Ваера — Цепочка чудес

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

642

Недельная глава Ваера

«Авраам и Сара были уже стариками, достигшими преклонных лет» (Берешит, 18:11).

Когда два злодея, Гитлер и Сталин, разделили между собой Польшу печально известным пактом Молотова-Риббентропа, они решили оставить посредине крошечную страну, Литву – свободной. Более того: оставить ее границы открытыми. Это позволило десяткам тысяч евреев, и среди них множеству учеников ешив, сбежать из ада, начинавшегося в Польше. Однако прошло немного времени, и русские завоевали и Литву. Запретили ешивы.

Нужно было срочно уезжать из СССР. Но как и куда?

Во-первых, у них не было гражданства. Беженцы из захваченной Польши. Во-вторых, ни одна страна, ни одно государство не согласилось принять евреев на свою территорию. В-третьих, нужно было разрешение на выезд из СССР. А каждый, кто подавал заявление на выезд из «советского рая», сразу же подозревался в сопротивлении коммунистическому режиму, и его посылали на «перевоспитание» в Сибирь, в трудовой лагерь. В-четвертых, если каким-то чудом и дадут разрешение на выезд, необходимо заплатить огромный налог. А откуда взять деньги? Если из-за границы – сразу предъявляют обвинение в незаконном получении валюты, и тогда арест обеспечен.

Короче говоря: непроходимые стены.

И вот, неожиданно, кто-то вспомнил, что когда-то в газете была статья, что в Карибском море есть Голландские Антильские острова, и самый большой из них — Кюрасао. Они принадлежат Голландии, и правительство заинтересовано в заселении. Поэтому был выпущен закон, что любой, кто желает поселиться там – может это сделать. Не нужно визы, не нужно оплаты никаких пошлин. Приезжай и живи. Обратились в голландское посольство, и те подтвердили: действительно — может приехать любой желающий. Это было первое чудо.

Конечно, никто не собирался ехать на эти острова, где были только вода и небо, пальмы и чайки. Обратились в японское посольство с просьбой получить транзитную визу для проезда на эти острова, с планом «застрять» в Японии на все время войны. Одним чудом было то, что хотя Литва была уже захвачена русскими, японское посольство все еще находилось в Вильнюсе. Вторым чудом было то, что японский посол запросил разрешения правительства и получил отказ, и, вопреки полученному указанию, стал выдавать визы еврейским беженцам. Когда кончились бланки посольства, он стал печатать визы на чистых листах, и ставил свою подпись и печать. Когда печатная машинка сломалась, он стал писать от руки, и ученики ешивы помогали ему – ставили печати. Вернувшись домой, он обнаружил себя уволенным из-за этого.

Четвертое чудо было таково:

чтобы получить разрешение на выезд, было необходимо иметь иностранное гражданство, ведь советским гражданам не позволялось покидать страну. Ученики ешив были беженцами из Польши. А ведь Польша перестала существовать. Удалось достать подтверждение гражданства у польского правительства, находившегося в изгнании в Лондоне. Правительства, чьи законы Советский Союз не признавал! Однако в этом случае – просто невероятно! – признали это гражданство. Чтобы получить разрешение на выезд, следовало подать заявление в печально известный НКВД. Многие опасались, что там собирают все имена и адреса, чтобы потом всех недовольных режимом отправить в Сибирь. Так что люди записывались с огромным страхом, с колотящимся сердцем. Тем не менее, записались тысячи.

И, еще одно чудо – разрешение было получено. С одним условием: что поездка в Японию пройдет по Транссибирской магистрали, под контролем. И билет стоил двести долларов на человека. Тогда это была огромная сумма. Откуда у несчастных беженцев такие деньги? Была послана телеграмма в «Комитет спасения» в США: «Остались считанные часы. Помогите, спасите нас. Скорее! Займите деньги, пошлите оплату в Интурист. Никогда не забудем!».

В кратчайшее время были собраны 50 000 долларов – сумма, в наше время равная миллионам. И НКВД почему-то не стал ничего расследовать, проигнорировал связь с капиталистической державой.

Великий рав Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир» в то время, свидетельствовал, что пока они не приехали во Владивосток и не сели на корабль, направлявшийся в Японию, он все время опасался, что они вот-вот обнаружат себя заключенными в сибирском трудовом лагере! Ну, какое это чудо по счету?

Мы закончили? Какое там!

Со временем беженцев выслали из Японии в захваченную Японией часть Китая. Они приехали в город Шанхай. Там проживала маленькая еврейская община, несколько десятков семей. Однако они обнаружили в городе шикарную синагогу, где было более пятисот мест и роскошная столовая, рассчитанная на сотни людей. Откуда?! Выяснилось, что один из потомков местных жителей был преуспевающим бизнесменом в Америке. Он помнил свою родину, и построил огромную синагогу в память о своем отце. Однако община была маленькой, и синагога пустовала. Оказалось, что она просто ждала сотни учеников ешивы «Мир»!

На протяжении всех военных лет японцы – союзники проклятых нацистов – позволяли жить у себя ученикам ешивы, которые так и не получили визу на проживание в их стране, ведь они были «по пути» на остров Кюрасао, и являлись подданными Польши, которую японское правительство не признавало. Помощь на пропитание они получали из Америки – страны, с которой Япония воевала. Деньги приходили через черный рынок (на котором курс доллара был намного выше, чем официальный), с которым японское правительство вело беспрерывную войну.

Немцы, чьи советники находились в Японии, вели активную антисемитскую пропаганду, и требовали уничтожить тысячи еврейских беженцев, которые нашли приют в Японии. Японцы уже даже согласились посадить всех евреев на корабль, якобы с целью переправить в безопасное место, и потопить корабль. Однако один японский офицер раскрыл этот злой умысел, и когда это стало известно широкой публике – замысел провалился.

Ну, сколько уже чудес получилось?

Честно говоря, не нужно и считать. Ведь все существование народа Израиля – это одно сплошное чудо. «Клянусь своей жизнью, — пишет Яавец (предисловие к книге «Бейт Яаков»), что нет большего чуда в мире, чем невероятное существование народа Израиля в последнем изгнании на протяжении около двух тысяч лет – овечка среди семидесяти волков, которые так и жаждут ее сожрать. Когда я задумался над этими чудесами, понял, что они гораздо сильнее, чем даже те удивительные чудеса, которые совершал для нас Всевышний в Египте, в пустыне и в Земле Израиля!»

Но более того: само зарождение народа Израиля тоже было чудом!

«Авраам и Сара были уже стариками, достигшими преклонных лет». Ему – сто, ей – девяносто. И это еще не все: «Сара была бесплодна, не было у нее детей». Она по природе не могла рожать, была бесплодной.

Полное отчаяние, никаких шансов!

Тем не менее – родили сына и основали народ Израиля!

А вся основа родословной Машиаха? Рут, моавитянская принцесса, оставляет свой народ, свою родину и дом своего отца, и идет за Наоми: «Твой народ – мой народ, твой Б-г – мой Б-г». Какие шансы у нее были выйти замуж, да еще и за Боаза, главу поколения? Тем более, что закон о том, что запрет гиюра для моавитян и аммонитян распространяется только на мужчин, а не на женщин, еще не был принят по всем мнениям. И в тот день, когда Боаз женился на ней – в ту же ночь умер.

Это учит нас, что основа народа Израиля, его существование и его избавление – противоречат любой логике.

Это всегда происходит после полного отчаяния, посредством цепочки чудес. А ведь говорится, что «то, что происходит с общиной – происходит всегда и с отдельным человеком», и мы явно видим это в жизни каждого из вас!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88164