Ваеце — Возможность приобрести Тору

Тот, кто изучает Тору, и тот, кто не изучает

Недельная глава Ваеце

Сказано в мидраше («Берешит Раба», 72:3), что как Лея, так и Рахель, должны были родить четверых сыновей. И когда Рахель уступила Лее, она потеряла двоих. А Лея приобрела их, причем это были именно Иссахар и Зевулун, которые договорились между собой, что Звулун делится с Иссахаром своими доходами, чтобы тот мог спокойно учить Тору, а Иссахар за это удостоит Зевулуна доли в Торе Иссахара в мире грядущем. Если подумать, здесь возникает большой вопрос. Тора настолько велика и возвышенна, что ее нельзя приобрести ни за какой капитал в мире, как сказано в Шир а-Ширим: «Если отдаст человек все богатство своего дома за любовь, лишь презрение будет его уделом». Как же Зевулун мог заключить свой известный договор с Иссахаром?

Есть история в Гемаре. Иллель и Шевна были двумя братьями. Иллель учил Тору, а Шевна занимался торговлей. Иллель жил очень стесненно, зарабатывал одну монету в день, и половину ее отдавал за право учиться в бейт-мидраше. Когда он стал «великим Иллелем», Шевна сказал ему: «Давай станем компаньонами, я буду тебя кормить, а за это разделим между собою твою Тору». В тот же момент раздался голос с неба: «Если отдаст человек все богатство своего дома за любовь, лишь презрение будет его уделом».

Однако все это верно, когда Шевна пришел договариваться с Иллелем после того, как Иллель учил Тору и стал большим мудрецом. В таком случае, все деньги, которые предложит Шевна, чтобы получить часть Торы Иллеля – даже все свои деньги – не будут равны стоимости учебы: «Лишь презрение будет его уделом». Однако до учебы – Зевулун вполне может сказать Иссахару: «Ты давай, учи Тору, а я буду заниматься бизнесом и обеспечивать и тебя, при условии, что у меня будет доля в твоей Торе».

И действительно, Гемара рассказывает (там же), что были два брата – Шимон и Азарья, и Шимон учил Тору с помощью своего брата Азарьи, который обеспечивал его, чтобы получить долю в учебе брата. Шимон упоминается в Гемаре, как «Шимон, брат Азарьи», и Раши объясняет, что Шимон был великим мудрецом, таннаем, и учил Тору благодаря своему брату, который обеспечивал его всем необходимым. Поэтому он и упоминается по имени своего брата Азарьи.

Рав из Поневежа говорит, что возможность «купить» Тору за деньги – это очень нетривиальная вещь, ведь Тора дороже любых денег.

Необходима совершенно особая сила, чтобы привести эту возможность в мир.

Сказано в книге «Хафец Хаим о Торе»: «Именем “Иссахар” называются учащие Тору, мудрецы Торы, как сказано: “А из сынов Иссахара… двести глав раввинских судов…” Причем Иссахар пришел мир в силу того, что равно деньгам – это мандрагоры, которые Лея дала Рахели. Это учит нас, что без тех, кто поддерживает своими деньгами учащих Тору, Тора не может существовать».

Лея обрела право провести ночь с Яаковом за мандрагоры.

Здесь в Торе раскрывается невероятный новый канал: возможность купить «Иссахара» – а именно, возможность приобрести за деньги или за нечто, равное деньгам, учебу Торы другого человека. А раз возникла возможность обрести Тору за деньги, очевидно, что должен был быть и тот, кто желает и может купить – Зевулун. Поэтому Лея удостоилась и Иссахара, и Зевулуна.

Тора настолько велика и дорога, что нет никакой награды, которую можно дать за Тору – кроме самой Торы. В будущем мире вся жизнь будет вокруг Торы, и даже в седьмом тысячелетии люди не будут интересоваться ничем, кроме Торы. Поэтому, человек, который в свое время не учился, и не попробовал сладости учебы, не будет иметь никаких шансов понять, о чем вообще идет речь, и даже если каким-то образом удостоится будущего мира, будет сидеть там, ничего не понимая, и не найдет никакого вкуса в учебе.

Тем не менее, существует решение этой проблемы: договор Иссахара и Зевулуна. Этот договор позволяет и тем, кто не могут сидеть и учиться, приобрести себе долю в учебе посредством того, что они материально поддерживают мудрецов Торы, которые сидят и учатся.

