знании её истинности. Постижение Торы озаряет наши души светом Всевышнего, что побуждает нас довериться Ему. А исполнение заповедей как положено, прилепляет нас к Его воле, что также озаряет наши души. Однако необходима сила характера, чтобы противостоять влиянию дурного начала.

У нас есть духовные силы вернуться к истинному доверию к Всевышнему и его Торе.

Эти силы заложены в нашу Б-жественную душу, которую нам необходимо пробудить в себе и в других. Мы должны укрепить в себе эти силы трудом над Торой и исполнением Его заповедей. Это пути наших праотцев, к которым мы должны вернуться. Это путь к окончательному избавлению. Дай нам Б-г в скорости удостоиться этого.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=88129