Рамбам в «Законах царей» (гл. 12, алаха 5) пишет: «В то время (в седьмом тысячелетии) не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, поскольку все добро будет в изобилии, и все удовольствия будут доступны, как песок, и весь мир будет занят только одним: изучением слова Творца. Поэтому все евреи будут великими мудрецами, знающими скрытое, и постигнут мысль своего Творца, насколько человек в состоянии ее постигнуть, как сказано: “Ведь вся земля наполнится знанием Творца… как море – водой”».

Лет шестьдесят назад, когда мы учились в паре с равом Хаимом Каневским, он как-то сказал мне: «Арье, ты знаешь, что я твой друг. Я знаю, что ты понимаешь арамейский язык, так что я тебя умоляю: прочти книгу “Зоар” хотя бы один раз. Прочти, что поймешь – то поймешь, а что не поймешь – хотя бы прочитаешь. Ведь в седьмом тысячелетии будут учить и “Зоар”. Эта книга содержит множество тайн, которые никто не в состоянии понять, но тогда объяснят и все эти тайны, и у людей будут глаза сиять от счастья, от великого наслаждения понять их. А ты – если не сделаешь, что я тебе говорю, будешь сидеть и локти кусать, почему в свое время не прошел “Зоар” хотя бы один раз…».

Тому, кто поддерживал Тору, как Зевулун, будут объяснять все точно так же, как Иссахару. Возможно, именно об этом сказано: «Радуйся, Зевулун, при выходе своем… а Иссахар – в шатрах своих». Главную радость Звулун ощутит при выходе своем из этого мира в будущий, а Иссахар, сидящий в шатрах Торы, способен почувствовать ее сладость и в этом мире.

Рав из Поневежа рассказывал о себе самом, что Хафец Хаим стал рассказывать ему о черных облаках, сгущающихся над Европой, о приближающейся Катастрофе, после которой не останется почти ничего, они оба разрыдались. А потом он спросил Хафец Хаима: «Рав, что же будет?» И тот ответил стихом из пророка Овадьи (1:17): «На горе Цион будет спасение!»

Рав Каанеман понял, что это – завещание для него: воссоздать учебу Тору на Земле Израиля, построить ее с любовью, которая спасет и восстановиמ народ Израиля. Это завещание он выполнял с невероятной самоотверженностью, построив в Израиле царство Торы с самого нуля.

Не раз он говорил, со слезами на глазах: «Вы знаете, что я отдал народу Израиля? Я мог бы стать главой поколения, великим мудрецом народа Израиля! Я наделен всеми необходимыми для этого талантами! И все это я посвятил еврейскому народу, я отдал свою личную жизнь, свой почет. Пожертвовал всем, строя ешиву Поневеж, чтобы Тора не забылась в народе Израиля».

Как известно, великого Маарша звали рав Шмуэль Эйдельс. Эйдел (Ида) – это была его свекровь, и поскольку она обеспечивала его, чтобы он мог сидеть и спокойно учиться, не думая о пропитании, его называют по ее имени.

Так и сейчас – в ешивах и коллелях сидят мудрецы Торы, учатся в святости и приверженности Творцу, а в своих домах сидят евреи, которые поддерживают их, и когда они попадут на Небеса – вся эта Тора будет называться по их имени.

Однако, несмотря на великие заслуги поддерживающих Тору, следует помнить, что тот, кто учит Тору сам, обладает большим достоинством.

Однажды к раву Аарону Котляру пришел один еврей и спросил: «Как известно, Зевулун и Иссахар получают одну и ту награду в будущем мире. Так зачем мне быть Иссахаром? Лучше я буду Зевулуном, буду заниматься бизнесом, зарабатывать деньги и поддерживать Иссахара. Так у меня будет и этот мир, и будущий!»

Ответил ему рав Аарон: «Ты глубоко ошибаешься! Стоит быть Иссахаром именно ради того, чтобы у тебя был этот мир! Ведь Иссахар сидит, и спокойно, с радостью учит Тору. Звулун же постоянно занят своим бизнесом, часто ему приходится разъезжать по миру, нередко у него нет времени спокойно поесть, побыть вместе со своей семьей, его голова все время забита планами и тревогами… Если ты хочешь быть счастлив в этом мире – тебе стоит стать Иссахаром!»


http://www.beerot.ru/?p=88315